Решение Приморского краевого суда от 29 мая 2023 г. по делу N 3а-37/2023
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Кулага Л.В.,
с участием прокурора Заика О.В.,
представителя административного истца краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" - Гапонова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Думе Лесозаводского городского округа Приморского края, заинтересованные лица - общество с ограниченной ответственностью "Водосток", общество с ограниченной ответственностью "Восток инжиниринг", министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
решением Думы Лесозаводского городского округа Приморского края (далее - Дума Лесозаводского городского округа) от 30 июня 2022 года N 472-НПА утверждены нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа; признано утратившим силу решение Думы Лесозаводского городского округа от 28 февраля 2013 года N 612-НПА "Об утверждении Правил и условий приема сточных вод в систему канализации Лесозаводского городского округа". Текст документа опубликован в печатном издании "Сборник муниципальных правовых актов Лесозаводского городского округа", 28 июля 2022 года, N 9(93) и со дня официального опубликования решение Думы Лесозаводского городского округа вступило в силу.
Данным нормативным правовым актом установлена допустимая концентрация загрязняющих веществ (в мг/л) в сточных водах, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения Лесозаводского городского округа, в том числе по наименованию загрязняющих веществ "Взвешенные вещества" - 141,3 мг/л, "Биохимическое потребление кислорода (БПКполное)" - 55,6 мг/л, "Азот аммоний" - 11,9 мг/л, "Фосфаты" - 1,0 мг/л (пункты 1, 2, 3, 4 таблицы "Нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа" приложения к решению Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта в части, просит: признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА "Об утверждении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа" в части пунктов 1, 2, 3, 4 показателей состава сточных вод, как противоречащие значениям нормативов пунктов 1, 2, 4, 5 приложения N 7 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является абонентом централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа, в том числе осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения в соответствии с договорами водоотведения N N от ДД.ММ.ГГГГ года, N N от 1 марта 2021 года, заключенными с обществом с ограниченной ответственностью "Водосток" и обществом с ограниченной ответственностью "Восток инжиниринг" (далее - ООО "Водосток", ООО "Восток инжиниринг"). Предметом регулирования оспариваемого в части нормативного правового акта является установление нормативов состава сточных вод, превышение которых влечет для абонентов обязанность по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. Полагают, что нормативы, указанные в приложении N 7 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила N 644), установлены на федеральном уровне, на них муниципальный орган повлиять не может, иных числовых значений законом не установлено. Так, утвержденный решением Думы Лесозаводского городского округа норматив состава сточных вод для взвешенных веществ составляет 141,3 мг/л, что более чем в два раза ниже показателя, указанного в приложении N 7 к Правилам N 644 (300 мг/дм3), БПКполн составляет - 55,7 мг/л, что более чем в три раза ниже показателя, указанного в приложении N 7 к Правилам N 644. Технологические нормативы БПК5 в соответствии с приложением N 7 к Правилам N 644 установлены в размере 300 мг/дм3. Поскольку соотношение БПК5 и БПКполн зависит от характера органических загрязнений, считают, что целесообразно нормативы сточных вод указывать именно для БПК5 либо руководствоваться переводным коэффициентом из БПК5 в БПКполн, указанным в пункте 23.2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года N 87, при этом норматив состава сбрасываемых сточных вод по БПКполн должен составить 429 мг/л (300 мг/л х 1,43). Аммоний-ион (в приложении к решению Думы Лесозаводского городского округа указан как "азот аммонийный") и его значение более чем в два раза ниже показателя, указанного в приложении N 7 к Правилам N 644 (25 мг/дм3). Вместе с тем значение норматива содержания в сточных водах азота аммонийного определяется исходя из атомной массы азота (N), равной 14,007, и водорода (Н), равной 1,008, по формуле 25 х 14,007 / (14,007 + 4 х 1,008) = 19,5 мг/дм3. Считают, что норматив содержания азота аммонийного в сточных водах в соответствии с требованиями пункта 174 Правил N 644 не может быть ниже 19,5 мг/дм3. Фосфор фосфаты (в приложении к решению Думы Лесозаводского городского округа указан как "фосфаты" = "фосфат-ионы") в приложении 7 Правил N 644 должно быть не ниже 12 мг/дм3. Считают, что нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа в отношении взвешенных веществ, БПКполн, азота аммонийного, фосфатов, утвержденные в пунктах
1, 2, 3, 4 приложения к решению Думы Лесозаводского городского округа, установлены не в соответствии с требованиями пунктов 1, 2, 4, 5 приложения N 7 к Правилам N 644, определившим их количественные показатели, что противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Оспариваемое в части решение Думы Лесозаводского городского округа нарушает права и законные интересы административного истца как абонента, поскольку влечет за собой необоснованное увеличение платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Водосток", ООО "Восток инжиниринг", министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
Представитель административного ответчика, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и место судебного заседания.
Административным ответчиком Думой Лесозаводского городского округа ранее представлены ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного ответчика, возражения на административное исковое заявление, дополнения к данным возражениям, в которых административный ответчик указал, что согласно постановлению администрации Лесозаводского городского округа от 22 мая 2018 года N 767 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения Лесозаводского городского округа Приморского края на период 2018 - 2028 годы" утверждена схема водоснабжения и водоотведения Лесозаводского городского округа на период 2018 - 2028 годы, из которой следует, что в Лесозаводском городском округе - центральная система водоотведения, предназначенная для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, существует в г. Лесозаводске. На территории г. Лесозаводска расположен отдельный комплекс водоотведения, состоящий из самотечных и напорных сетей, канализационных и насосных станций и очистных сооружений сточных вод. В связи с отсутствием ливневой канализации система водоотведения является общесплавной. В ходе мониторинга действующих нормативных правовых актов Думы Лесозаводского городского округа, установлено противоречие Правил и условий приема сточных вод в систему канализации Лесозаводского городского округа, утвержденных решением Думы Лесозаводского городского округа от 28 февраля 2013 года N 612-НПА, действующему законодательству. Реализуя свои полномочия по установлению нормативов состава сточных вод Думой Лесозаводского городского округа принято решение от 30 июня 2022 года N 472-НПА "Об утверждении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа", которое вступило в силу после официального опубликования 28 июля 2022 года в "Сборнике муниципальных правовых актов Лесозаводского городского округа" N 9(93). Считают, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции; процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены. С 1 января 2019 года полномочие по установлению нормативов состава сточных вод не было отнесено ни к полномочиям Думы Лесозаводского городского округа, ни к полномочиям администрации Лесозаводского городского округа. В связи с чем, после подачи декларации о воздействии на окружающую среду в 2021 году ООО "Водосток" исполнить требования пункта 172 Правил N 644 не представилось возможным. Положением об организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории Лесозаводского городского округа, утвержденного решением Думы Лесозаводского городского округа 30 июня 2022 года N 471-НПА, установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям Думы Лесозаводского городского округа. До принятия оспариваемого в части нормативного правового акта во исполнение требований Правил N 644 и установления нормативов состава сточных вод 14 июня 2022 года Дума Лесозаводского городского округа запросила рассчитанные значения нормативов состава сточных вод у гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение на территории Лесозаводского городского округа, у ООО "Водосток". 14 июня 2022 года ООО "Водосток" представило расчет нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа, нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект (река Уссури бассейна реки Амур) со сточными водами ООО "Водосток", утвержденные приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29 апреля 2019 года N 05-07/79, в целях их установления. Оснований, предусмотренных пунктом 174 Правил N 644, для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод у Думы Лесозаводского городского округа не имелось. Указали, что нормативы состава сточных вод рассчитаны ООО "Водосток" в порядке, определенном Правилами N 644, соответствовали действующему приказу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 24 апреля 2019 года N 05-07/79, расчеты нормативов состава сточных вод представлены в уполномоченный орган по его запросу и сомнений в их правильности не вызывали. На основании представленного ООО "Водосток" расчета и было принято решение Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА. Указали, что применение значений нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, предусмотренных приложением N 7 к Правилам N 644, возможно только в случае соблюдения условий, указанных в абзаце втором пункта 180 Правил N 644, в связи с чем доводы административного истца о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта пункту 180 Правил N 644 считают несостоятельными. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованным лицом ООО "Водосток" ранее представлены возражения на административное исковое заявление, дополнения к данным возражениям, в которых содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя ООО "Водосток". Из представленных возражений и дополнений к ним следует, что ООО "Водосток" является гарантирующей организацией по осуществлению водоотведения на территории Лесозаводского городского округа Приморского края. Решением департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 25 октября 2018 года N 25-20.03.07.002-Р-РСВХ-С-2018-02974/00 ООО "Водосток" предоставлен в пользование участок реки с целью сброса сточных вод сроком по 24 октября 2023 года, после чего в 2018 году ООО "Водосток" была подана заявка в установленном порядке на утверждение нормативов допустимых сбросов. Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29 апреля 2019 года N 05-07/79 были утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (река Уссури бассейна реки Амур) со сточными водами ООО "Водосток" (срок действия приказа по 28 апреля 2024 года). При этом первоначально нормативы сброса сточных вод для ООО "Водосток" были утверждены в пункте 13 Решения департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 25 октября 2018 года N 25-20.03.07.002-Р-РСВХ-С-2018-02974/00. Согласно Свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N N от 7 сентября 2018 года, объекту ООО "Водосток" присвоена II категория уровня негативного воздействия на окружающую среду. Указали, что в соответствии с частями 1, 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах II категории первичный срок предоставления декларации установлен не позднее истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов, которые получены до 1 января 2019 года (разрешения на выброс загрязняющих веществ, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение), а также в соответствии с пунктом 171 Правил N 644 до подачи организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду или выдачи такой организации комплексного экологического разрешения нормативы состава сточных вод устанавливаются на основании нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, установленных в отношении соответствующих объектов организации, осуществляющей водоотведение. Считают, что в данном случае имеет место соблюдение условия, предусмотренного пунктом 172 Правил N 644 - для организации, осуществляющей водоотведение, установлены нормативы допустимых сбросов. С учетом их установления на ООО "Водосток" возлагается обязанность произвести расчет нормативов состава сточных вод, чтобы контролировать и соблюдать допустимую концентрацию загрязняющих веществ, а на орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод - принять соответствующий нормативный правовой акт. ООО "Водосток" на основании требований законодательства, данных лабораторных анализов проб сточных вод, с применением формулы, предусмотренной пунктом 176 Правил N 644 в 2021 году произвело "Расчет нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ при сбросе в канализацию города ООО "Водосток" для прочих абонентов", рассчитанные значения нормативов состава сточных вод были направлены в Думу Лесозаводского городского округа, и на основании этих нормативов был принят оспариваемый нормативный правовой акт. Указали, что комплексное экологическое разрешение ООО "Водосток" не получало, в силу требований действующего законодательства у ООО "Водосток" отсутствует и право, и обязанность получения комплексного экологического разрешения. Декларация о воздействии на окружающую среду представлена ООО "Водосток" в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора 8 февраля 2021 года, при этом в декларации расчет нормативов произведен также на основании действующего Приказа Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29 апреля 2019 года N 05-07/79. План мероприятий по охране окружающей среды был разработан ООО "Водосток" с учетом требований, установленных статьей 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и содержится в составе Решения департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 25 октября 2018 года N 25-20.03.07.002-Р-РСВХ-С-2018-02974/00 (приложение 1 к данному Решению). Отметили, что спорные значения нормативов состава сточных вод установлены временно; при подготовке документов для получения Решения о предоставлении в пользование ООО "Водосток" участка реки Уссури с целью сброса сточных вод на новый срок с 25 октября 2023 года ООО "Водосток" будет произведен расчет нормативов допустимых сбросов на основании декларации о воздействии на окружающую среду. При этом нормативы допустимых сбросов четырех категорий технологически нормируемых веществ - взвешенные вещества, БПК5, аммоний-ион, фосфор фосфатов - будут устанавливаться уже в соответствии с приложением N 7 к Правилам N 644, с учетом поданной декларации, наличия согласованного плана мероприятий по охране окружающей среды (ХПК отсутствует в составе сточных вод ООО "Водосток", и норматив в отношении него не утвержден). Указали, что при установлении нормативов допустимых сбросов ООО "Водосток" руководствовалось требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем полагают, что решение Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА является законным.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного истца КГУП "Примтеплоэнерго" - Гапонов Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, письменных дополнительных пояснениях к административному исковому заявлению, дополнительно пояснил, что нормативы состава сточных вод в отношении загрязняющих веществ, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 приложения к решению Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА должны быть равными значениям нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов согласно разделу I приложения N 7 к Правил N 644 и при их расчете должны применяться положения пункта 180 Правил N 644.
В ходе рассмотрения дела (в судебном заседании 3 марта 2023 года) по ходатайству представителя административного истца был допрошен в качестве свидетеля начальник отдела водоснабжения и водоотведения КГУП "Примтеплоэнерго" - Почекунин А.С., который показал, что система водоотведения г. Лесозаводска состоит из двух технических зон. Одну эксплуатирует ООО "Водосток", другую - ООО "Восток инжиниринг". ООО "Водосток" обязано было подать декларацию о воздействии на окружающую среду. Расчеты из декларации берутся за основу расчетов нормативов загрязняющих веществ. Считает, что ООО "Водосток" выбран неверный способ расчета допустимой концентрации загрязняющих веществ, указанных в первых четырех пунктах приложения к оспариваемому решению Думы Лесозаводского городского округа, поэтому в этом году КГУП "Примтеплоэнерго" может понести дополнительные расходы, поскольку нормы загрязняющих веществ КГУП "Примтеплоэнерго" могут быть превышены.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Заика О.В., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления не действующим в оспариваемой административным истцом части, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальным образованием является городской округ.
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Согласно подпункту 9.1 пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе установление нормативов состава сточных вод.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Пунктом 4 и 11 части 1 статьи 5 Устава Лесозаводского городского округа Приморского края, принятого решением Думы Лесозаводского городского округа от 30 августа 2005 года N 144, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Дальневосточному федеральному округу 28 марта 2006 года N RU253070002006001) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Устава Лесозаводского городского округа Приморского края, представительный орган городского округа - Дума Лесозаводского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления Лесозаводского городского округа Приморского края.
В силу части 2 статьи 17 Устава Лесозаводского городского округа Приморского края Дума Лесозаводского городского округа наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
Одним из официальных источников опубликования муниципальных правовых актов Лесозаводского городского округа Приморского края является периодическое печатное издание: Сборник муниципальных правовых актов Лесозаводского городского округа (часть 2 статьи 51 Устава Лесозаводского городского округа Приморского края).
30 июля 2022 года на заседании Думы Лесозаводского городского округа при наличии кворума депутатами единогласно принято решение о принятии проекта решения Думы Лесозаводского городского округа "Об утверждении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа", опубликовано в официальном печатном издании "Сборник муниципальных правовых актов Лесозаводского городского округа", 28 июля 2022 года, N 9(93).
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Думы Лесозаводского городского округа с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, введению в действие, в том числе порядку опубликования и вступления его в силу, что в рамках настоящего административного дела не оспаривается.
В пункте 13.1 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ нормативы состава сточных вод определены как устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Из части 1 статьи 14 указанного закона следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что административный истец КГУП "Примтеплоэнерго", основным видом деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), на территории Лесозаводского городского округа Приморского края имеет во владении и пользовании ряд котельных, на которых осуществляет свою производственную деятельность.
Заинтересованное лицо ООО "Водосток" принимает сточные воды от населения, социальных объектов и хозяйствующих субъектов г. Лесозаводска в сеть канализации и направляет их для очистки на очистные сооружения биологической очистки.
Между ООО "Водосток" и КГУП "Примтеплоэнерго" ДД.ММ.ГГГГ года был заключен договор N N водоотведения, по условиям которого ООО "Водосток" обязуется осуществлять прием сточных вод КГУП "Примтеплоэнерго" (Абонента) в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре (пункт 1.1).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3.5).
Настоящий договор заключен на срок до 31 мая 2019 года (пункт 18.2), и был пролонгирован (пункт 18.3).
Также КГУП "Примтеплоэнерго" является абонентом по договору N N на сброс и прием сточных вод от 1 марта 2021 года, заключенному с ООО "Восток инжиниринг".
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
В связи с тем, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в отношении административного истца применяются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и в случае их превышения, административному истцу будет выставлена плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, суд приходит к выводу о наличии права административного истца на обращение с административным иском о признании недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта.
Частями 1 и 2 статьи 30.1 Федерального закона N 416-ФЗ, предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ определен разделом XIII Правил N 644.
Приложением N 5 к Правилам N 644, установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, где в разделе I, в том числе указаны 6. Нефтепродукты - 10 мг/дм3, 9. Фенолы - 5 мг/дм3, 12. Хлориды -1 000 мг/дм3, 14. Железо - 5 мг/дм3, 30. СПАВ анионные - 10 мг/дм3.
Приложением N 7 к Правилам N 644 установлены значения нормативов состава сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, в частности для централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения поселений или городских округов, а также централизованных комбинированных систем водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения (раздел I)): 1. Взвешенные вещества - 300 мг/ дм3, 2. БПК5 - 300 (500 - значение норматива состава сточных вод при сбросе сточных вод в централизованные общесплавные системы водоотведения поселений или городских округов) мг/ дм3, 3. ХПК - 500 (700 - значение норматива состава сточных вод при сбросе сточных вод в централизованные общесплавные системы водоотведения поселений или городских округов) мг/дм3, 4. Аммоний-ион - 25 мг/дм3, 5. Фосфор фосфатов - 12 мг/дм3.
Решением Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА, являющимся нормативным правовым актом, утверждены нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа.
В приложении данному решению указана допустимая концентрация в отношении девяти наименований загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения Лесозаводского городского округа: 1. "Взвешенные вещества" - 141,3 мг/л,
2. "Биохимическое потребление кислорода (БПК полное)" - 55,6 мг/л, 3. "Азот аммоний" - 11,9 мг/л, 4. "Фосфаты" - 1,0 мг/л, 5. "Фенолы" - 5 мг/л, 6. "Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) -10 мг/л, 7. "Нефтепродукты" - 10 мг/л, 8. "Железо" - 5 мг/л, 9. "Хлориды" - 1 000 мг/л.
С установленной допустимой концентрацией загрязняющих веществ, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, а также с указанным в пунктах 2, 3, 4 наименованием загрязняющих веществ не согласен административный истец.
В соответствии с пунктом 170 Правил N 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 настоящих Правил).
Согласно абзацу третьему пункта 171 Правил N 644 до подачи организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду или выдачи такой организации комплексного экологического разрешения нормативы состава сточных вод устанавливаются на основании нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, установленных в отношении соответствующих объектов организации, осуществляющей водоотведение.
Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения пункт 172 Правил N 644).
Орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение) (пункт 173 Правил N 644).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 31.2. Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что ООО "Водосток" постановлением администрации Лесозаводского городского округа Приморского края от 22 мая 2018 года N 767 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения Лесозаводского городского округа Приморского края на период 2018 - 2028 годы" наделено статусом гарантирующей организации по осуществлению водоотведения Лесозаводского городского округа Приморского края.
ООО "Водосток" с целью сброса сточных вод департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в соответствии с решением от 25 октября 2018 года N 25-20.03.07.002-Р-РСВХ-С-2018-02974/00, зарегистрированным в государственном водном реестре 25 октября 2018 года за N 25-20.03.07.002-Р-РСВХ-С-2018-02974/00 предоставлен в пользование водный объект на территории Лесозаводского городского округа - река Уссури бассейна реки Амур сроком водопользования с 25 октября 2018 года по 24 октября 2023 года. Приложением N 1 к данному решению является План водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта ООО "Водосток" на 2018 - 2025 годы.
Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29 апреля 2019 года N 05-07/79 были утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (река Уссури бассейна реки Амур) со сточными водами ООО "Водосток" (срок действия приказа по 28 апреля 2024 года).
Расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами ООО "Водосток" выполнен в 2019 году ООО "Центр аудита и консалтинга "Экопроект".
Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N N от 7 сентября 2018 года очистные сооружения, эксплуатируемые ООО "Водосток", относятся к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду.
ООО "Водосток" в материалы дела представлены документы, из которых следует, что в феврале 2021 года ООО "Водосток" была представлена декларации о воздействии на окружающую среду в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора.
Как следует из возражений административного ответчика в 2021 году в Лесозаводском городском округе Приморского края нормативы состава сточных вод не утверждались из-за отсутствия органа местного самоуправления, на который были бы возложены данные полномочия.
Решением Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 471-НПА, утвердившим Положение об организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории Лесозаводского городского округа, к полномочиям Думы Лесозаводского городского округа по организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории Лесозаводского городского округа было отнесено установление нормативов состава сточных вод (пункт 4 части 1 статьи 1 Положения); действовавшим до этого решением Думы Лесозаводского городского округа от 24 апреля 2014 года N 129-НПА было утверждено Положение "Об организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения на территории Лесозаводского городского округа" в пункте 5 статьи 2 которого на Думу Лесозаводского городского округа было возложено решение вопросов по организации водоснабжения и водоотведения.
14 июня 2022 года для принятия решения Думы об утверждении нормативов состава сточных вод у ООО "Водосток" были запрошены рассчитанные нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа.
14 июня 2022 года в ответ на данный запрос ООО "Водосток" представило в Думу Лесозаводского городского округа рассчитанные значения нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа Приморского края, а также согласно сопроводительному письму от 14 июня 2022 года N 632 представило нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов со сточными водами от 29 апреля 2019 года и решение о предоставлении водного объекта в пользование от 25 октября 2018 года N 25-20.03.07.002-Р-РСВХ-С-2018-02974/00.
В представленном тексте "Расчета нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ при сбросе в канализацию города - ООО "Водосток" для прочих абонентов" ООО "Водосток" указало, что расчет нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ Абонентов произведен в соответствии с пунктом 176 Правил N 644. Расчет произведен для абонентов, чьи стоки принимаются на городские канализационные очистные сооружения. Максимально допустимое значение показателей и концентрации (по валовому содержанию в натуральной пробе сточных вод) Фенолы, АПАВ, Нефтепродукты, Железо, Хлориды определяются согласно Приложению N 5 к Правилам N 644.
30 июня 2022 года Дума Лесозаводского городского округа приняла решение N 472-НПА "Об утверждении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа".
Вместе с тем, суд считает, что при принятии нормативного правового акта Думой Лесозаводского городского округа не были изучены все необходимые документы, имеющиеся у ООО "Водосток", не была запрошена декларация о воздействии на окружающую среду, что привело к утверждению нормативов без соблюдения условий, предусмотренных Правилами N 644.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (указанные положения вступили в силу с 1 января 2019 года).
ООО "Водосток" декларация о воздействии на окружающую среду была подана в 2021 году. При этом суд отмечает, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (река Уссури бассейна реки Амур) со сточными водами ООО "Водосток" были утверждены 29 апреля 2019 года приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов N 05-07/79.
Согласно пункту 180 Правил N 644, нормативы состава сточных вод при сбросе сточных вод через централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения поселений или городских округов либо централизованные комбинированные системы водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) в отношении технологически нормируемых веществ (взвешенные вещества, БПК5, ХПК, аммоний-ион, фосфор фосфатов), а также нормативы состава сточных вод при сбросе сточных вод через централизованные ливневые системы водоотведения поселений или городских округов либо централизованные комбинированные системы водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в ливневые системы водоотведения) в отношении технологически нормируемых веществ (ХПК, БПК5, взвешенные вещества, нефтепродукты, фосфор фосфатов) устанавливаются равными значениям нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов согласно приложению N 7.
Нормативы состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются в соответствии с настоящим пунктом для объектов абонентов централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из двух и более технологических зон водоотведения), отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, в случае наличия у организации, эксплуатирующей данную централизованную систему водоотведения или технологическую зону водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из двух и более технологических зон водоотведения), в отношении всех объектов такой системы (зоны) действующего комплексного экологического разрешения или поданной декларации о воздействии на окружающую среду и согласованного плана мероприятий по охране окружающей среды в случае, если разработка такого плана необходима в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Как следует из содержания данного пункта Правил N 644 и разъяснений данных Минстроем России в письме от 18 июня 2021 года N 25197-НК/04 применение значений нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, предусмотренных приложением N 7 к Правилам N 644, возможно только в случае соблюдения условий, указанных в абзаце втором пункта 180 Правил N 644.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент разработки проекта решения Думы Лесозаводского городского округа "Об утверждении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа" у ООО "Водосток" имелся согласованный План мероприятий по охране окружающей среды и им была подана декларация о воздействии на окружающую среду, следовательно, нормативы состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ - взвешенные вещества, БПК5, аммоний-ион, фосфор фосфатов должны были быть установлены равными значениям нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов согласно разделу 1 приложения N 7 к Правилам N 644 (кроме этого в пунктах 2, 3, 4 указаны не те наименования, которые приведены в приложении N 7 к Правилам N 644).
В связи с изложенным, суд расценивает как необоснованный довод административного ответчика об отсутствии оснований для применения пункта 180 Правил N 644 при утверждении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа, а также считает несостоятельным довод заинтересованного лица ООО "Водосток", что для расчета оспариваемых нормативов должны применяться утвержденные 29 апреля 2019 года нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ.
При указанных обстоятельствах, у суда имеются основания для вывода о том, что оспариваемый в указанной части нормативный правовой акт нельзя признать соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому административное исковое заявление КГУП "Примтеплоэнерго" подлежит удовлетворению в части признания недействующими пунктов 1, 2, 3, 4 приложения "Нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа" к решению Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется по настоящее время, суд приходит к выводу о необходимости признания пунктов 1, 2, 3, 4 приложения к решению Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу Лесозаводского городского округа опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Думе Лесозаводского городского округа Приморского края, заинтересованные лица - общество с ограниченной ответственностью "Водосток", общество с ограниченной ответственностью "Восток инжиниринг", министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 1, 2, 3, 4 приложения "Нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа" к решению Думы Лесозаводского городского округа от 30 июня 2022 года N 472-НПА "Об утверждении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Лесозаводского городского округа".
Обязать Думу Лесозаводского городского округа Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 29 мая 2023 г. по делу N 3а-37/2023
Опубликование:
-