г. Краснодар |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А63-5/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А63-5/2022, установил следующее.
Некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - фонд) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции (далее - управление) от 30.11.2021 N 1578.
К участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Ефимова Т.В.
Решением от 01.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы законностью, обоснованностью и исполнимостью оспариваемого предписания управления.
В кассационной жалобе фонд просит принятые судебные акты отменить, заявление - удовлетворить. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального и процессуального права. Фонд считает, что суды не установили наличие полномочий у управления в части вынесения предписания в отношении фонда, не в полной мере осуществили проверку положений предписания на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, не учли доводы заявителя о том, что требования предписания нарушают права фонда, создают ему необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности. По мнению подателя жалобы, предписание управления не соответствует требованиям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.10.2021 на основании обращения Ефимовой Т.Б. управление издало распоряжение N 3415 о проведении в отношении фонда внеплановой документарной проверки по вопросу некачественного выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества (кровли) собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Ленина, д. 19А (далее - МКД).
По результатам проверки выявлено нарушение фондом пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), которое выразилось в следующем. В соответствии с региональной программой "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 N 225-п, региональным оператором заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества указанного МКД, в том числе и по капитальному ремонту кровли. На момент проведения проверки работы по капитальному ремонту данного дома выполнялись подрядной организацией и не были завершены. Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 30.11.2021.
Управление выдало фонду предписание от 30.11.2021 N 1578 (с учетом акта об исправлении технических ошибок (опечатки) от 13.12.2021) о возложении обязанности на фонд обеспечить завершение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД в срок до 10.01.2022.
Не согласившись с предписанием, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 182 Жилищного кодекса, постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 N 607-п "Об утверждении Положения об управлении Ставропольского края - государственной жилищной инспекции" (далее - постановление N 607-п), правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.06.2017 N 6-КГ17-4.
Суды установили, что управление выдало предписание в пределах своих полномочий, согласно действующему законодательству.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом. Функции регионального оператора определены в статье 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 15 статьи 20 Жилищного кодекса).
В силу пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)" осуществление государственного жилищного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Внеплановые проверки (мероприятия) проводят в пределах своей компетенции контрольные (надзорные) органы, их должностные лица (часть 3 статьи 7 Закона N 248-ФЗ).
В зависимости от вида контроля (государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) его проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (часть 1 статьи 26 Закона N 248-ФЗ).
Какой именно орган будет проводить проверку (мероприятие), зависит от требований, соблюдение которых будет проверяться. Для каждого вида контроля (надзора) орган определен соответствующим положением о виде контроля (надзора) (пункт 1 части 5 статьи 3 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением N 607-п, Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный жилищный контроль (надзор), лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Ставропольского края, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно подпункту 2 пункта 7 Положения об Управлении Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции, утвержденного N 607-п, задачами управления является осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований, предусмотренных частью 15 статьи 20 Жилищного кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 10 постановления N 607-п управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право составлять акты по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, на основании которых выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и устанавливать сроки их устранения.
С учетом названных положений суд округа соглашается с выводом судов двух инстанций о том, что проверка проведена, а оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий, данных управлению как органу государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 N 225-п "О региональной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы"" утвержден перечень многоквартирных домов, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту, в указанный перечень входит и спорный МКД, на 2020 - 2022 год запланирован ремонт крыши.
Согласно приложению N 1 к краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, утвержденному приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2019 N 208, плановая дата завершения работ по капитальному ремонту кровли в МКД установлена до 31.12.2020.
В нарушение названных требований фонд не завершил проведение работ по капитальному ремонту общего имущества - кровли в МКД на дату проведения проверки, что зафиксировано в акте проверки от 30.11.2021. В связи с чем управление выдало фонду предписание от 30.11.2021 N 1578 о необходимости необходимо в срок до 10.01.2022 устранить выявленные в ходе проверки нарушения посредством обеспечения проведения и завершения работ по капитальному ремонту общего имущества - кровли в МКД.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о том, что управление правомерно выдало фонду оспариваемое предписание. С учетом изложенного предписание управления не нарушает права и интересы фонда, не возлагает на него незаконные обязанности и не создает препятствия для осуществления экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А63-5/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 2 пункта 7 Положения об Управлении Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции, утвержденного N 607-п, задачами управления является осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований, предусмотренных частью 15 статьи 20 Жилищного кодекса.
...
В нарушение названных требований фонд не завершил проведение работ по капитальному ремонту общего имущества - кровли в МКД на дату проведения проверки, что зафиксировано в акте проверки от 30.11.2021. В связи с чем управление выдало фонду предписание от 30.11.2021 N 1578 о необходимости необходимо в срок до 10.01.2022 устранить выявленные в ходе проверки нарушения посредством обеспечения проведения и завершения работ по капитальному ремонту общего имущества - кровли в МКД."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф08-12984/22 по делу N А63-5/2022