г. Краснодар |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А32-37307/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Алешиной Е.Е. (доверенность от 24.03.2022), ответчика - акционерного общества "База отдыха "Энергетик"" (ИНН 2355016847, ОГРН 1032330762463) - Павловой И.А. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А32-37307/2021, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к АО "База отдыха "Энергетик"" (далее - общество) о взыскании 1 258 226 рублей 12 копеек задолженности по договору аренды от 28.09.2007 N 3300003299 земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:33:0204011:77 за период с 01.01.2020 по 30.06.2021 и 55 204 рублей 70 копеек пени по состоянию на 18.05.2021.
Решением от 31.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2022, исковые требования удовлетворены в части:
с общества в пользу департамента взыскано 444 459 рублей 18 копеек задолженности по договору аренды от 28.09.2007 N 3300003299 земельного участка с кадастровым номером 23:33:0204011:77 за период с 01.01.2020 по 30.06.2021, а также 18 944 рубля 18 копеек пени по состоянию на 18.05.2021; в остальной части иска отказано; распределены расходы по уплате государственной пошлины. При разрешении спора судебные инстанции учли состоявшиеся судебные акты по делу N А32-45885/2019 о взыскании с общества задолженности по договору аренды земельного участка от 19.01.2012 N 00000003632 за период с 01.10.2017 по 30.09.2019, в отношении второго из двух земельных участков, предоставленных постановлением главы муниципального образования Туапсинский район от 28.09.2007 N 1472; расположение земельного участка (23:33:0204011:77) в селе Шепси Туапсинского района, отнесение его к землям особо охраняемых территорий и объектов, то есть ограничение в обороте. Ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязательства по внесению арендной платы в спорном периоде. Произведенный истцом расчет проверен судами и признан методологически неверным в связи с неприменением положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"" (далее - постановление N 531, постановление N 582). Перерасчет арендной платы произведен исходя из ставки в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 31.05.2022 и постановление апелляционного суда от 19.09.2022 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на необоснованность вывода суда о необходимости применения ставки в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка. Департамент произвел расчет задолженности в строгом соответствии нормам действующего законодательства. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:77 отнесен к категории земель населенных пунктов. В соответствии с подпунктом 3.6.3 пункта 3.6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, представленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление N 121), арендная плата в отношении земельных участков земель населенных пунктов рассчитывается в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка. При расчете арендной платы необходимо применять положения Порядка, установленного постановлением N 121 и пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), применяя Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период с 2022 и 2023 годов", Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", устанавливающие уровень инфляции на соответствующий год. Применение абзаца 7 Основных принципов, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, возможно только в отношении части земельного участка, занятой зданием, сооружением. Суды, сделав вывод о необходимости применения ставки в размере 1% ко всему земельному участку, не учли положения абзаца 7 Основных принципов. Арендная плата в отношении спорного земельного участка должна рассчитываться, исходя из ставки 2% от его кадастровой стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Туапсинский район от 28.09.2007 N 1472 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 87 400 кв. м, предоставленный на основании государственного акта серии КК-2 N255000603; в аренду обществу сроком на 49 лет предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 23:33:0204011:0001 и 23:33:0204011:0002, расположенные по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси, для эксплуатации базы отдыха "Энергетик", категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0204011:0002 площадью 12 625,38 кв. м администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 28.09.2007 N 3300003299, сроком до 28.09.2056.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора в аренду передается земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, в целях эксплуатации базы отдыха "Энергетик". В пункте 1.2 договора отражено фактическое состояние участка; участок используется для эксплуатации объектов недвижимого имущества.
Из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0204011:2 образован земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:77 площадью 7241 кв. м, с видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации базы отдыха "Энергетик", на который 17.02.2011 зарегистрировано право собственности Краснодарского края, 15.01.2009 - аренда в пользу общества.
В порядке досудебного урегулирования спора департамент направил в адрес общества претензию от 27.11.2020 N 52-38-08-44091/20 о необходимости устранения нарушений в части своевременного внесения арендной платы, которая оставлена без исполнения, что и послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Постановлением N 582 закреплен принцип определения размера арендной платы за публичные земли, согласно которому публичному собственнику необходимо учитывать наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Данный принцип введен в действие с 12.08.2017 постановлением N 531.
Согласно пункту 30 раздела 8 приказа Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710, изданному во исполнение указаний пункта 4 постановления N 582, в целях применения принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки.
В данном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения приведены в постановлении N 121.
Суды установили, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта, имеет статус земель, ограниченных в обороте; общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.
Исследовав и оценив все фактические обстоятельства, а также имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, применив установленный в постановлении N 531 принцип, согласно которому при определении размера арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, целесообразно основываться на размере земельного налога, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 444 459 рублей 18 копеек задолженности по договору аренды от 28.09.2007 N 3300003299 и 18 944 рублей 18 копеек неустойки. Оснований для использования названной департаментом ставки арендной платы (2%) за использование спорного участка в период взыскания суды не установили.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на вопрос N 7) указано, что в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Доводы кассационной жалобы окружным судом изучены и отклонены, поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявитель, проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в части.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А32-37307/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на вопрос N 7) указано, что в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
...
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2022 г. N Ф08-12195/22 по делу N А32-37307/2021