Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2251/2023 по административному исковому заявлению К.А.С. к Правительству Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
постановлением Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 года N 618 утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области (далее по тексту - Постановление Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 года N 618).
Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 261 (29460), 06.10.2015 и 02.10.2015 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и 06.10.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Постановлениями Правительства Самарской области от 8 июня 2016 года N 294, от 22 августа 2016 года N 473, от 17 мая 2017 года N 324, от 11 июля 2018 года N 390, от 21 января 2019 года N 7, от 26 августа 2019 года N 592, от 26 декабря 2019 года N 1009, от 8 июня 2020 года N 388, от 31 мая 2021 года N 343, от 23 декабря 2022 года N 1221, опубликованными в печатном издании "Волжская коммуна" N 143 (29689), 09.06.2016, N 219 (29765), 24.08.2016, N 122 (30017), 23.05.2017, N 174 (30409), 12.07.2018, N 8 (30591), 23.01.2019, N 128 (30711), 30.08.2019, N 2 (30786), 10.01.2020, N 92 (30876), 10.06.2020, N 86 (31085), 04.06.2021, N 208 (31419), 28.12.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 09.06.2016, 24.08.2016, 23.05.2017, 12.07.2018, 24.01.2019, 29.08.2019, 30.12.2019, 10.06.2020, 26.12.2022, и на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 22.08.2016, 11.07.2018, 27.08.2019, 27.12.2019, 09.06.2020, 01.06.2021, 23.12.2022 внесены изменения в Постановление Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 года N 618.
Административный истец К.А.С. обратилась в Самарский областной суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на противоречие части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", просит суд признать несоответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 года N 618 (ред. от 26.08.2019):
- в части абзаца 4 пункта 2 слов "в результате универсального правопреемства",
- в части абзаца 6 пункта 2 слова "юридическим".
В обоснование своих требований административный истец указывает, что на праве собственности имеет здание моторного цеха с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером N, находящегося вне разграниченной собственности на момент возникновения права на здание. Административный истец считает, что при переходе права собственности на здание по договору купли-продажи от 23.10.2013 к ней перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под зданием.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2022, вступившем в законную силу 26.09.2022, по делу N А55-5406/2021 урегулированы разногласия между департаментом управлением имуществом г.о. Самара и индивидуальным предпринимателем К.А.С., возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, под зданием с кадастровым номером N. При этом, арбитражный суд не применил для урегулирования преддоговорного спора абз. 4 и абз. 6 п. 2 Постановления Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 года N 618 (ред. от 26.08.2019) из-за содержащихся в них ограничений по кругу субъектов права, а именно абз. 4 п. 2 применяется только к юридическим лицам, абз. 6 п. 2 - к лицам, к которым право собственности на здания, сооружения либо помещения в них перешло в результате универсального правопреемства.
Учитывая наличия у К.А.С. в силу п. 2 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации права постоянного бессрочного пользования земельным участком, выкупная цена которого должна была определяться на основании пункта 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 года N 618, то есть в размере 20% кадастровой стоимости, но Арбитражный суд Самарской области не применил данную норму из-за ограничения по субъектному составу, определив выкупную цену 50% кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца П.М.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что К.А.С. является субъектом оспариваемого нормативного правового акта. При удовлетворении настоящего административного иска возникнет новое обстоятельство для пересмотра решения арбитражного суда в части размера выкупной цены, снижением до 20%. Неравные условия при приобретении земельного участка повлекли увеличение платы за земельный участок на 60%.
Представитель административного ответчика Правительства Самарской области Х.Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными административными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. При этом дополнила, что в оспариваемом нормативном акте поименованы граждане
Выслушав явившихся участников дела, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 КАС РФ, в силу положений части 8 статьи 213 которого, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 2 статьи 215 КАС РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36); земельное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить указанным федеральным законам (пункты "в", "к" части 1 статьи 72; части 2 и 5 статьи 76).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1).
Пунктом 2, 3 статьи 39.4 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации). Принцип самостоятельного осуществления органами публичной власти своих полномочий закреплен в подпункте 10 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Статьей 1 Закона Самарской области от 30.09.2011 N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" (ред. от 14.02.2023) установлено, что Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области.
В соответствии со статьей 6 Закона Самарской области от 30.09.2011 N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области (п. 1).
Постановлением Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 года N 618 утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области, с последующими изменениями.
Указанный нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия и в данной части административным истцом не оспаривается.
