Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2257/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Г." об оспаривании в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Пунктом 18084 в Приложение N 1 к Перечню на 2022 год, пунктом 17844 в Приложение N 1 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Общество с ограниченной ответственностью "Г." (далее по тексту ООО "Г.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что является собственником здания с кадастровым номером N наименованием "административно-бытовое здание (зона отдыха)", находящемся на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения зоны отдыха", что, безусловно, не свидетельствует о размещении на участке объектов в целях, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. По техническому паспорту в здании назначение помещений, их разрешенное использование или наименование не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Мероприятия по обследованию нежилого здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечни на 2022, 2023 годы министерством имущественных отношений Самарской области не проводились. Административный истец считает, что нежилое здание не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку не предназначено и в спорные налоговые периоды не использовалось в целях размещения офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и, соответственно, не являлось административно-деловым либо торговым центром. Включение объекта в Перечни влечет необоснованное увеличение налогового бремени, права и законные интересы общества нарушены.
В судебном заседании представитель административного истца М.В.А., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в письменных дополнениях. При этом указала, что размещение гостиничного комплекса по рассматриваемому адресу утверждено распоряжением ООО "Г.". Помещения в здании используются исключительно для приготовления питания постояльцам гостиничного комплекса "С.", на территорию которого свободный доступ отсутствует, проход только для проживающих лиц.
Представитель административного ответчика М.М.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требованиях по доводам, изложенным в письменных возражениях, указывая, что по сведениям, полученным из ЕГРН, нежилое здание с кадастровым номером N с наименованием "административно-бытовое нежилое здание (зона отдыха)", соответствует критериям пп. 2 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Дополнительно объект используется для осуществления деятельности гостиничного комплекса, в том числе по оказанию услуг общественного питания и бытового обслуживания. По технической документации площадь помещений для оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания составляет более 20% от всей площади объекта, что подтверждает соответствие объекта критериям п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Оснований для не включения объекта в оспариваемые Перечни не имелось. Осмотр объекта для определения фактического использования не требовался, поскольку сведения из ЕГРН и технической документации позволяли включить здание в оспариваемые Перечни.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, обсудив доводы административного искового заявления и возражения на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
В пункт N 18084 Приложения N 1 к Перечню на 2022 год в пункт N 17844 Приложения N 1 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
Согласно выпискам из ЕГРН административному истцу ООО "Г." на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, площадью 540,1 кв. м, имеет назначение: нежилое, наименование: "административно-бытовое нежилое здание (зона отдыха)", в количестве 2 этажей, в том числе подземных 1, расположено в пределах объекта с кадастровым номером N - земельного участка категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения зоны отдыха. Земельный участок принадлежит на праве собственности административному истцу ООО "Г.".
Из технической документации на здание, составленной Сызранским районным филиалом ГУП ЦТИ, поступившей по запросу суда, на дату обследования 13.09.2007, зона отдыха: административно-бытовое нежилое здание (нежилое здание для кратковременного пребывания людей) по адресу: <адрес>, общей площадью с подвалом 540,1 кв. м, следует, что по экспликации к плану строения объект включало назначение частей помещения:
- 1 этаж - обеденный зал, стойка (2), коридор (2), сан. узел (4), складское (2), холл (2), кабинет администратора (2), кухня, подсобная, комната отдыха, кафе, общей площадью 226,2 кв. м,
- 2 этаж - комната отдыха (2), кабинет бухгалтера, зал отдыха, склад, сан. узел (2), подсобная, детская, минизал, общая площадь 232, 4 кв. м,
- подвал - прачечная, подсобная (2), общей площадью 81, 5 кв. м.
Аналогичная информация содержится в техническом паспорте, представленном административным истцом, в материалы дела.
По сведениям технического учета, в здании имеются помещения, предназначение которых предполагает размещение объектов бытового обслуживания, а именно прачечная площадью 41,4 кв. м.
Такие помещения, как обеденный зал (площадью 90,1 кв. м), кухня (площадью 29,1 кв. м), кафе (площадью 29,7 кв. м), являются объектами общественного питания и в совокупности занимают площадь 148,9 кв. м.
Таким образом, по данным технического (инвентаризационного) учета в здании с кадастровым номером N совокупность площадей, занятых объектами бытового обслуживания и общественного питания, составляет 190,3 кв. м или 35,2% от общей площади здания (540,1 кв. м).
Наличие в здании помещений с наименованием "кабинет администратора" и "кабинет бухгалтера", не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов, так как термины "кабинет" и "офис" не тождественны.
Помещения с назначением "складское" и "склад", по мнению суда, не относится к объектам торговли, поскольку согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст (действовавший до 01.10.2023), под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Аналогичные понятия содержатся и в "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденном Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст (введенный в действие с 01.10.2023).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, если такие помещения как склад используются в деятельности по продаже товаров (услуг), они могут быть признан предназначенными или используемые для размещения торговых объектов только в случае, если включают в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Как следует из технической документации, в состав рассматриваемого здания не входят помещения, предназначенные для размещения торговых объектов.
Из договора аренды нежилых помещений, содержащих в материалах реестровых дел рассматриваемого здания и, поступившего по запросу суда из ППК Р. в порядке судебного межведомственного электронного взаимодействия, следует, что по договору N 1 аренды административно-бытового нежилого здания от 01.07.2016, заключенного между ООО "Г." и ИП Т.Г.Г., последнему в аренду было предоставлено здание, общей площадью 540,1 кв. м, предназначенное для проведения торжеств на территории зоны отдыха. Срок действия договора стороны согласовали 5 лет с 01.07.2016, то есть до 01.07.2021.
Приказом N 2 от 01.06.2021 ООО "Г." утверждена структура гостиничного комплекса "С.", в состав которого входит административно-бытовое здание (зона отдыха) для приготовления питания для постояльцев.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N на дату утверждения Перечней на 2022-2023 годы административным ответчиком или иными уполномоченными организациями не проводились, что не оспаривалось в судебном заседании.
Судом установлено, что в отношении рассматриваемого объекта имеется техническая документация, содержащая сведения о назначении помещений площадью более 20% для оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания, то есть имеются необходимые сведения, предусмотренные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утвер. постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 N 402), используемых для, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Доводы представителя административного истца о том, что услуги питания предоставляются ограниченному кругу лиц - постояльцам гостиничного комплекса, судом во внимание не принимаются, поскольку в соответствии с п. 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", по своему местоположению предприятия общественного питания подразделяются на "общедоступные" и "закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей".
В силу пункта 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515, исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя, что с учетом положений ГОСТ 30389-2013, не означает предоставление услуг общественного питания во всех случаях неограниченному кругу лиц.
Позиция стороны административного истца об ограничении доступа на территорию гостиничного комплекса неопределенного круга лиц, объективно не подтверждено. Должности охранников в структуре гостиничного комплекса "С." не поименованы, договоры по обеспечению охраны территории не представлены. Запрета на пребывание на территории гостиничного комплекса лицам, не арендующих домики, представленными документами не подтверждается.
С учетом установленных обстоятельств, а именно документов технического учета (инвентаризации) нежилое здание с кадастровым номером N площадью более 20% предназначенное и используется для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, правомерно в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ включено в оспариваемые Перечни на 2022-2023 годы, оснований для удовлетворения заявленных требований судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Г." о признании недействующими нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части включения здания с кадастровым номером N оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 04.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 22 ноября 2023 г. N 3а-2257/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника