г. Краснодар |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А32-60040/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Щеглова Н.С. (доверенность от 07.07.2022), от заинтересованного лица - Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Серги П.В. (доверенность от 25.04.2022), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральной налоговой службы (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по делу N А32-60040/2021, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 04.10.2021 N 13-16/32515.
Решением от 23.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции 13.09.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированны тем, что налоговые органы не наделены правом запрашивать информацию у банков при получении запросов физических и юридических лиц с приложением ими исполнительного листа об остатках и движении денежных средств по счетам должника.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению общества, вывод судов о том, что по запросу взыскателя по исполнительному листу налоговый орган обязан предоставить только информацию о номерах счетов должника, открытых в банках, является ошибочным.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением от 13.08.2021 N СОВП.07.02.01.1295 в порядке пункта 8 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) о предоставлении в отношении должника ООО "Югагроторг" сведений (информации) справки об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях за весь период деятельности общества; выписки о движении денежных средств по всем счетам ООО "Югагроторг" за период с 01.01.2018 по настоящее время. К заявлению общество приложило исполнительный лист серии ФС 026033270.
Управление письмом от 04.10.2021 N 13-16/32515 (вх. N 43488 от 11.10.2021) направило обществу сведения об открытых/закрытых банковских счетах в отношении ООО "Югагроторг", ИНН 2308066544 и сообщило, что налоговые органы не являются держателями информации об операциях на счетах налогоплательщика, по запросу взыскателя налоговым органом могут быть предоставлены сведения из числа приведенных в пункте 2 части 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ только в части информации о видах и номерах банковских счетов. Управление разъяснило обществу, что информация о количестве и движении денежных средств по указанным счетам налоговыми органами третьим лицам, в том числе взыскателям и судебным приставам-исполнителям, не предоставляется и может быть запрошена у соответствующих кредитных организаций судебными приставами-исполнителями.
Не согласившись с отказом управления, изложенным в письме от 04.10.2021 N 13-16/32515, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 указанной статьи. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 - 3 части 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях; иные сведения об имуществе должника.
Предусмотренная частью 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ возможность истребования у банков и иных кредитных организаций сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника отнесена к полномочиям судебного пристава-исполнителя, реализуемым в соответствии с частью 8 статьи 69 Закона N 229-ФЗ с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.
Судебные инстанции обоснованно учли, что право на получение информации, указанной в запросе общества, не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных, прежде всего с информацией, относящейся к налоговой тайне, определенной статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом установленных Кодексом оснований, сроков и процедуры истребования таких сведений в банковских и иных учреждениях. Законодателем установлен исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть запрошены взыскателем, в частности у налогового органа.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией, в частности, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
На основании пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков установлены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотрены федеральными законами. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не наделяет налоговые органы полномочиями по истребованию у банков выписок по счетам должников.
Установив фактические обстоятельства по данному делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для выдачи обществу сведений о движении денежных средств по банковским счетам должника не только в силу отсутствия у налогового органа таких сведений, но и в силу установленного федеральными законами запрета о разглашении налоговой и банковской тайны, а также отсутствия у налоговых органов полномочий запрашивать такие сведения вне рамок мероприятий налогового контроля.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правильным отказ управления в предоставлении обществу сведений о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Югагроторг", открытым в банках и иных кредитных организациях, и отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы общества исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по делу N А32-60040/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией, в частности, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
На основании пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков установлены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотрены федеральными законами. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не наделяет налоговые органы полномочиями по истребованию у банков выписок по счетам должников."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2022 г. N Ф08-13635/22 по делу N А32-60040/2021