Решение Самарского областного суда от 22 ноября 2023 г. N 3а-2260/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2260/2023 по административному исковому заявлению А.С.А. об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год" (далее по тексту - Перечень на 2019 год), размещен 16.11.2018 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 308 (30543) 20.11.2018.
В указанный Перечень на 2019 год включены под пунктом 36212 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29967 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 36213 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 36214 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29968 помещение с кадастровым номером N.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" (далее по тексту - Перечень на 2020 год) размещен 18.10.2019 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 158 (30741) 23.10.2019.
В указанный Перечень на 2020 год включены под пунктом 30857 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30858 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30859 с кадастровым номером N, под пунктом 30860 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30861 помещение с кадастровым номером N.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год), размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 171 (30955) 21.10.2020.
В указанный Перечень на 2021 год включены под пунктом 35347 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29233 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 35348 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 35349 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29234 помещение с кадастровым номером N.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год), размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В Приложение N 2 указанного Перечня на 2022 год включены пунктом 13050 помещения с кадастровым номером N, под пунктом 13049 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10853 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 13048 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5977 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10854 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10855 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5978 помещение с кадастровым номером N.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год), размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В Приложение N 2 указанного Перечня на 2023 год включены под пунктом 12922 помещения с кадастровым номером N, под пунктом 12921 помещения с кадастровым номером N, под пунктом 10738 помещения с кадастровым номером N, под пунктом 12920 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5898 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10739 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10740 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5899 помещение с кадастровым номером N.
А.С.А., являясь собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими приведенных пунктов Перечней на 2019-2023 годы, обосновывая требования тем, что помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение объектов в оспариваемые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца. Нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N фактически не используются собственником. В нежилых помещениях с кадастровыми номерами N, N, N, N располагается детский центр развития.
В судебном заседании представитель административного истца К.Д.А., действующий на основании доверенности, просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что в рассматриваемых помещениях отсутствовало тайм-кафе "Э.". При проведении осмотров помещений собственник не уведомлялся. Фотоматериалы к актам осмотра не позволяют соотнести изображения с рассматриваемыми нежилыми помещениями.
Представитель административного ответчика М.М.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требованиях по доводам, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на расположение нежилых помещений административного истца на первом этаже многоквартирного дома, что предполагает их использование под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. По заявлению администрации г.о. Тольятти на основании актов осмотров от 18.07.2018, от 04.06.2021 о фактическом использовании рассматриваемых нежилых помещений под размещение тайм-кафе "Э." и на основании пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ министерством приняты решения о включении объектов в оспариваемые Перечни. Представленный административным истцом акт осмотра рассматриваемых объектов недвижимости не подлежит принятию судом во внимание, поскольку мероприятия по фактическому осмотру объектов недвижимого имущества возложено на уполномоченный орган, в компетенцию которого входит утверждение Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608, от 07.10.2019 N 2201, от 19.10.2020 N 2014, от 22.10.2021 N 2233, от 08.11.2022 N 2077 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2019-2023 годы.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовое акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
В Перечень на 2019 год включены под пунктом 36212 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29967 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 36213 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 36214 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29968 помещение с кадастровым номером N.
В Перечень на 2020 год включены под пунктом 30857 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30858 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30859 с кадастровым номером N, под пунктом 30860 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30861 помещение с кадастровым номером N.
В Перечень на 2021 год включены под пунктом 35347 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29233 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 35348 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 35349 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29234 помещение с кадастровым номером N.
В Приложение N 2 Перечня на 2022 год включены пунктом 13050 помещения с кадастровым номером N, под пунктом 13049 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10853 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 13048 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5977 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10854 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10855 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5978 помещение с кадастровым номером N.
В Приложение N 2 Перечня на 2023 год включены под пунктом 12922 помещения с кадастровым номером N, под пунктом 12921 помещения с кадастровым номером N, под пунктом 10738 помещения с кадастровым номером N, под пунктом 12920 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5898 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10739 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10740 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5899 помещение с кадастровым номером N.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
Согласно выпискам из ЕГРН административному истцу А.С.А. принадлежат на праве собственности объекты недвижимости:
- помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, <адрес> - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, <адрес> - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, <адрес> - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, <адрес> - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, <адрес>.м, назначение - нежилое, наименование - нежилые помещения,
- помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, <адрес>м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, пом. <адрес>.м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, <адрес>, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение.