По смыслу пунктов 2 и 3 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимной связи, органы местного самоуправления при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определяют цену по правилам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2022, вступившем в законную силу 26.09.2022 на основании постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, по делу N А55-5406/2021 постановлено:
"Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли - продажи земельного участка между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и Индивидуальным предпринимателем К.А.С. на следующих условиях:
Пункт 1.1. Договора изложить в следующей редакции:
Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене 50% кадастровой стоимости земельного участка на условиях настоящего договора земельный участок из земель категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером N, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес> (далее - Участок), с видом разрешенного использования "производственная деятельность, для размещения промышленных объектов", в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 5 367,00 кв. м.
Пункт 2.1. Договора изложить в следующей редакции:
Цена Участка составляет 2 833 776 руб. (Два миллиона восемьсот тридцать три тысячи семьсот семьдесят шесть рублей) без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 2.4. Договора изложить в следующей редакции:
Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме путем перевода установленной п. 2.1 договора суммы в размере 2 833 776 руб. (Два миллиона восемьсот тридцать три тысячи семьсот семьдесят шесть рублей) на счет Управление Федерального казначейства по Самарской области (Департамент управления имуществом городского округа Самара, ИНН 6315800001, КПП 631501001), расчетный счет в Отделение Самара 40101810822020012001, БИК 043601001, код бюджетной классификации 91711406012110000430 (Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов с внутригородским делением), ОКТМО 36701000.
Приложение N 2 к договору купли-продажи земельного участка следующей редакции:
"Расчет цены выкупа земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: <адрес>, произведен расчет цены выкупа земельного участка (кадастровый номер N), на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности К.А.С.:
Площадь земельного участка (кв. м) |
Кадастровая стоимость земельного участка (руб.) |
Процент от кадастровой стоимости земельного участка (%) |
Цена выкупа земельного участка (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 367,00 |
5 667 552 |
50% |
2 833 776 |
Цена выкупа земельного участка 5 667 552 (руб.) х 50% = 2 833 776 руб.
Цена выкупа земельного участка составляет 2 833 776 руб. (Два миллиона восемьсот тридцать три тысячи семьсот семьдесят шесть рублей) без учета НДС 50% - процент от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренный в соответствии с п. 1 ст. 2, п. 2.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу Индивидуального предпринимателя К.А.С. госпошлину в сумме 6000 руб."
Из судебного акта следует, что выкупная цена земельного участка для истца арбитражным судом определена в размере 50% от кадастровой стоимости объекта в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 и пунктом 4 Постановления Правительства Самарской области от 30.06.2015 N 618 (ред. от 26.08.2019). Основания для применения абзаца 4 и абзаца 6 пункта 2 Постановления Правительства Самарской области от 30.06.2015 N 618 для определения выкупной цены арбитражным судом не усмотрены.
В части 2 статьи 64 КАС РФ закреплено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Судебный акт Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5406/2021 судом принимается в качестве доказательства по настоящему делу, установленные обстоятельства не подлежат повторному оспариванию.
При таких обстоятельствах, довод административного истца о наличии оснований для применения пункта 2 оспариваемого Порядка для определения размера выкупной цены 20% от кадастровой стоимости исходя из возникновения у К.А.С. права постоянного бессрочного пользования земельным участком в результате универсального правопреемства судом во внимание не принимается и не рассматривается, поскольку данному обстоятельству дана оценка в решении Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2022 по делу N А55-5406/2021 о не установлении универсального правопреемства административного истца в отношении рассматриваемого земельного участка.
Административный истец в обоснование своих требований ссылается на противоречие оспариваемого нормативного правого акта в части положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Суд не соглашается с административным истцом, ссылающегося на нормы статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку целью федерального закона является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (п. 2 ст. 1), а не реализация полномочий субъектов Российской Федерации при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов. В правоотношениях административного истца при заключении договора купли-продажи земельного участка отсутствовала свободная конкуренция, поскольку К.А.С. имела приоритетное право выкупа.
Ссылку в административном иске на нарушение конституционного принципа равенства пунктом 2 оспариваемого Порядка, суд признает несостоятельной, поскольку проверка соответствия нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации прерогатива Конституционного Суда Российской Федерации.
Судом не установлено, нарушений каких-либо прав и законных интересов административного истца оспариваемым нормативным правовым актом в части, поскольку право К.А.С. на выкуп земельного участка реализовано, выкупная цена установлена судебным актом арбитражного суда.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, который не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с этим суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований К.А.С. к Правительству Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 ноября 2023 г. N 3а-2251/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника