Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "ОЗФ Групп" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Определением арбитражного суда, вынесенным в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) застройщика и оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, требования общества с ограниченной ответственностью "ОЗФ Групп" (далее также - ООО "ОЗФ Групп") к должнику в сумме основного долга и неустойки признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; в части включения требования о передаче квартиры в реестр требований участников строительства отказано. При этом суды исходили, в частности, из того, что ООО "ОЗФ Групп" не является участником строительства по смыслу Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем его требование о передаче жилого помещения подлежит трансформации в денежное требование; признавая требование подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, суды исходили из пропуска заявителем установленного законом срока для включения его требования в реестр требований кредиторов должника.
ООО "ОЗФ Групп" оспаривает конституционность пункта 2 и абзацев первого - третьего пункта 3.1 статьи 201.4 "Особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
По мнению заявителя, данные законоположения противоречат статьям 8, 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 35 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют считать, что конкурсный управляющий обязан своевременно включать в реестр требований кредиторов требования, возникшие из договоров участия в долевом строительстве, извещать об открытии конкурсного производства всех лиц (в том числе юридических лиц), чьи права на строящийся объект недвижимости зарегистрированы в установленном порядке и чьи денежные средства привлекались для строительства объекта недвижимости, извещать о возможности предъявления участниками строительства (в том числе юридическими лицами) требований о передаче жилых помещений, требований о передаче машино-мест и нежилых помещений, денежных требований и о сроке предъявления таких требований.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в частности, предусматривает, что руководитель застройщика в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу сведений о всех участниках строительства конкурсному управляющему; конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения сведений от руководителя застройщика уведомляет всех выявленных участников строительства об открытии конкурсного производства и о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений, требований о передаче машино-мест и нежилых помещений и денежных требований и о сроке предъявления таких требований; конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 28 названного Федерального закона, должно быть также опубликовано уведомление о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений, требований о передаче нежилых помещений и машино-мест, денежных требований и о сроке предъявления таких требований (пункт 2); требования участников строительства, возникшие из договоров участия в долевом строительстве, включаются в реестр требований участников строительства конкурсным управляющим самостоятельно на основании информации, размещенной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в единой информационной системе жилищного строительства; при наличии у застройщика документов, подтверждающих факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком по таким договорам, конкурсный управляющий вносит в реестр требований участников строительства сведения о размере требования участника строительства; конкурсный управляющий уведомляет соответствующего участника строительства о включении его требования в реестр требований участников строительства в порядке, предусмотренном пунктом 7 данной статьи; участник строительства вправе предъявить свое требование, возникшее из договора участия в долевом строительстве, в установленном указанной статьей порядке или уточнить размер своего требования к застройщику, предъявив конкурсному управляющему соответствующие документы (абзацы первый - третий пункта 3.1).
Данные положения, определяющие особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика и направленные на обеспечение надлежащего учета требований участников строительства и защиту их имущественных интересов в рамках дела о банкротстве застройщика, не препятствуют надлежащему осуществлению конкурсным управляющим своих полномочий, в том числе по включению требований кредиторов в реестр требований кредиторов (статья 16), и не могут рассматриваться в качестве нарушающих в аспекте, обозначенном в жалобе, конституционные права заявителя, который, как указали суды, не является участником строительства по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ОЗФ Групп", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2023 г. N 3477-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ОЗФ Групп" на нарушение его конституционных прав пунктом 2 и абзацами первым - третьим пункта 3.1 статьи 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-