г. Краснодар |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А15-4791/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Алекберовой Айгун Насиб Кызы (ИНН 060504835803, ОГРНИП 317057100065248) и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Махачкала (ИНН 0573000018, ОГРН 1110570004203), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Алекберовой Айгун Насиб Кызы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по делу N А15-4791/2021, установил следующее.
ИП Алекберова Айгун Насиб Кызы (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Махачкала (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 01.07.2021 N 0573211400011800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 180 тыс. рублей административного штрафа.
Решением от 06.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя состава вмененного ей административного правонарушения, соблюдением инспекцией порядка и срока привлечения предпринимателя к административной ответственности.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению предпринимателя, административным органом дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением установленных Кодексом требований, поскольку предприниматель не извещена надлежащим образов о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, при этом возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными. По мнению инспекции, налоговым органом при привлечении предпринимателя к административной ответственности соблюдены нормы Кодекса. Получив заявление предпринимателя о нарушении статьи 28.2 Кодекса, заместитель начальника инспекции вынес определение от 07.06.2021 о возвращении протокола об административном правонарушении и другие материалы должностному лицу их составившему и назначении иного дня для составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 18.06.2021 составлен после надлежащее извещения предпринимателя о времени и месте его составления.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника инспекции от 09.12.2020 N 057320200008003, проведена выездная проверка по вопросу соблюдения предпринимателем валютного законодательства, по результатам которой составлен акт от 21.04.2021 о нарушении предпринимателем части 3 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в связи с выдачей заработной платы работникам-нерезидентам Халаеву Р.Р. и Кичибекову А.Д.-О наличными денежными средствами, минуя счета в банке. Оплата произведена за услуги (работы) оказанные по договору от 26.10.2018, на основании акта приема выполненных услуг от 31.12.2018, 31.12.2019 на общую сумму 168 тыс. рублей (Кичибеков А.Д.-О); по договору от 25.04.2019, на основании акта приема выполненных работ от 31.12.2019 на общую сумму 96 тыс. рублей (Халаев Р.Р.).
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса, должностным лицом инспекции в отношении предпринимателя 28.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 05732114000011800003. После получения указанного протокола предприниматель сообщила инспекции, что она не была извещена о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, поскольку уведомление получила 31.05.2021.
Определением заместителя начальника инспекции Магомедова А.А. протокол об административном правонарушении от 28.05.2021 N 05732114000011800003 возвращен должностному лицу, его составившему. В этом же определении указано, что в целях соблюдения прав предпринимателя будет назначен иной день для составления протокола об административном правонарушении. Уведомлением от 09.06.2021 N 05732114000011800003 предпринимателю предложено явиться в инспекцию 18.06.2021 в 15:00 для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Согласно почтовому уведомлению указанное письмо направлено по месту регистрации предпринимателя и получено ее представителем Корольковой Н.О. 11.06.2021.
По факту нарушения требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", выразившемся в осуществление валютных операций без использования банковских счетов, инспекция составила протокол об административном правонарушении от 18.06.2021 N N05732114000011800004 и постановлением от 01.07.2021 N 05732114000011800004 привлекла предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса в виде 180 тыс. рублей штрафа.
Решением управления от 13.08.2021 N 16-24/10148@ жалоба предпринимателя на постановление от 01.07.2021 N 0573211400001180000 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определена статьей 2 Закона N 173-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в указанной части статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Перечень случаев, когда физические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, отражен в пунктах 1 - 10 части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ и является исчерпывающим.
При этом возможность осуществления такой валютной операции, как выплата предпринимателем - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы или вознаграждения по договору возмездного оказания услуг наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; валютная операция по выплате заработной платы в перечень исключений части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ не входит.
Таким образом, суды обоснованно указали, что возможность выплаты предпринимателем - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Выплата заработной платы иностранному работнику, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Реализация норм трудового права при выплате заработной платы нерезиденту должна осуществляться с соблюдением норм специального Закона N 173-ФЗ, которые имеют приоритет над положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а локальные акты предпринимателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям Закона N 173-ФЗ.
Отказав в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, суды исходили из того, что предприниматель, являясь резидентом Российской Федерации, производила выплату заработной платы своим работникам - нерезидентам без использования банковских счетов в уполномоченных банках, тогда как обязана была выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме, т. е. совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с заключенными предпринимателем и иностранными гражданами договорами, выполненные работы принимаются по акту приемку выполненных работ и оплачиваются ежемесячно; согласно представленным в материалы дела актам выполненных работ, работы выполнены по состоянию на 31.12.2019 Кичибековым А.Д-О на сумму 144 тыс. рублей, Халаевым Р.Р. - 96 рублей; по банковским счетам предпринимателя отсутствуют сведения о перечислении иностранным гражданам заработной платы за услуги (выполненные работы), оказанные ими в соответствии с договорами.
При анализе сведений, содержащихся в программном комплексе АИС "Налог-3" по ветке налоговое администрирование (физические лица) сведения о доходах физических лиц суды пришли к выводу о том, что Кичибековым А.Д.-О в 2019 году получен доход 144 тыс. рублей (сумма удержанного НДФЛ составила 18 270 рублей); Халаевым Р.Р. в 2019 году получен доход в сумме 96 тыс. рублей (сумма удержанного НДФЛ составила 12 480 рублей).
Судебные инстанции не выяснили, имели ли в спорном периоде Кичибеков А.Д.-О и Халаев Р.Р. вид на жительство в Российской Федерации, тогда как выяснение данного обстоятельства имеет непосредственное значение для вывода о нарушении предпринимателем Закона N 173-ФЗ.
Указав на уплату предпринимателем НДФЛ с полученных физическими лицами - нерезидентами доходов, судебные инстанции не учли положения части 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением указанных в этой части и части 3.1 названной статьи случаев, и не выяснили, какая именно ставка налога подлежала применению предпринимателем при исчислении НДФЛ с доходов, полученных нерезидентами Кичибековым А.Д.-О и Халаевым Р.Р.; удержан ли фактически, по какой ставке и в каком размере НДФЛ предпринимателем и был ли он перечислен в бюджет. Судебные инстанции не назвали платежные документы (расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера) подтверждающие выплату 31.12.2019 указанным иностранным гражданам заработной платы, в том числе её размер.
С учетом изложенного подлежит дополнительному исследованию вопрос о размере полученной иностранными гражданами-нерезидентами Российской Федерации заработной платы, выплата которой, минуя счет нерезидентов в банке, является нарушением валютного законодательства и основанием для расчета штрафа по части 1 статьи 15.25 Кодекса. Кроме того, судебные инстанции не исследовали вопрос относительно фактической выплаты предпринимателем заработной платы иностранным гражданам в 2019 году и не выяснили, производилась ли выплата заработной платы ежемесячно (согласно условиям договора) или выплата заработной платы за выполненные в течение года работы произведена один раз - 31.12.2019.
При таких обстоятельствах судебные акты являются недостаточно обоснованными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Суд кассационной инстанции не принял довод предпринимателя о допущенном по её мнению нарушении Кодекса, выразившемся в составлении административным органом повторного протокола об административном правонарушении, поскольку составление повторного протокола об административном правонарушении, в случае устранения недостатков предыдущего протокола, при соблюдении иных административных процедур, не является процессуальным нарушением и не препятствует привлечению лица к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности.
Исходя из необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет сроки производства по делу об административном правонарушении - срок составления протокола, в том числе в случае проведения административного расследования, срок рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 28.5 и часть 5 статьи 28.7), которые выступают гарантией от необоснованного по продолжительности применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности изъятия вещей и документов, влекущего возникновение издержек по делу об административном правонарушении, но также рассчитаны на то, чтобы органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, имели возможность устранить отдельные формальные недостатки протокола по делу об административном правонарушении и (или) восполнить материалы дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 2981-О).
При новом рассмотрении дела суду следует также учесть, что 24.07.2022 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса", согласно которому правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить фактические обстоятельства по делу, исследовать и оценить представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при установлении выплаты предпринимателем заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам Российской Федерации, проверить расчет штрафа, начисленного предпринимателю по части 1 статьи 15.25 Кодекса и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по делу N А15-4791/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении дела суду следует также учесть, что 24.07.2022 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса", согласно которому правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2022 г. N Ф08-13466/22 по делу N А15-4791/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13466/2022
31.08.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1131/2022
06.06.2022 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4791/2021
22.04.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1131/2022