г. Краснодар |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А53-34948/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "КНГК-АЗС" (ИНН 2348033986, ОГРН 1122348001709), ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КНГК-АЗС" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А53-34948/2021, установил следующее.
ООО "КНГК-АЗС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 312 428 рублей неустойки за просрочку доставки груза.
Решением от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2022, с ответчика в пользу истца взыскано 189 437 рублей 24 копейки неустойки, а также 5608 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, продление срока доставки груза на основании договора от 24.01.2014 N 97/2014, заключенного ответчиком и ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", неправомерно, поскольку нарушает права по законному распоряжению имуществом истца. Общество не давало согласие на продление срока доставки груза. Объектом перевозки по спорным накладным является груз, находящийся в собственности общества, а не порожние вагоны. Общество не участвует в отправлении груза и оформлении перевозочных документов и, как следствие, не может возразить против наличия каких-либо оснований о продлении срока доставки груза. Ссылка судов на иную судебную практику несостоятельна ввиду установления иных обстоятельств.
В отзыве железная дорога просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 11.10.2022 жалоба общества принята к производству судьей Алексеевым Р.А., определением от 07.12.2022 в связи с болезнью судьи Алексеева Р.А. рассмотрение жалобы отложено на 15.12.2022 на 15 часов 45 минут.
Определением от 12.12.2022 в связи с болезнью судьи Алексеева Р.А. жалоба перераспределена судье Ташу А.Х.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в июне - июле 2021 года обществу (грузополучатель) железнодорожным отправлением прибыли с просрочкой груженные вагоны по 12 железнодорожным накладным.
Как указывает истец, по спорным накладным произошла просрочка доставки груза относительно сроков доставки, установленных Правилами исчисления доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, что подтверждается накладными и уточненным расчетом пеней.
В связи с просрочкой доставки груза общество направило железной дороге претензии об уплате 312 428 рублей пеней.
Неисполнение требований претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 29, 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о частичном удовлетворении иска.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и Правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Пунктом 15 Правил N 245 установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены данными Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от __ дата __". Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с названными Правилами.
Следовательно, увеличение срока доставки груза возможно по соглашению сторон.
Суды установили, что по железнодорожной транспортной накладной N ЭА476446 срок доставки истекал 20.07.2021, на станцию назначения вагоны прибыли 20.07.2021, то есть без просрочки. По железнодорожной транспортной накладной N ЭА635553 срок доставки истекал 23.07.2021, на станцию назначения вагоны прибыли 22.07.2021, то есть без просрочки. По железнодорожной транспортной накладной N ЭА405697 срок доставки истекал 19.07.2021, на станцию назначения вагоны прибыли 20.07.2021, срок нарушен на 1 сутки, а не 4, как полагает истец.
Поскольку согласованный сторонами договора перевозки срок доставки груза по спорным накладным либо не нарушен, либо нарушен на иное количество дней, нежели указывает общество, оснований для начисления пеней по правилам статьи 97 Устава в размере 26 370 рублей 90 копеек по накладным N ЭА476446, ЭА635553, в размере 10 827 рублей 36 копеек по накладной N ЭА405697 не имелось.
Также суды приняли доводы железной дороги о повторном взыскании пеней на сумму 85 792 рубля 50 копеек по накладной N ЭЯ896017 в связи с тем, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40-192819/2021 такие пени взысканы в пользу грузоотправителя.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения сроков доставки груза и правомерность расчета пеней на сумму 189 437 рублей 24 копейки.
Ссылка общества на неправомерность увеличения срока доставки груза на основании договора от 24.01.2014 N 97/2014, заключенного ответчиком и ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", не принимается судом кассационной инстанции.
С учетом волеизъявления грузоотправителя в железнодорожных накладных грузоотправитель и перевозчик установили конкретный срок доставки. Стороны договора перевозки не увеличивали срок доставки в пути следования, не изменяли условия заключенного договора, а установили конкретный срок доставки при заключении договора перевозки. То есть стороны договора перевозки пришли к соглашению о том, что он должен быть исполнен в конкретный срок, указанный в накладной.
Согласно пункту 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 18.06.2003 N 39, в накладной в строке "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза.
Названный срок исполнения обязательств не может быть пересмотрен грузополучателем (истцом) в одностороннем порядке при расчете иска.
При этом в силу пункта 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2022, не требуется согласия грузополучателя, не являющегося законным владельцем вагонов, в которых перевозится груз, на изменение нормативного срока доставки груза на основании договора, заключенного между перевозчиком и грузоотправителем.
Следовательно, истец обязан руководствоваться именно тем сроком доставки, который установлен договором перевозки, то есть тем сроком, который проставлен в графе накладной "Срок доставки истекает".
Проверив доводы кассационной жалобы, суд округа считает, что они не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права и не содержат предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А53-34948/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и Правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Пунктом 15 Правил N 245 установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены данными Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от __ дата __". Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с названными Правилами.
...
Поскольку согласованный сторонами договора перевозки срок доставки груза по спорным накладным либо не нарушен, либо нарушен на иное количество дней, нежели указывает общество, оснований для начисления пеней по правилам статьи 97 Устава в размере 26 370 рублей 90 копеек по накладным N ЭА476446, ЭА635553, в размере 10 827 рублей 36 копеек по накладной N ЭА405697 не имелось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2022 г. N Ф08-8940/22 по делу N А53-34948/2021