г. Краснодар |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А53-11873/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области - Бойко О.А. (доверенность от 07.04.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А53-11873/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Катаева М.С. (далее - предприниматель) субсидии в размере 1 527 524 рублей.
Решением суда от 11.07.2022 оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не полностью установили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Министерство считает, что суды неправомерно отказали в удовлетворении ходатайства министерства об истребовании доказательств. Предприниматель в разные периоды представлял противоречивые сведения относительно понесенных им затрат на содержание товарного маточного поголовья.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в августе 2020 года предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении субсидии.
26 августа 2020 года министерство и предприниматель (получатель) в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 17.03.2020 N 158 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства" (далее - Положение) заключили соглашение на возмещение затрат на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства N 380 (далее - Соглашение). Согласно пункту 2 Соглашения субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 Соглашения, в общем размере 1 527 524 рубля.
В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения министерство обязуется: обеспечить предоставление субсидии путем ее перечисления на расчетный счет получателя; осуществлять проверку предоставляемых получателем документов, в том числе на соответствие их Положению, в течение 10-ти рабочих дней со дня их получения от получателя согласно Положению; устанавливать показатель предоставления субсидии согласно приложению N 1 к соглашению; осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Положением, в том числе в части достоверности представляемых получателем сведений в документах, предусмотренных пунктом 2.2 раздела 2 Положения, путем проведения плановых (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных получателем в министерство с соответствии с Положением; осуществлять оценку достижения получателем значения показателя предоставления субсидии, установленного Положением в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 Соглашения, на основании отчетов о достижении значения, показателя предоставления субсидии по форме, установленной в приложении N 2 к Соглашению; в случае установления министерством и (или) получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положением, в том числе указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных соглашением, а также в случае если получателем не достигнут установленный показатель предоставления субсидии, установленный Положением и Соглашением, направлять получателю в течение 10-ти рабочих дней со дня установления указанных фактов требование о возврате субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В силу пункта 4.3 Соглашения получатель обязуется: представлять в министерство документы, предусмотренные Положением; обеспечить достижение значения показателя предоставления субсидии и соблюдение сроков его достижения, устанавливаемых в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 Соглашения; предоставлять в министерство отчет о достижении значения показателя предоставления субсидии в соответствии с подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 Соглашения не позднее 15-го рабочего дня, следующего за отчетным; представлять в министерство промежуточную (квартальную) и годовую отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителя агропромышленного комплекса Ростовской области по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской федерации и в сроки, установленные министерством: для промежуточной (квартальной) отчетности - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным; для годовой отчетности - не позднее 24 февраля года, следующего за отчетным; в случае получения от министерства требования в соответствии с подпунктом 4.1.6 пункта 4.1 Соглашения возвратить в областной бюджет субсидию в размере и сроки, установленные в указанном требовании; обеспечить полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с соглашением.
В соответствии с приложением N 1 к Соглашению плановое значение численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород на запланированный 2020 год составляет 398.
Министерство перечислило на расчетный счет предпринимателя субсидию в размере 1 527 524 рубля, что подтверждается платежным поручением от 31.08.2020 N 781782.
На основании подпункта 1.9 пункта 1 Плана аудиторских мероприятий министерства на 2021 год, утвержденного приказом от 29.12.2020 N 103 "Об утверждении Плана аудиторских мероприятий министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на 2021 год", приказа министерства от 06.10.2021 N 137 "О проведении аудиторского мероприятия" в период с 11.10.2021 по 23.12.2021 проведено аудиторское мероприятие по проверке соблюдения предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положением и Соглашением.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 2.16 раздела 2 Положения сельскохозяйственный товаропроизводитель при получении субсидии обязан соблюдать специальное условие - соответствие и (или) увеличение объемов производства животноводческой продукции за месяц, предшествующий месяцу подачи документов для получения субсидии, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Согласно пункту 2.2 раздела 2 Положения сельскохозяйственный товаропроизводитель представляет в министерство или подает через МФЦ заявку на предоставление субсидии, содержащую необходимые документы, в том числе копии (ю) отчета (ов) о движении скота и птицы на ферме (форма N СП-51) за январь текущего финансового года, на 1-е июля текущего года и на 1-е число месяца подачи заявки в текущем финансовом году, заверенные (ую) сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В рамках проверки проведен анализ выполнения получателями субсидий условия по увеличению объема производства животноводческой продукции за месяц, предшествующий месяцу подачи документов для получения субсидии, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на основании документов, входящих в состав заявки (форма N СП-51).
В соответствии с пунктом 4.2 "Определение объемов производства (выращивания) скота и птицы" раздела IV приказа Федеральной службы государственной статистики от 31.07.2019 N 429 "Об утверждении методических указаний по проведению годовых расчетов объемов производства продукции растениеводства и животноводства (в натуральном выражении) в хозяйствах всех категорий" объем производства продуктивного скота складывается из веса полученного приплода, веса прироста молодняка и привеса скота (взрослых и молодняка) в результате их откорма и нагула за минусом падежа молодняка скота и скота на откорме.
Министерство указывает, что предприниматель включил в объем производства животноводческой продукций привесы коров и быков производителей (массой 8,24ц), что привело к необоснованному завышению объема произведенной продукции.
Так, в отчете о движении срока и птицы на ферме за июль 2020 года (форма N СП-51) по строке "Итого КРС" в графе 12 "привес" указано 4823 кг (48,23ц). Согласно данным по строке "коровы" в графе 12 "привес" указано 802 кг (8,02ц), по строке "Быки производители" 22 кг (0,22ц). Соответственно с учетом необоснованного включения в объем производства животноводческой продукции привес коров массой 8,02 ц и привес быков производителей массой 0,22 реальный объем производства животноводческой продукции составляет 39,99 ц. В результате пересчета показателей формы N СП-51 проверкой установлено, что предприниматель не выполнил условие по увеличению объема производства животноводческой продукции за месяц, предшествующий месяцу подачи документов для получения субсидии, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Таким образом, министерство пришло к выводу о том, что предприниматель представил недостоверные сведения в справке об объеме производства животноводческой продукции и наличии маточного поголовья за июль (месяц, предшествующий месяцу подачи заявки на субсидию, и за аналогичный период). Кроме того, министерство выявило нарушения при сверке показателей формы N 1-КФХ "Информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей" годового отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2020 год с данными, указанными получателями субсидии в расшифровке фактически понесенных в 2020 году затрат. В расшифровке фактически понесенных затрат за первое полугодие 2020 года расходы на корма составили 1110 тыс. рублей. Однако на основании годового отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2020 год расходы на корма составили 800 тыс. рублей, то есть на 310 тыс. рублей меньше, чем в представленных сведениях за первое полугодие 2020 года. На основании изложенного министерство пришло к выводу о том, что предприниматель представил также недостоверные сведения в расшифровке фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за первое полугодие 2020 года. С учетом изложенного министерство полагает, что предпринимателем нарушена обязанность, предусмотренная подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела 4 Соглашения, об обеспечении полноты и достоверности сведений, представляемых в министерство.
18 января 2022 года министерство вручило предпринимателю претензию от 14.01.2022 N 24.7-43, в которой потребовало возвратить субсидию в сумме 1 527 524 рублей в течение 20-ти рабочих дней с даты получения уведомления о возврате субсидии.
Неисполнение требований претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались статьями 9, 41, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением.
Предприниматель пояснил, что согласно отчету о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 года (форма СП-51) численность коров составляет 398, что свидетельствует о достижении установленного приложением N 1 к Соглашению показателя предоставления субсидии на 2020 год в виде численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород в количестве 398 голов. При предоставлении информации о производственной деятельности за 2020 год в результате технической ошибки указано в расшифровке фактически понесенных затрат на корма в размере 800 тыс. рублей, тогда как фактические затраты на приобретение корма составили 1365 тыс. рубле, что подтверждается платежным поручением от 22.06.2020 N 9, товарной накладной от 22.06.2020 N 1, приходным ордером от 22.06.2020 N 1. Предприниматель ссылается на приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.06.2002 N 559 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций", в соответствии с пунктом 136 которого до перевода молодняка скота в основное стадо он учитывается на счете 11 "Животные на выращивании и откорме" по следующим возвратным группам: коровы-первотелки для продажи, телки старше двух лет, телки до двух лет (по годам рождения), бычки (по годам рождения), свиноматки проверяемые, молодняк овец и коз рождения прошлого года и ярки, лошади и другие виды рабочего скота (по годам рождения и полу), покупной племенной молодняк животных (по породам).
Суды отклонили довод министерства о том, что предприниматель представил недостоверные сведения в справке об объеме производства животноводческой продукции и наличии маточного поголовья за июль (месяц, предшествующий месяцу подачи заявки на субсидию, и за аналогичный период), включил в объем производства животноводческой продукции привесы коров и быков производителей (массой 8,24 ц), что привело к необоснованному завышению объема произведенной продукции, учитывая следующее.
Суды установили, что в отчете о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 года (форма N СП-51) по строке "Итого КРС" в графе 12 "привес" указано 4823 кг.
В графе 1 "группа животных" указаны коровы, телочки до года, бычки до года, бычки старше года, быки производители. По строке "коровы" в графе 12 "привес" указано 802 кг, по строке "телочки до года" в графе 12 "привес" указано 1256 кг, по строке "бычки до года" в графе 12 "привес" указано 1682 кг, по строке "бычки старше года" в графе 12 "привес" указано 1061 кг, по строке "быки производители" в графе 12 "привес" указано 22 кг. В отчете о движении скота и птицы на ферме за июль 2019 года (форма N СП-51) по строке "Итого КРС" в графе 12 "привес" указано 4400 кг. В графе 1 "группа животных" указаны коровы, телочки до года, бычки до года, бычки старше года, быки производители. По строке "коровы" в графе 12 "привес" указано 967 кг, по строке "телочки до года" в графе 12 "привес" указано 1165 кг, по строке "бычки до года" в графе 12 "привес" указано 1580 кг, по строке "бычки старше года" в графе 12 "привес" указано 682 кг, по строке "быки производители" в графе 12 "привес" указано 6 кг. Таким образом, в отчете о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 года (форма N СП-51) и в отчете о движении скота и птицы на ферме за июль 2019 года (форма N СП-51) предпринимателем приводились одинаковые показатели по группе животных.
Министерство не заявило замечаний в адрес предпринимателя относительно отчета о движении скота и птицы на ферме за июль 2019 года (форма N СП-51) по поводу показателя "Итого КРС".
При этом при исключении из отчета о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 года (форма N СП-51) показателей "коровы" и "быки производители" показатель привеса составит 3999 кг. При исключении из отчета о движении скота и птицы на ферме за июль 2019 года (форма N СП-51) показателей "коровы" и "быки производители" показатель привеса составит 3427 кг. Таким образом, показатель привеса без учета групп животных "коровы" и "быки производители" наблюдается в прогрессии.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что предприниматель выполнил условие по увеличению объема производства животноводческой продукции.
Из отчетов формы N СП-51 суды установили, что предприниматель использовал одинаковую методологию расчета показателей.
Суды установили, что при предоставлении субсидии министерство приняло документы без замечаний, в связи с чем предприниматель обоснованно полагал, что расчет произведен верно.
При названных обстоятельствах суды обоснованно признали несостоятельными и противоречащими материалам дела доводы министерства о том, что предприниматель представил недостоверные сведения в справке об объеме производства животноводческой продукции и наличии маточного поголовья за июль (месяц, предшествующий месяцу подачи заявки на субсидию, и за аналогичный период).
Признавая необоснованной позицию министерства о том, что предприниматель представил недостоверные сведения в расшифровке фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за первое полугодие 2020 года, суды учли представленную предпринимателем в материалы дела товарную накладную от 22.06.2020 N 1.
Министерство не представило относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о недостоверности документов, представленных предприниматель в обоснование своей позиции. Суды обоснованно отклонили доводы о необходимости истребования сведений о сборе урожая, поскольку данные сведения могут быть получены, в том числе при повторной проверке предпринимателя. При этом суды исходили из того, что неточности в представлении документов не свидетельствуют о необходимости возврата субсидии, которая получена в установленном порядке и израсходована на полученные цели, в том числе с учетом результативности работы предпринимателя и развития сельского хозяйства.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что условия Соглашения предприниматель выполнил, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии, поэтому отказали в удовлетворении заявленных министерством требований.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А53-11873/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предприниматель пояснил, что согласно отчету о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 года (форма СП-51) численность коров составляет 398, что свидетельствует о достижении установленного приложением N 1 к Соглашению показателя предоставления субсидии на 2020 год в виде численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород в количестве 398 голов. При предоставлении информации о производственной деятельности за 2020 год в результате технической ошибки указано в расшифровке фактически понесенных затрат на корма в размере 800 тыс. рублей, тогда как фактические затраты на приобретение корма составили 1365 тыс. рубле, что подтверждается платежным поручением от 22.06.2020 N 9, товарной накладной от 22.06.2020 N 1, приходным ордером от 22.06.2020 N 1. Предприниматель ссылается на приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.06.2002 N 559 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций", в соответствии с пунктом 136 которого до перевода молодняка скота в основное стадо он учитывается на счете 11 "Животные на выращивании и откорме" по следующим возвратным группам: коровы-первотелки для продажи, телки старше двух лет, телки до двух лет (по годам рождения), бычки (по годам рождения), свиноматки проверяемые, молодняк овец и коз рождения прошлого года и ярки, лошади и другие виды рабочего скота (по годам рождения и полу), покупной племенной молодняк животных (по породам).
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что условия Соглашения предприниматель выполнил, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии, поэтому отказали в удовлетворении заявленных министерством требований.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф08-13163/22 по делу N А53-11873/2022