г. Краснодар |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А32-14384/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Тамахина А.В. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Крыловой И.Ю. (доверенность от 17.11.2020), в отсутствие истца - федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2312233082, ОГРН 1153668046509), ответчика - акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412), третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325), конкурсного управляющего акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Дмитриченко Анны Викторовны и федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу N А32-14384/2020, установил следующее.
ФГК ВОУВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - общество) о взыскании 77 433 рублей ущерба, причиненного объектам недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росимущество, Минобороны России (далее - министерство), АО "ГУ ЖКХ", конкурсный управляющий АО "ГУ ЖКХ" Дмитриченко А.В. и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Решением от 06.06.2022, оставленным без изменения постановления от 24.08.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель настаивает на том, что учреждение доказало факт причинения ему ущерба по вине бщества. По мнению заявителя, прекращение эксплуатации ответчиком котельных, полученных в безвозмездное пользование, не освобождает его от обязанности по их надлежащему содержанию.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судами, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р общество определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд министерства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р на министерство возложена обязанность обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов обществу - объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единого поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
Во исполнение названных распоряжений и в соответствии с договором безвозмездного пользования от 01.09.2011 N 75, заключенным обществом и учреждением, ответчику передано шесть котельных N 1, 2, 27, 28, 38 и 67, расположенных в военном городке N 63 по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 135.
В соответствии с пунктом 3.2.9 договора ссудополучатель обязался в течение 5 рабочих дней с даты прекращения отношений, регулируемых договором, вернуть по акту приема-передачи ссудодателю имущество, переданное в безвозмездное пользование, в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.05.2019 по делу N А14-20277/2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019, на учреждение возложена обязанность принять от общества по акту приема-передачи имущество, ранее переданное обществу по договору безвозмездного пользования от 01.09.2011 N 75.
Учреждением в адрес общества направлены уведомления от 11.10.2019 N 1664 и от 14.10.2019 N 1398 о необходимости участия представителя общества в работе комиссии по приемке объектов.
Поскольку общество явку своего представителя на объекты учреждения не обеспечило, учреждение составило односторонние акты приема-передачи и акты технического состояния котельных, которые направлены в адрес общества письмом от 23.10.2019 N 1721.
Актом от 27.12.2019 N 128 истец определил размер ущерба, причиненного ответчиком объектам недвижимого имущества, который по расчету учреждения составил 77 433 рубля.
Истец, обращаясь в арбитражный суд с иском, указал на то, что ссудополучатель обязан возместить учреждению ущерб, причиненный ненадлежащим содержанием объектов недвижимого имущества.
Ответчик, возражая против иска указал на то, что является ненадлежащим ответчиком по иску. Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2014 по делу N А40-55638/2014 принято к производству заявление о признании общества несостоятельным (банкротом). Определением от 30.05.2014 в отношении общества введена процедура наблюдения. Решением от 23.09.2015 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Письмом от 29.10.2015 N 2270 конкурсный управляющий общества уведомил руководителей департаментов министерства об одностороннем отказе от исполнения обязательств по государственному контракту на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций с 01.11.2015. Таким образом, с 01.11.2015 общество прекратило полностью обслуживать все объекты, переданные в безвозмездное пользование.
2 апреля 2016 года обществом составлены акты приема-передачи о возврате котельных, которые направлены в адрес учреждения и получены им. Уклонение учреждения от подписания актов приема-передачи послужило причиной обращения общества в арбитражный суд с иском (дело N А14-20277/2018). Акты приема-передачи, датированные 02.04.2016, подписаны учреждением в октябре 2019 года. Акты технического состояния составлены комиссией учреждения без участия общества только в 2019 году. Общество с 2015 года прекратило эксплуатировать данные объекты.
Суды установили, что 11.06.2015 Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 1089-Р, в соответствии с которым АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых министерством в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживаем казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд министерства и подведомственных ему государственных, казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Министерству данным распоряжением поручено обеспечить в установленном порядке передачу управлению ЖКХ на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов объектов теплоснабжения и соответствующих сетей, объектов водоснабжения и водоотведения и соответствующих сетей, объектов электросетевого хозяйства и соответствующих сетей, а также иного имущества министерства, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя осуществляемых министерством закупок работ и услуг.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 01.10.2015 N 2251 спорное имущество передано в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ" на срок действия государственного контракта от 21.09.2015 N 5-ТХ, заключенного обществом "ГУ ЖКХ" и министерством.
28 апреля 2017 года объекты теплоснабжения и соответствующие сети военного городка N 63 закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 28.04.2017 N 1337.
Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды руководствовались статьями 12, 15, 393, 689, 695 Гражданского кодекса Российской Федерации и, отказывая в удовлетворении иска, исходили из отсутствия совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков, ввиду недоказанности прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением учреждению убытков.
Суды учли, что акты о передаче спорных объектов направлены ответчиком в адрес истца в 2015 и 2016 годах, однако учреждение не приняло мер, направленных на получение имущества, фактически уклонилось от его содержания, ввиду этого решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.05.2019 N А14-20277/2018 на учреждение возложена обязанность принять от общества объекты недвижимого имущества путем подписания актов приема-передачи.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств того, что недостатки, отраженные им в актах, не связаны с естественным износом имущества, возникшим в ходе эксплуатации, и возникли до направления ответчиком в адрес истца актов о передаче объектов.
Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, сводятся к переоценке доказательств и установлению иных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств, установленных судами по результатам оценки представленных доказательств и позиций участвующих в деле лиц, основания для отмены в кассационном порядке судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу N А32-14384/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды руководствовались статьями 12, 15, 393, 689, 695 Гражданского кодекса Российской Федерации и, отказывая в удовлетворении иска, исходили из отсутствия совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков, ввиду недоказанности прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением учреждению убытков.
Суды учли, что акты о передаче спорных объектов направлены ответчиком в адрес истца в 2015 и 2016 годах, однако учреждение не приняло мер, направленных на получение имущества, фактически уклонилось от его содержания, ввиду этого решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.05.2019 N А14-20277/2018 на учреждение возложена обязанность принять от общества объекты недвижимого имущества путем подписания актов приема-передачи.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств того, что недостатки, отраженные им в актах, не связаны с естественным износом имущества, возникшим в ходе эксплуатации, и возникли до направления ответчиком в адрес истца актов о передаче объектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2022 г. N Ф08-12765/22 по делу N А32-14384/2020