г. Краснодар |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А25-2302/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., в отсутствие в судебном заседании истца - Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0917027740, ОГРН 1150917001487), ответчика - жилищно-строительного кооператива "Альянс" (ИНН 0917036576, ОГРН 1190917000922), третьих лиц - Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска, акционерного общества "Водоканал", Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Альянс" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А25-2302/2021, установил следующее.
Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о возложении на АО "Водоканал" (далее - общество) обязанности привести объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 09:04:0101308:727, по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Космонавтов, д. 102 Е в соответствии с проектной документацией и разрешением на строительство, путем сноса четырёх верхних этажей.
Определением от 27.01.2022 суд заменил ответчика - общество на ЖСК "Альянс" (далее - кооператив).
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска, общество, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Решением суда от 03.062022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.10.2022, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении требований полном объеме. По мнению заявителя жалобы, выводы судов не соответствуют представленным в дело доказательствам, суд первой инстанции не разъяснил сторонам право на заявление ходатайства о проведении судебной экспертизы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, управление предоставило Каитовой Л.М., Тамбиеву Э.Р., ООО "Опт-Торг" по договору аренды от 14.07.2014 N 139 земельный участок из категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 2661 кв. м, с кадастровым номером N 09:04:0101308:314, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Космонавтов, д. 102, под производственную базу, сроком до 01.06.2020.
11 сентября 2014 года Каитова Л.М., Тамбиев Э.Р., ООО "Опт-Торг" (цеденты) и ОАО "Водоканал" (цессионарий) заключили договор уступки прав и обязанностей, по условиям которого цеденты передали все права и обязанности, возникшие из договора аренды земельного участка N 139, обществу.
Постановлением Управления имуществом и коммунальным комплексом г. Черкесска от 22.06.2015 N 793 внесены изменения в договор аренды земельного участка N 139 слова "расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 102" и "под производственной базой" заменены на слова "расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 102-Б" и "под строительство офисного здания".
25 сентября 2015 года мэрия МО г. Черкесска выдала обществу разрешение N 09-04-253-2015 на строительство объекта капитального строительства - офисного здания по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 102-Б, сроком до 25.06.2016.
08 августа 2017 года Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г. Черкесска.
Согласно проектной документации, изготовленной ООО "Лотос" для общества по договору от 22.11.2014, и получившей положительное заключение государственной экспертизы, на земельном участке площадью 2661 кв. м, по адресу: г. Черкесск, ул. Космонавтов, 102-Б, запроектировано строительство девятиэтажного офисного здания (торгового центра) общей площадью 5 003,6 кв. м.
22 января 2021 года общество (продавец) и кооператив (покупатель) заключили договор купли-продажи, по условиям которого продавец передал в собственность покупателю объект незавершенного строительства, возведённый на основании разрешений на строительство от 25.09.2015 N 09-04-253-2015, от 08.08.2017 N 09-301000- 187-2017, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 102, площадью 5 003,6 кв. м, количество этажей - 9, количество подземных этажей - 1, площадь застройки 510,6 кв. м, дата выдачи положительного заключения экспертизы 15.09.2015, год завершения возведения - 2017, принадлежащий продавцу на праве собственности.
Объект незавершенного строительства передан кооперативу, что подтверждается актом приема-передачи от 22.01.2021.
Постановлением Управления по имущественным отношениям мэрии МО г. Черкесска от 20.02.2020 N 84 кооперативу предоставлен в аренду земельный участок площадью 1013 кв. м, с кадастровым номером 09:04:0101308:727 по адресу: г. Черкесск, ул. Космонавтов, 102 Е "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" сроком до 01.06.2020 (договор аренды от 20.02.2020 N 11)
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101308:727 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 102 Е, относится к категории земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), данные о правообладателе - отсутствуют, зарегистрировано обременение в виде права аренды в пользу кооператива сроком с 20.02.2020 по 01.06.2020.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики провело проверку строительства объекта на земельном участке с кадастровым номером 09:04:0101308:727, в результате которой выявлено, что при строительстве объекта капитального строительства - объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 09:04:0101308:727 застройщиком допущены отклонения от утвержденной проектной документации, в соответствии с которой этажность здания должна составлять 10 этажей, в том числе один подземный, а фактически ведется строительства 14 этажного здания, включая подземный этаж.
Ссылаясь на то, что возведение четырех верхних этажей здания осуществлено кооперативом без проекта и получения на это необходимых согласований и разрешений, управление обратилось с иском в суд.
Разрешая заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 названного Кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022) указано, что иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, к получению которого лицо, создавшее самовольную постройку, принимало надлежащие меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан
Если судом установлено недобросовестное поведение застройщика, создавшего самовольную постройку, который обращается в уполномоченный орган за выдачей разрешения на ее строительство лишь для вида, действуя в обход закона, понимая, что к его заявлению не приложены требуемые документы, в отсутствие заблуждений относительно их перечня и порядка выдачи разрешения, суд вправе отказать в признании права собственности на самовольную постройку (статья 10 Гражданского кодекса).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, установив, что ответчик осуществил реконструкцию спорного незавершенного строительством объекта без разрешения на реконструкцию (возведено 14 этажей, разрешено строительство 10 этажей) пришли к правильным выводам о возложении на кооператив обязанности привести спорный объект в соответствие с выданными разрешением на строительство и проектной документацией получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Довод заявителя о том, что спорный реконструированный объект соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, что судами не было учтено, суд округа отклоняет, поскольку ответчик не представил доказательств своего добросовестного поведения при осуществлении реконструкции спорного объекта (обращение за разрешением на реконструкцию, получение проектной документации на строительство 14-ти этажного объекта).
При таких обстоятельствах суды правильно удовлетворили требования управления.
Аргументы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, фактически сводятся к несогласию с выводами судов обеих инстанций и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286 и 287 Кодекса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А25-2302/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнение судебных актов принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.11.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, установив, что ответчик осуществил реконструкцию спорного незавершенного строительством объекта без разрешения на реконструкцию (возведено 14 этажей, разрешено строительство 10 этажей) пришли к правильным выводам о возложении на кооператив обязанности привести спорный объект в соответствие с выданными разрешением на строительство и проектной документацией получившей положительное заключение государственной экспертизы.
...
Аргументы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, фактически сводятся к несогласию с выводами судов обеих инстанций и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286 и 287 Кодекса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф08-13571/22 по делу N А25-2302/2021