г. Краснодар |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А32-1044/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Рассказова О.Л. и Твердого А.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (ИНН 2304026276, ОГРН 1022300777840), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А32-1044/2022, установил следующее.
Администрация муниципального образования города-курорта Геленджик (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными отказов государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, выраженных в уведомлениях управления от 25.10.2021 N КУВД-001/2021-29209141/6, от 27.10.2021 N КУВД-001/2021-28661667/6, КУВД-001/2021-28664527/6, КУВД-001/2021-28751458/4, от 28.10.2021 N КУВД-001/2021-29303916/4, КУВД-001/2021-29302665/4, КУВД-001/2021-29230385/6, от 19.11.2021 N КУВД-001/2021-32895050/4; возложении обязанности на управление поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на здание решеток с 2 механическими граблями общей площадью 153 кв. м, расположенное по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1972 год; резервуар для воды 500 куб. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1980 год; песколовку и песковые бункера площадью 28,36 кв. м, расположенные по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1972 год; вторичные вертикальные отстойники 168 куб. м, расположенные по адресу:
г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1984 год; метантенки, помещение газового киоска площадью 254,43 кв. м, расположенное по адресу:
г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1972 год; цех механического обезвоживания осадка, расположенный по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1984 год; блок насосной станции 890 куб. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1984 год; контактные резервуары 168 куб. м, расположенные по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1984 год.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 07.09.2022 решение суда от 19.05.2022 отменено. Решения управления, изложенные в уведомлениях от 25.10.2021 N КУВД-001/2021-29209141/6, от 27.10.2021 N КУВД-001/2021-28661667/6, КУВД-001/2021-28664527/6, КУВД-001/2021-28751458/4, от 28.10.2021 N КУВД-001/2021-29303916/4, КУВД-001/2021-29302665/4, КУВД-001/2021-29230385/6, от 19.11.2021 N КУВД-001/2021-32895050/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав признаны незаконными.
На управление возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права и государственный кадастровый учет объектов недвижимости:
1. Здание решеток с 2 механическими граблями, вид объекта недвижимости - здание, адрес объекта недвижимости - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Геленджик, село Архипо-Осиповка.
2. Резервуар для воды 500 куб. м, вид объекта недвижимости - сооружение, адрес объекта недвижимости - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Геленджик, село Архипо-Осиповка.
3. Песколовка и песковые бункера, вид объекта недвижимости - сооружение, адрес объекта недвижимости - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Геленджик, село Архипо-Осиповка.
4. Вторичные вертикальные отстойники, вид объекта недвижимости - сооружение, адрес объекта недвижимости - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Геленджик, село Архипо-Осиповка.
5. Метантенки, помещение газового киоска, вид объекта недвижимости - здание, адрес объекта недвижимости - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Геленджик, село Архипо-Осиповка.
6. Цех механического обезвоживания осадка, вид объекта недвижимости - здание, адрес объекта недвижимости - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Геленджик, село Архипо-Осиповка.
7. Блок насосной станции, вид объекта недвижимости - здание, адрес объекта недвижимости - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Геленджик, село Архипо-Осиповка.
8. Контактные резервуары, вид объекта недвижимости - сооружение, адрес объекта недвижимости - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Геленджик, село Архипо-Осиповка.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, в ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором правомерно установлено, что осуществить процедуру государственной регистрации на основании представленных документов невозможно по причине несоответствия и не предоставления необходимого пакета документов согласно действующему законодательству.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 03.07.2021 администрация на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) подала заявления о регистрации права муниципальной собственности на объекты:
- здание решеток с 2 механическими граблями общей площадью 153 кв. м, расположенное по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1972 год;
- резервуар для воды 500 куб. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1980 год;
- песколовку и песковые бункера площадью 28,36 кв. м, расположенные по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1972 год;
- вторичные вертикальные отстойники 168 куб. м, расположенные по адресу:
г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1984 год;
- метантенки, помещение газового киоска площадью 254,43 кв. м, расположенное по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1972 год;
- цех механического обезвоживания осадка, расположенный по адресу:
г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1984 год;
- блок насосной станции 890 куб. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1984 год;
- контактные резервуары 168 куб. м, расположенные по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ввод в эксплуатацию 1984 год.
Указанные объекты числятся в реестре имущества муниципального образования город-курорт Геленджик.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что в пакете документов отсутствуют акты о приемке в эксплуатацию объектов недвижимости.
Решением, оформленным уведомлениями от 25.10.2021 N КУВД-001/2021-29209141/6, от 27.10.2021 N КУВД-001/2021-28661667/6, КУВД-001/2021-28664527/6, КУВД-001/2021-28751458/4, от 28.10.2021 N КУВД-001/2021-29303916/4, КУВД-001/2021-29302665/4, КУВД-001/2021-29230385/6, от 19.11.2021 N КУВД-001/2021-32895050/4, управление отказало администрации в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт создания объекта, а именно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Считая незаконным отказ в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий регистрирующего органа, признал, что представленные администрацией технические планы не соответствуют требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с названным Законом сведений.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в силу пункта 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав должно быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Апелляционный суд установил, что сооружения инженерной инфраструктуры города входят в реестр объектов муниципальной собственности и включены в состав казны муниципального образования город-курорт Геленджик на основании постановления N 3020-1 и имеют реестровый номер. Год завершения строительства указанных сооружений инженерной инфраструктуры указан в разделе технических паспортов "Характеристики объекта недвижимости". Данные сведения также отражены в Декларациях об объекте недвижимости. Таким образом, спорные объекты не являются вновь созданными, приняты в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Геленджик на основании постановления N 3020-1.
Апелляционный суд указал, что вопреки выводам управления о невозможности постановки на кадастровый учет объекта в связи с отсутствием акта ввода в эксплуатацию, законодательством предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, на основании представленных органу кадастрового учета технических планов с приложением деклараций об объектах недвижимости по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные требования, поскольку у управления отсутствовали основания для отказа заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости и их государственной регистрации.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А32-1044/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд установил, что сооружения инженерной инфраструктуры города входят в реестр объектов муниципальной собственности и включены в состав казны муниципального образования город-курорт Геленджик на основании постановления N 3020-1 и имеют реестровый номер. Год завершения строительства указанных сооружений инженерной инфраструктуры указан в разделе технических паспортов "Характеристики объекта недвижимости". Данные сведения также отражены в Декларациях об объекте недвижимости. Таким образом, спорные объекты не являются вновь созданными, приняты в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Геленджик на основании постановления N 3020-1.
Апелляционный суд указал, что вопреки выводам управления о невозможности постановки на кадастровый учет объекта в связи с отсутствием акта ввода в эксплуатацию, законодательством предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, на основании представленных органу кадастрового учета технических планов с приложением деклараций об объектах недвижимости по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
...
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф08-12376/22 по делу N А32-1044/2022