Каждое указанное помещение расположено в пределах объекта с кадастровым номером N - здание, площадью 9032,4 кв. м, назначение - жилое, наименование - жилой дом поз. XXXII-Р с нежилыми помещениями на первом этаже и подземным гаражом манежного типа и инженерно-техническим обеспечением, состоящее из 15 этажей, в том числе подземных 2. Также в границах указанного здания находятся 2 нежилых помещения с кадастровым номером N, площадью 28,3 кв. м, и с кадастровым номером N, площадью 1663,1 кв. м, и 71 жилое помещение.
Здание с кадастровым номером N расположено в границах объекта с кадастровым номером N - земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под строительство жилого дома поз. XXXII-Р с нежилыми помещениями на первом этаже и подземным гаражом манежного типа.
Таким образом, по сведениям ЕГРН наименования рассматриваемых помещений и здания, в котором они находятся, их назначение, вид разрешенного использования земельного участка под объектами не свидетельствуют о размещении помещений офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По запросу суда из МП г.о. Самара "И." поступила техническая документация на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>, где по состоянию на дату инвентаризации 01.08.2008 в экспликации к плану строения части нежилых помещений поименованы: узел управления, вент. шахта, лестничная клетка, коридор, тамбур, гараж-стоянка, подсобное, тех. подвал, неж. помещение, сан. узел. Также в экспликации отражено назначение частей квартир и мест общего пользования.
Согласно указанного технического паспорта нежилые помещения административного истца на дату обследования 01.08.2008 состояли из частей назначением:
- помещение площадью 28,6 кв. м - коридор (1), сан. узел (2), тамбур (1),
- помещение площадью 19,7 кв. м - неж. помещение (1),
- помещение площадью 29, 3 кв. м - тамбур (1), коридор (1), сан. узел (2), подсобное (1),
- помещение площадью 29,7 кв. м - неж. помещение (1),
- помещение площадью 58,7 кв. м, - неж. помещение (2), сан. узел (1),
- помещение площадью 29,4 кв. м - неж. помещение (1),
- помещение площадью 19,0 кв. м - неж. помещение (1),
Аналогичная информация содержится в технических паспортах, представленных в материалы дела административным истцом.
Таким образом, по сведениям технического учета, в рассматриваемых помещениях административного истца и здании, в котором они расположены, отсутствуют части помещения с назначением использования в целях, предусмотренных пп.2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Помещения с кадастровыми номерами N, N, N включены в Перечни по заявлению администрации г.о. Тольятти от 13.08.2018 с приложением актов осмотра объектов недвижимости от 18.07.2018 о фактическом использовании под размещение тайм-кафе "Э.". Помещения с кадастровыми номерами N, N, N включены в Перечень на 2022 год по заявлению администрации г.о. Тольятти от 17.06.2021 с приложением актов осмотра объектов недвижимости от 04.06.2021 о фактическом использовании под размещение тайм-кафе "Э.".
Администрацией г.о. Тольятти Самарской области представлены акты от 18.07.2018, составленные комиссией администрации г.о. Тольятти, осмотра объектов недвижимого имущества:
- нежилые помещения по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами N, N, N, фактическое использование - каждое помещение закрыто, доступ не предоставлен, вывеска отсутствует. На фотоматериалах к актам отображена входная дверь в помещение первого этажа кирпичного здания;
- нежилые помещения по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами N, N, N, фактическое использование - в каждом помещении расположено тайм-кафе "Э.". На фотоматериалах к актам отображена открытая входная дверь в помещение первого этажа кирпичного здания; в помещении имеются невысокие доски для рисования, инвентарь.
К письменным возражениям административным ответчиком также представлены акты осмотра, составленные комиссией администрацией г.о. Тольятти, на нежилые помещения по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами N, N, N, фактическое использование - Тайм-кафе "Э.". На фотоматериалах к актам отображена закрытая входная дверь в помещение первого этажа кирпичного здания; в помещении столики, диваны, телевизоры.
