г. Краснодар |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А61-748/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" (ИНН 1513072450, ОГРН 1181513006575), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1513060134, ОГРН 1161513053404), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А61-748/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ривьера" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) о признании недействительным отказа от 27.01.2022 N 30 в предоставлении водного объекта или его части в пользование.
Решением суда первой инстанции от 07.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании лицензионного соглашения к лицензии на пользование недрами ВЛК N 80180 ТР обществу предоставлено право пользования недрами в отношении лицензионного участка площадью 14,53 га., расположенного на территории Кировского района Республики Северная Осетия-Алания в русле реки Терек.
Общество 12.01.2022 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении водного объекта или его части в пользование.
Приложением к указанному заявлению обществом также представлен "План водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации на 2022 год".
По результатам рассмотрения заявления министерством направлен в адрес общества мотивированный отказ от 27.01.2022 N 30.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 11 Кодекса на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Кодекса физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В силу части 3 статьи 23 Кодекса в случае отказа в предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявителю мотивированный отказ.
Согласно подпункту "а" пункта 9 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 N 18 (далее - Правила), в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование для юридического лица указываются сведения о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, индивидуальный номер налогоплательщика, код по ОКВЭД по основной деятельности, соответствующий цели предполагаемого водопользования, адрес электронной почты.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование прилагается при необходимости документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
В силу пункта 20 Правил представление заявления о предоставлении водного объекта в пользование, заполненного с нарушением требований пункта 9 Правил, представление документов не в полном объеме, в нечитаемом виде является основанием для приостановления рассмотрения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование, о чем заявителю сообщается в течение 2 рабочих дней со дня представления документов посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в заявлении, или с использованием информационной системы.
В силу подпункта 4 пункта 22 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2020 N 400 (далее - Регламент), в перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению, входит информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации.
При вынесении судебных актов суды указали, что поскольку заявление о предоставлении части водного объекта в пользование подано обществом в лице генерального директора в отсутствие документов, подтверждающих полномочия осуществлять действия от имени юридического лица, а также реквизитов о лице, подающем заявление за юридическое лицо, обществом нарушены требования к его оформлению.
В то же время из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что заявление общества о предоставлении в пользование части водного объекта подано в министерство юридическим лицом в лице генерального директора Акоти А.А., который согласно выписке из ЕГРЮЛ является единственным учредителем и генеральным директором общества.
Исходя из этого, в случае, если контролирующий орган имел основания для сомнений в достоверности представленных документов, Правилами предусмотрена возможность для приостановления рассмотрения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование с целью устранения возможных недостатков.
Вместе с тем дополнительные документы министерство у общества не запрашивало.
Поскольку доказательств, подтверждающих безусловное несоответствие представленных обществом документов требованиям законодательства в материалы дела не представлено, то отказ министерства в предоставлении водного объекта или его части в пользование от 27.01.2022 N 30 следует признать неправомерным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку отказ министерства является неправомерным, то по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса суд вправе возложить на министерство обязанность принять к рассмотрению заявление общества в пределах полномочий, предоставленных министерству.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А61-748/2022 отменить.
Признать недействительным отказ от 27.01.2022 N 30 в предоставлении водного объекта или его части в пользование.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания принять к рассмотрению заявление общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" от 12.01.2022 о предоставлении части водного объекта в пользование.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 20 Правил представление заявления о предоставлении водного объекта в пользование, заполненного с нарушением требований пункта 9 Правил, представление документов не в полном объеме, в нечитаемом виде является основанием для приостановления рассмотрения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование, о чем заявителю сообщается в течение 2 рабочих дней со дня представления документов посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в заявлении, или с использованием информационной системы.
В силу подпункта 4 пункта 22 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2020 N 400 (далее - Регламент), в перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению, входит информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2022 г. N Ф08-13520/22 по делу N А61-748/2022