г. Краснодар |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А63-5432/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1037700255284) - Александровой К.Р. (доверенность от 03.10.2022), от третьего лица - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Жабиной Е.Ю. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение"" (ИНН 2634803636, ОГРН 1112651027092), третьих лиц - федерального государственного казенного учреждения "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, акционерного общества "Теплосеть", федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по делу N А63-5432/2021, установил следующее.
ООО "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) о взыскании 848 224 рублей 91 копейки задолженности за содержание общего имущества многоквартирного дома и 206 199 рублей 39 копеек пеней (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, АО "Теплосеть", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 27.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.09.2022, с ответчика в пользу истца взыскано 441 200 рублей 41 копейка задолженности, 110 756 рублей 16 копеек пеней, а также 76 124 рубля 06 копеек расходов по оплате судебной экспертизы, 40 тыс. рублей расходов по оплате услуг представителя и 16 254 рубля расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано. Обществу из федерального бюджета возвращено 6567 рублей государственной пошлины по иску.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, истец не доказал принадлежность нежилых помещений площадью 342,64 кв. м и 265,01 кв. м ответчику, так как актом от 04.09.2006, утвержденным руководителем ТУ Росимущества по Ставропольскому краю, жилой дом, за исключением приватизированных квартир и встроенно-пристроенных помещений, передан от Ставропольской КЭЧ района в муниципальную собственность. В материалах дела отсутствуют доказательства направления министерству актов выполненных работ, счетов-фактур. В отсутствие доказательств направления платежных документов ответственность за просрочку в оплате не может относиться на ответчика. Заявитель также указывает, что сумма судебных издержек является завышенной.
В отзыве ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поддержало доводы министерства и просило отказать в удовлетворении иска.
Судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы назначалось также с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, однако ввиду неявки представителей лиц, участвующих в деле, в Арбитражный суд Ставропольского края необходимость проведения заседания с использованием систем видеоконференц-связи с названным судом отпала.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, истец является управляющей организацией многоквартирных домов по адресам: г. Ставрополь, ул. Морозова, 66 и 66А, что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в данных домах от 02.04.2015, 25.06.2018 и заключенными договорами управления от 01.05.2015, 02.07.2018.
Первоначально истец представил расчет задолженности исходя из площади нежилых помещений 249,3 кв. м, кадастровый номер 26:12:022405:628, и 1154,8 кв. м, кадастровый номер 26:12:022405:650.
Данные помещения находились в хозяйственном ведении ГУП "Домоуправление N 2 при Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района" с 14.11.2001.
ГУП "Домоуправление N 2 при Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района" (ИНН 2634036829) ликвидировано, дата прекращения деятельности - 20.10.2017. Однако согласно выписке из ЕГРП запись о нахождении данных помещений в хозяйственном ведении ГУП "Домоуправление N 2 при Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района" не аннулирована.
19 октября 2021 года представители истца, ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации произвели совместный осмотр нежилых помещений, находящихся в пользовании ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, по результатам которого установлено, что поликлиника имеет два изолированных входа и расположена в двух разрозненных помещениях. Первый вход в поликлинику расположен по ул. Морозова, д. 66, с торца дома (в его 9-этажной части). Указанный вход ведет в помещения, расположенные на двух этажах. Второй вход в поликлинику расположен в месте примыкания многоквартирного дома по ул. Морозова, 66 к многоквартирному дому по ул. Морозова, 66А.
Для определения площади помещений, принадлежащих ответчику, определением от 20.12.2021 суд первой инстанции удовлетворил ходатайство общества о назначении судебной экспертизы. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: какова фактическая площадь нежилых помещений, занимаемых ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации по адресам:
г. Ставрополь, ул. Морозова, 66 и 66А.
В соответствии с заключением эксперта НП "Центр независимых судебных экспертиз, криминалистики и права" от 15.02.2022 N 04-3Э/2022 площадь помещений на территории N 1 - вход в поликлинику в месте примыкания многоквартирного дома по ул. Морозова, 66 к многоквартирному дому по ул. Морозова, 66А, составляет 501,63 кв. м, площадь помещений на территории N 2 - вход в поликлинику со стороны ул. Морозова, 66, составляет 358,87 кв. м. Общая площадь помещений - 860,5 м кв.
Согласно акту от 12.05.2022 осмотра нежилых помещений, находящихся в пользовании ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, составленного представителями истца и третьего лица, площадь помещений на территории N 1 (вход в поликлинику в месте примыкания многоквартирного дома по ул. Морозова, 66 к многоквартирному дому по ул. Морозова, 66А), расположенных в многоквартирном доме по ул. Морозова, 66, составляет 236,62 кв. м. Истец с учетом замечаний третьего лица исключил из дальнейших расчетов площадь балкона (3,55 кв. м), то есть для расчетов принята площадь 233,07 кв. м. Площадь помещений, расположенных в многоквартирном доме по ул. Морозова, 66А, составляет 265,01 кв. м.
Истец направлял ответчику претензии с требованием оплатить задолженность за содержание общего имущества пропорционально указанным площадям.
Неоплата министерством задолженности в добровольном порядке послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций применили к спорным правоотношениям статьи 210, 290, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 39, 153, 154, 155, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" и указали, что распорядительные действия по закреплению части площадей в хозяйственном ведении ГУП "Домоуправление N 2 при Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района" с 14.11.2001, передаче ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации по договору от 26.02.2016 N 290 в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закреплению на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимого имущества на основании приказа департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.04.2016 N 622, а также вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2020 по делу N А40-252516/2019 подтверждают нахождение данных нежилых помещений в федеральной собственности.
Передача части указанных площадей в безвозмездное пользование ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в ответе на вопрос N 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, а также отсутствие сведений о закреплении за ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке всей занимаемой им фактически площади помещений, принадлежащих Российской Федерации в лице министерства, не могут служить основанием для вывода о том, что министерство не является надлежащим ответчиком.
Суды также установили, что общество оказало министерству услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов на сумму 441 200 рублей 41 копейку. Поскольку помещения в спорный период были закреплены за министерством, бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах лежит на этом лице.
Размеры платы на содержание общего имущества утверждались решениями общего собрания собственников помещений многоквартирных домов. Размер подлежащих удовлетворению требований определен исходя из площади нежилых помещений в многоквартирных домах, установленных судебной экспертизой, и утвержденного тарифа на содержание общего имущества.
Поскольку ответчиком доказательств оплаты спорной задолженности в материалы дела не представлено, суды удовлетворили требование общества о взыскании 441 200 рублей 41 копейки.
Так как доказательства своевременной оплаты задолженности отсутствуют, суды признали также обоснованными требования о взыскании 110 756 рублей 16 копеек пеней (с учетом периода моратория с 06.04.2020 по 01.01.2021 и снижения размера неустойки судом первой инстанции по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы министерства о том, что акты выполненных работ и счета-фактуры ответчику не направлялись, общество не вправе начислять неустойку в связи с невыставлением платежных документов, отклоняются судом кассационной инстанции.
Обязанность собственника (законного владельца) по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия права собственности (права оперативного управления) на помещение в многоквартирном доме независимо от наличия договорных отношений либо актов выполненных работ, счетов и счетов-фактур.
Расчет платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах осуществлялся с применением доступных для ответчика данных. Действуя добросовестно, зная о наличии названных обязательств, ответчик мог самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению обществу платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к истцу за получением счетов на оплату.
Утверждение о том, что в соответствии с актом от 04.09.2006 жилой дом, за исключением приватизированных квартир и встроенно-пристроенных помещений, передан в муниципальную собственность, материалами дела не доказана принадлежность нежилых помещений министерству, не принято судом апелляционной инстанции, поскольку является доказанным нахождение площадей, занимаемых ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирных домах по ул. Морозова, 66 и 66 А, в значениях, установленных судебной экспертизой, в федеральной собственности. В данных условиях надлежащим ответчиком является министерство.
Довод о чрезмерности судебных расходов, взысканных в пользу истца, отклонен судом апелляционной инстанции. С учетом сложности дела и объема оказанных представителем истца услуг, суды признали представительские расходы в размере 40 тыс. рублей обоснованными и соответствующими критерию разумности. Доказательств чрезмерности размера представительских расходов в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по делу N А63-5432/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ответчиком доказательств оплаты спорной задолженности в материалы дела не представлено, суды удовлетворили требование общества о взыскании 441 200 рублей 41 копейки.
Так как доказательства своевременной оплаты задолженности отсутствуют, суды признали также обоснованными требования о взыскании 110 756 рублей 16 копеек пеней (с учетом периода моратория с 06.04.2020 по 01.01.2021 и снижения размера неустойки судом первой инстанции по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Расчет платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах осуществлялся с применением доступных для ответчика данных. Действуя добросовестно, зная о наличии названных обязательств, ответчик мог самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению обществу платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к истцу за получением счетов на оплату."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2022 г. N Ф08-13133/22 по делу N А63-5432/2021