Решение Самарского областного суда от 20 ноября 2023 г. N 3а-2246/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2246/2023 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Т." об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год), размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 171 (30955) 21.10.2020.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Пунктом 24009 в Перечень на 2021 год, пунктом 1634 в Приложение N 2 Перечня на 2022 год, пунктом 1595 в Приложение N 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Закрытое акционерное общество "Т." (далее по тексту - ЗАО "Т.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативные правовые акты в части указанных пунктов Перечней на 2020-2023 года, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, образованных из помещения с кадастровым номером N, которое снято с кадастрового учета 23.08.2021. Согласно техническому паспорту нежилое помещение состоит из совокупности помещений, назначение, наименование которых не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. С даты образования нежилое помещение с кадастровым номером N не использовалось в связи с ремонтными работами, нежилое помещение с кадастровым номером N используется частично для целей производственной мастерской. Нежилое помещение, включенное в Перечни, и, образованные из него нежилые помещения, не использовалось и не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. О проведении мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней административному истцу неизвестно.
В судебном заседании представители административного истца Ф.Н.С., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. По сведениям, полученным из ЕГРН, в указанные Перечни на основании пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ было включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, поскольку подобные помещения используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения министерством в периоды 2020-2023 годы не проводились, решения об исключении объекта из Перечней не принимались.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014, от 22.10.2021 N 2233, от 08.11.2022 N 2077 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2021-2023 годы.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Под пунктом 24009 в Перечень на 2021 год, пунктом 1634 в Приложение N 2 Перечня на 2022 год, пунктом 1595 в Приложение N 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Согласно выпискам из ЕГРН рассматриваемый объект - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, площадью 362,9 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, расположено: подвал N 1, этаж N 1, сведения о правообладателе отсутствуют, объект недвижимости снят с кадастрового учета 23.08.2021. В период с 01.06.1999 по 23.08.2021 (подача заявления о государственном кадастровом учете) правообладателем объекта с кадастровым номером N являлся административный истец ЗАО "Т.". Рассматриваемый объект расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N - многоквартирный дом, находящийся в границах объекта с кадастровым номером N - земельный участок с видом разрешенного использования под жилой дом со встроенными помещениями техноторгового центра.
23.08.2021 по заявлению собственника ЗАО "Т." из объекта с кадастровым номером N образовано два объекта:
- помещение с кадастровым номером N, назначение - нежилое, наименование - данные отсутствуют, расположено на этаж N 1, площадью 161,1 кв. м,
- помещение с кадастровым номером N, назначение - нежилое, наименование - данные отсутствуют, расположено подвал N 1, площадью 201,8 кв. м.
По запросу суда из ППК Р. в порядке электронного взаимодействия поступила техническая документация, содержащаяся в реестровых делах каждого образованного объекта административного истца, а именно технический паспорт по состоянию на 03.04.1994 на нежилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 362,9 кв. м. По экспликации площади помещения имели назначение частей помещений (комнат):
- подвал - склады (6) общей площадью 96,5 кв. м (24,5 кв. м, 10,3 кв. м, 9,8 кв. м, 28,0 кв. м, 4, 80 кв. м, 19,10 кв. м), лифт (2), коридор (2), лестничная клетка, электрощитовая (2), итого площадь по этажу 201,8 кв. м;
- первый этаж: лестничная клетка (1), санузел (1), коридор (2), кабинет (2), мастерская (2), торговый зал (1) площадью 67,5 кв. м, итого площадь по этажу 161, 1 кв. м.
Из технических планов помещения, находящихся в составе указанных реестровых дел, следует, что из единого объекта с кадастровым номером N образовано два объекта с размещением одного - в подвальном помещении и другого - на первом этаже многоквартирного дома. Имеется вход с улицы в помещение первого этажа, через которое проход в подвальное помещение, то есть образованные помещения между собою связаны, не являются самостоятельными, изолированными объектами.
Кроме того, согласно технической документации в помещении первого этажа имеется помещение площадью 67,5 кв. м наименованием/назначением "торговый зал", что составляет 41,9% от общей площади объекта с кадастровым номером N и 18,6% от площади объекта с кадастровым номером N. По технической документации в помещении подвального этажа имеются помещения с наименованием "склад" общей площадью 96,5 кв. м, что составляет 47,8% от общей площади объекта с кадастровым номером N и 26,6% от площади объекта с кадастровым номером N.
Данные обстоятельства следует также из технического плана помещения от 13.07.2021 кадастрового инженера Т.Н.Н., представленного административным истцом. Отсутствие в техническом плане наименование помещений не подтверждает переименование помещений. Доводы представителя административного истца в данной части суд признает голословными.
Согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Как следует из технической документации, в состав рассматриваемого помещения с кадастровым номером N входят помещения, предназначенные для размещения торговых объектов (торговый зал этаж N 1), следовательно, помещения с наименованием "склад" (в подвале N 1) являются вспомогательными для осуществления торговой деятельности. Общая площадь торговых и складских помещений в рассматриваемом помещении с кадастровым номером N составляет 45,2% (18,6% и 26,6%) от площади помещения, то есть более 20% от площади рассматриваемого помещения.
Анализируя вид разрешенного использования земельного участка под зданием "под жилой дом со встроенными помещениями техноторгового центра", суд считает, что позволяет отнести земельный участок под помещением к категории предназначенного для размещения торговых объектов.
Доводы административного истца, что с момента образования двух нежилых помещений (23.08.2021) фактически объекты не используются, осуществляется ремонт, имеются намерения изолировать и распорядиться объектом в подвальном помещении, судом во внимание не принимаются, поскольку правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
С учетом установленных обстоятельств, а именно документов технического учета нежилое помещение с кадастровым номером N предназначено для размещения торговых объектов и правомерно в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ включено в оспариваемые Перечни на 2021-2023 годы, оснований для удовлетворения заявленных требований судом не усматривается.
Судом не принимается во внимание заключение прокурора в судебном заседании, поскольку суд не связан с позицией государственного органа.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Т." об оспаривании нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта в части включения помещения с кадастровым номером N оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 01.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 ноября 2023 г. N 3а-2246/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника