г. Краснодар |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А32-20260/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Аваряскина В.В., рассмотрев без вызова истца - министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2309053058, ОГРН 1032307165967), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фарм-трэйд" (ИНН 2636052865, ОГРН 1072635019192) кассационную жалобу министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А32-20260/2022, установил следующее.
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Фарм-трэйд" (далее - общество) о взыскании 7011 рублей 22 копеек неустойки с 24.07.2019 по 06.09.2019 по государственному контракту от 03.07.2019.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 03.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2022, с общества в пользу министерства взыскано 2990 рублей 08 копеек неустойки с 24.07.2019 по 06.09.2019 за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом от 03.07.2019.
В кассационной жалобе министерство просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель не согласен с расчетом, произведенным судом первой инстанции; считает, что подлежала применению ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на момент подачи искового заявления - 17%.
В силу части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 03.07.2019 министерство (государственный заказчик) и общество (поставщик) заключили государственный контракт N 0318200057119000317.2019.388451 (1487-Г/М) на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения: Кальция тринатрия пентетат (код ОКПД2-21.20.23.190).
Цена контракта составляет 286 950 рублей 36 копеек (пункт 2.2).
Стороны заключили дополнительное соглашение от 12.08.2019 N 1 об изменении цены государственного контракта, в соответствии с которым его цена составляет 274 950 рублей.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта срок поставки в течение 20 дней с момента заключения государственного контракта.
Во исполнение условий государственного контракта 06.09.2019 общество поставило товар на общую сумму 274 950 рублей, что подтверждается товарной накладной от 16.08.2019 N 33530.
Министерство, указывая на то, что общество ненадлежащим образом исполнило свои обязанности по поставке товара - с нарушением срока, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также подлежат специальному регулированию нормами главы 30 Гражданского кодекса и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Удовлетворяя частично исковые требования, суды руководствовались статьями 12 и 330 Гражданского кодекса, статьей 34 Закона N 44-ФЗ, приняли во внимание пункт 11.5 контракта, пришли к выводу о наличии оснований для начисления и взыскания неустойки за нарушение обществом сроков поставки товара. Проверив произведенный министерством расчет, суды признали его арифметически неверным и установили, что по условиям контракта поставка должна была быть осуществлена до 03.07.2019 включительно (пункт 5.1), поставка фактически произведена 06.09.2019, то есть с просрочкой 45 календарных дней. С учетом того, что обязательства по поставке товара исполнены 06.09.2019, суд первой инстанции произвел собственный расчет неустойки, применив ставку Центрального банка Российской Федерации, действующую на дату исполнения обязательства, в связи с чем взыскал 2990 рублей 08 копеек (274 950 рублей * 45 дней * 1/300 * 7,25%). Апелляционный суд согласился с произведенным расчетом.
Несогласие министерства с выводами судов в части применения ставки Центрального банка Российской Федерации нельзя признать обоснованными и подлежат отклонению.
Однако суд кассационной инстанции установил, что имеются правовые основания для списания неустойки в порядке, установленном Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, которым утверждены Правила N 783; из названия документа исключены фразы "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах", что означает снятие ограничений во времени для списания неустоек.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Суд кассационной инстанции исходит из того, что контракт исполнен обществом в полном объеме в 2019 году; данное обстоятельство не оспаривается сторонами, неустойка в размере 2990 рублей 08 копеек не превышает 5% цены контракта, поэтому начисленная неустойка подлежит списанию на основании Правил N 783.
В абзацах 2 и 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснено, что суд при принятии постановления самостоятельно определяет характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению, и может не применить законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 12 части 2 статьи 289 Кодекса). С учетом этого при определении пределов рассмотрения дела суд кассационной инстанции не связан правовым обоснованием доводов кассационной жалобы и возражений, представленных сторонами, и не ограничен в выводах, которые он делает по результатам проверки.
Как разъяснено в абзаце 5 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", проверяя правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции применительно к части 4 статьи 170 Кодекса устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом предоставленных суду кассационной инстанции полномочий, принимая во внимание, что все обстоятельства по делу установлены верно, но не применены нормативные акты, подлежащие применению (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 и постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783), суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе министерству в иске.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.05.2022 по делу N А51-3649/2021, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2022 по делу N А19-893/2022, Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2022 по делу N А55-32352/2021, Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2022 по делу N А40-170497/2021, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2021 по делу N А46-2539/2021, Арбитражного суда Центрального округа от 23.05.2022 по делу N А48-6466/2021, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.12.2021 по делу N А53-367/2021, от 08.06.2022 по делу N А53-24968/2021, от 09.08.2022 по делу N А32-26445/2021 и от 02.11.2022 по делу N А53-908/2022).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А32-20260/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом предоставленных суду кассационной инстанции полномочий, принимая во внимание, что все обстоятельства по делу установлены верно, но не применены нормативные акты, подлежащие применению (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 и постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783), суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе министерству в иске.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.05.2022 по делу N А51-3649/2021, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2022 по делу N А19-893/2022, Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2022 по делу N А55-32352/2021, Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2022 по делу N А40-170497/2021, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2021 по делу N А46-2539/2021, Арбитражного суда Центрального округа от 23.05.2022 по делу N А48-6466/2021, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.12.2021 по делу N А53-367/2021, от 08.06.2022 по делу N А53-24968/2021, от 09.08.2022 по делу N А32-26445/2021 и от 02.11.2022 по делу N А53-908/2022)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 декабря 2022 г. N Ф08-13322/22 по делу N А32-20260/2022