Сведений о конкретных лицах осуществляющих какую-либо деятельность в данных помещениях, вывесок с отображением наименования лица осуществляющего коммерческую деятельность, графика работы, ни в акте, ни на фотоматериалах не имеется. Фотоматериалы не содержат информации о принадлежности изображений к конкретному почтовому адресу и местонахождению объектов осмотра.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее по тексту - Порядок).
Согласно Порядка органы местного самоуправления Самарской области обладают полномочиями на проведение осмотров объектов недвижимого имущества, в случае их обращения в министерство за определением вида фактического использования объекта недвижимости, на основании которых, министерством определяется вид фактического использования объекта недвижимости.
Действующий Порядок не содержит норм, предусматривающих необходимость повторного осмотра подведомственной организацией министерства, в случае обращения в министерство органов местного самоуправления с приложением актов фактического использования, проведенных ими.
Оценивая представленные в материалы дела акты осмотра объекта недвижимого имущества от 18.07.2018 и от 21.06.2021, суд считает, что они не могут являться допустимым доказательством. Поскольку в указанных актах отсутствуют сведения, достоверно подтверждающие фактическое использование помещений в качестве офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Не приведены какие-либо выявленные признаки размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. К акту обследования приобщены фотографии без привязки к конкретному адресу местонахождения и помещениям, признаки, позволяющие отнести помещения в здании к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) объектам бытового обслуживания отсутствуют.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на момент проведения мероприятий по определению вида фактического использования рассматриваемых помещений и на момент рассмотрения дела судом, не предоставлено.
Административным истцом в ходе рассмотрения дела представлен договор аренды нежилого помещения от 25.12.2022 заключенного между А.С.А. и В.Е.А., подтверждающий фактическое использование нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N для обучения рисованию детей (художественное мастерство), то есть использование объектов в социальных целях для организации досуга детей, семейного досуга и не являющийся объектом общественного питания.
Заключением специалиста ООО "О." по результатам осмотра 18.09.2023, представленным в материалы дела административным истцом, установлено, что помещения находятся в удовлетворительном состоянии; торговые и офисные помещения, а также помещения по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания отсутствуют; помещения фактически используются: с кадастровыми номерами N, N, N, N - пустые и не используются; помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N - Детский центр развития "U.".
Судом не принимаются во внимание возражения административного ответчика по заключению специалиста, поскольку представленное заключение не противоречит иным собранным по делу доказательствам. Каких-либо доказательств тому, что рассматриваемые помещения используются в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ не представлено. При таких обстоятельствах, судом принимаются представленные административным истцом доказательства в совокупности с иными собранными судом.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемых Перечней на 2019-2023 годы отсутствовали предусмотренные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утверж. Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402) документы об использовании рассматриваемых помещений в целях, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Судом также не принимаются во внимание доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях о том, что нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку письменными доказательствами не подтверждены и опровергаются собранными и вышеперечисленными по делу документами.
Исходя из материалов дела, представленных и полученных по запросам доказательств, суд приходит к выводу, что назначение и технические характеристики каждого помещения административного истца и здания, а также вид разрешенного использования земельного участка под зданием, не предполагают предназначение объектов для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемые помещения не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренными подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и, следовательно, не подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019-2023 годы.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2014 N 198 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление А.С.А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год" в части включения в него под пунктом 36212 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29967 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 36213 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 36214 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29968 помещение с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" в части включения в него под пунктом 30857 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30858 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30859 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30860 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 30861 помещение с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" в части включения в него под пунктом 35347 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29233 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 35348 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 35349 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 29234 помещение с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" в части включения в Приложение N 2 под пунктом 13050 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 13049 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10853 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 13048 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5977 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10854 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10855 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5978 помещение с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" в части включения в Приложение N 2 под пунктом 12922 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 12921 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10738 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 12920 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5898 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10739 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 10740 помещение с кадастровым номером N, под пунктом 5899 помещение с кадастровым номером N.
Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 04.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 22 ноября 2023 г. N 3а-2260/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника