г. Краснодар |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А32-21932/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Маркиной Т.Г. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "АР Пэкэджинг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А32-21932/2021, установил следующее.
АО "АР Пэкэджинг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, таможня) по делу об административном правонарушении от 29.04.2021 N 10309000-984/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2022, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, соблюдением срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление таможни. Заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции не применил положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ. По мнению общества, суды нарушили положения статей 64, 71, 89 Кодекса, не дали оценка письменному заключению специалиста ООО "Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга" от 08.12.2021 N 107; заявленные обществом транспортные расходы на перевозку товара по иностранной территории не превышают среднюю (обычную, рыночную) стоимость перевозки. Заявленные обществом транспортные расходы являются среднерыночными, документально подтвержденными. Общество считает, что суды неправильно применили нормы материального права; доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, а также относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенный орган не представил. По мнению общества, сведения о соответствующих расходах документально подтверждены. Даже невыполнение декларантом условий для вычета транспортных расходов из таможенной стоимости, определенной по первому методу, само по себе не является достаточным основанием для наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Для вывода о наличии состава административного правонарушения и назначения наказания требуется установить правильный размер таможенной стоимости, применив иной метод таможенной оценки, в частности, с использованием имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений об обычных транспортных тарифах. Кроме того, в оспариваемых постановлениях подтвержден факт оплаты транспортных расходов в заявленных обществом размерах. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") в регионе деятельности таможни в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" задекларирован товар "картон типа "CKB+HDPE", многослойный, мелованный с одним беленым наружным слоем...", по ДТ N 10309203/130519/0002253 (далее - ДТ) в подсубпозиции 4811510009 ТН ВЭД ЕАЭС (далее - товар). Таможенное декларирование товара осуществлено на Прикубанском таможенном посту (ОТО и ТК N 3) таможни.
Общество во исполнение контракта от 26.01.2018 N EN 2018-07, заключенного с компанией "Stora Enso Skoghall АВ" (Швеция) (далее - контракт), ввезло и задекларировало товар в количестве брутто/нетто 13 855,000 кг/13 855 кг, фактурной стоимостью 19 620,39 Евро на условиях поставки FCA КОУВОЛА (Финляндия) (Инкотермс 2010). Заявленные сведения в ДТ о стоимости и количестве товара подтверждены следующими документами: контрактом, дополнительными соглашениями к контракту, инвойсом от 07.05.2019 N 59958-9520, экспортной декларацией от 07.05.2019 N 19FI000000404612E1.
Контракт принят на учет (обслуживание) уполномоченным банком АО "ЮниКредит Банк" 09.02.2018 с присвоением уникального номера 18024004/0001/0000/2/1. Оплата по поставке в рамках контракта осуществлена обществом по платежному поручению от 04.07.2019 N 349. Согласно ведомости банковского контроля с уникальным номером контракта 18024004/0001/0000/2/1 платеж по контракту осуществлен 04.07.2019. Сведения, заявленные в ДТ о фактурной стоимости и количестве ввезенного товара, подтверждены документально. Согласно пункту 5 контракта товар поставляется на условиях поставки FCA Коувола (Инкотермс 2010). Товар поставляется ж/д или автомобильным транспортом.
Общество заключило договор от 11.01.2016 N 11-01/2016Т на оказание транспортно-экспедиционных услуг (далее - договор ТЭУ) с ООО "Прайм-Рут" (ИНН 7813378169, г. Санкт-Петербург, Россия). В соответствии с договором ТЭУ ООО "Прайм-Рут" (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет общества (клиент) организовать перевозку груза (в международном или внутрироссийском сообщении, включая морские, воздушные, автомобильные, железнодорожные и мультимодальные перевозки) и транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой груза. Согласно пунктам 2.2, 6.1 и 6.2 договора ТЭУ стоимость услуг экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении экспедитору по каждой поставке. Основанием для расчета стоимости услуг, проставляемых экспедитором клиенту, являются ставки, определяемые в приложениях по стоимости услуг к договору ТЭУ, и согласованные сторонами в поручении экспедитору. В случае определения ставок экспедитора в условных единицах (доллары США или евро) счета оплачиваются в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
Согласно международной товарно-транспортной накладной - CMR от 07.05.2019 N 1552-35310-01 осуществлена международная перевозка товаров в количестве 14 314 кг/брутто на 17 паллетах автомобильным транспортом с государственным номером А114СС67/АА967867 на условиях поставки FCA Коувола (Финляндия). Фактическим перевозчиком товара, задекларированного по ДТ, являлся ООО "Совтрансавто-Центр" (ИНН 6722021794, г. Смоленск, Россия).
В целях выполнения требований пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) в части подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании общество представило: договор ТЭУ, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 07.05.2019 N 743Э на общую сумму 172 800 рублей с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза, акт выполненных работ от 15.05.2019 N 743Э.
Согласно ДТС-1 к ДТ декларант в структуру таможенной стоимости товаров, ввезенных автомобильным транспортом на условиях поставки FCA, включил расходы по его транспортировке до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (пункт пропуска "МАПП Торфяновка" (таможенный пост Выборгской таможни)) в сумме 8322 рублей 13 копеек (графа 17 ДТС-1) по курсу Евро, установленному ЦБ РФ, на дату подачи ДТ.
Оплата за транспортно-экспедиционное обслуживание по счету от 07.05.2019 N 743Э подтверждается платежным поручением от 14.06.2019 N 3372. В представленном счете на оплату также отсутствуют реквизиты договора ТЭУ.
В соответствии с договором ТЭУ экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку груза. Стоимость услуг экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении экспедитору по каждой поставке.
В ходе камеральной таможенной проверки ООО "Прайм-Рут" представило документы, где выступает экспедитором, клиентом - общество: договор ТЭУ; поручение экспедитору от 06.05.2019 N 006/05/19 и экспедиторскую расписку от 06.05.2019 N 006/05/19, в которых указана стоимость услуг авто по ставке 172 800 рублей; счет на оплату от 07.05.2019 N 743Э с разбивкой стоимости перевозки Коувола - границы ЕАЭС п/п Торфяновка (11 916 рублей 91 копейка) и после границы ЕАЭС (160 883 рубля 09 копеек); акт выполненных работ/услуг от 15.05.2019 N 743Э, согласно которому ТЭО по маршруту в том числе Коувола (Финляндия) - граница РФ п/п Торфяновка - г. Тимашевск выполнены полностью и в срок; платежное поручение от 14.06.2019 N 3372 по оплате за ТЭО, в том числе по счету от 07.05.2019 N 743Э; CMR от 07.05.2019 N 1552-35310-01 на осуществление международной перевозки товара в количестве 14 314 кг/брутто. В представленных документах отсутствуют реквизиты договора ТЭУ.
В соответствии с представленным договором ТЭУ распределение транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза не предусмотрено. Договором ТЭУ также не оговорена сумма вознаграждения экспедитора. В представленных документах отсутствуют сведения о вознаграждении экспедитора.
В соответствии с пунктом 2 информационного письма от 09.09.2020 N 1, приложенного к письму ООО "Прайм-Рут" от 11.09.2020 N 029/09/2020, места перехода границы автомобильным транспортом осуществляется через 3 пограничных перехода: Торфяновка, Брусничное, Светогорск.
Согласно информационному письму от 09.09.2020 N 2, приложенного к письму ООО "Прайм-Рут" от 11.09.2020 N 029/09/2020, в случае организации перевозки грузов в автомобильном сообщении ООО "Прайм-Рут" привлекает транспортные компании.
При осуществлении перевозки от мест погрузки транспортного средства г. Коувола, г. Иматра, Мустола (г. Лаппеенранта) до пункта пересечения границы Таможенного Союза стороны согласовали стоимость услуг, выполняемых на территории Финляндии до прибытия транспортного средства на границу Таможенного Союза, в размере 100 евро (7 тыс. рублей) до 05.11.2019, если не оговорено иное. С 05.11.2019 в связи с продолжительным стабильным курсом рубля и во избежание курсовых разниц согласована для клиента (общество) ставка транспортных расходов 7500 рублей до границы Таможенного союза, включая вознаграждение экспедитора (ООО "Прайм-Рут") 500 рублей. Общая стоимость услуг согласовывается в поручениях экспедитору и указывается в счетах, направляемых в адрес клиента в день отгрузки товара с терминала в Финляндии. Общая стоимость перевозки грузов согласовывается сторонами в каждом конкретном случае в заявке на перевозку грузов.
В ходе камеральной таможенной проверки ООО "Прайм-Рут" представило заявку от 06.05.2019 N 039/05 к договору международной перевозки грузов от 09.01.2019 N 09/01, где заказчиком выступает ООО "Прайм-Рут", а исполнителем - ООО "АвтоАльянс" (ИНН 7816649755, г. Санкт-Петербург, Россия). Согласно заявке местом погрузки является склад, расположенный в СЕТ Terminal, ставка за перевозку - 137 тыс. рублей. Отдельным пунктом в заявке ООО "Прайм-Рут" указано "просим сегодня обязательно выслать по электронной почте счет с разбивкой до границы 100 евро". Согласно акту от 07.05.2019 N 19750090, подписанному Steveco Оу и ООО "ПраймРут" (заказчик), документооформление на терминале в Коувола (63 евро). На основании счета, выставленного ООО "Авто-Альянс", на оплату от 07.05.2019 N 453, акта выполненных работ от 14.05.2019 N 00000453 стоимость перевозки с учетом разбивки до границы ЕАЭС МАПП Торфяновка (7310 рублей 99 копеек), после границы ЕАЭС МАПП Торфяновка - г. Тимашевск (131 189 рублей 01 копейка) составила 138 500 рублей. При этом в документах, выставленных ООО "Авто-Альянс" в адрес ООО "Прайм-Рут", отсутствует документальное подтверждение разбивки стоимости транспортных расходов по территории иностранного государства и по территории Российской Федерации. Таким образом, ООО "ПраймРут" до осуществления фактической перевозки проверяемого товара определило размер транспортных расходов, которые в дальнейшем ООО "Авто-Альянс" указал в указанных коммерческих документах. Понесенные расходы до границы ЕАЭС в сумме 11 916 рублей 91 копейки, указанные ООО "Прайм-Рут" в счете на оплату от 07.05.2019 N 743Э.
Согласно имеющимся в распоряжении таможни документам (счет на оплату, счет-фактура, акт выполненных работ) ООО "Авто-Альянс" не представило сведения и документы о понесенных дополнительных расходах при перевозке товаров, а также сведения о величине транспортных расходов до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до момента разгрузки на территории Российской Федерации. Более того, ООО "Прайм-Рут" в заявке, адресованной ООО "Авто-Альянс", указало фиксированную сумму транспортных расходов до границы ЕАЭС (100 Евро), которую последний должен указать в коммерческих документах (счет на оплату, счет-фактура, акт выполненных работ/услуг).
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что ООО "Авто-Альянс" имело договорные отношения с ООО "Нико-Трак" (ИНН 7735522831, г. Москва, г. Зеленоград, Россия) на перевозку грузов в международном сообщении, который, в свою очередь, заключил договор на перевозку товара задекларированного по ДТ с непосредственным перевозчиком ООО "СовтрансавтоЦентр".
Таким образом, установлена цепочка транспортных компаний и/или индивидуальных предпринимателей, участвовавших в осуществлении транспортировки товаров задекларированных по ДТ: ООО "Прайм-Рут" - ООО "АвтоАльянс" - ООО "Нико-Трак" - ООО "Совтрансавто-Центр".
По запросам таможни от 30.07.2020 N 09.1-15/14746, от 21.10.2020 N 55-15/20626 ООО "Совтрансавто-Центр", выступающее перевозчиком товаров, представило следующие документы: заявку от 29.04.2019 N 312, счет от 14.05.2019 N 2 014, акт от 14.05.2019 N 2 014, счет-фактуру от 14.05.2019 N 2 014, платежные поручения от 18.07.2019 N 950. Анализ представленных документов и сведений показал, что ООО "Совтрансавто-Центр" разбивку транспортных расходов до границы ЕАЭС и после границы ЕАЭС не производило.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что ни декларантом, ни экспедиторами, ни перевозчиком не представлены документально подтвержденные сведения о видах и стоимости/себестоимости расходов по перевозке товара, задекларированного по ДТ, что носит документально неподтвержденный характер разделения стоимости транспортировки до границы таможенного Союза и после пересечения границы Союза до места прибытия. Следовательно, разбивка транспортных расходов по иностранной территории и территории ЕАЭС ООО "Прайм Рут" в выставленном счете на оплату в адрес общества произведена произвольно и не подтверждена документально.
При изложенных обстоятельствах в нарушение положений пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Расчет таможенной стоимости товара необходимо произвести на основании счета на оплату от 07.05.2019 N 743Э, акта выполненных работ от 15.05.2019 N 743Э о понесенных транспортных расходах в полном объеме - 172 800 рублей, распределив пропорционально весу брутто.
Принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, повлечет доначисление таможенных платежей в сумме 29 211 рублей 54 копейки без учета пеней.
Таможней 15.03.2021 в отношении общества выставлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей N 10309000/У2021/0000732 на сумму 29 211 рублей 54 копейки.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения в части "заявления декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, которые послужили основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов", ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таможней 13.04.2021, в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10309000-984/2021 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таможней 29.04.2021, в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении заявителя вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-984/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в однократном размере суммы подлежащей уплате таможенных пошлин, налогов, который составляет 29 211 рублей 54 копейки.
Несогласие с указанным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 2, 10, 38 - 40 Таможенного кодекса, статьей 16.2 КоАП РФ, Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений).
Суды установили, что в ходе проведения камеральной таможенной проверки таможней установлено заявление обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости товара по спорной ДТ.
Материалами дела подтверждается, что общество заключило с ООО "ПраймРут" (экспедитор) договор ТЭУ, согласно которому ООО "ПраймРут" обязуется за вознаграждение и за счет клиента (общества) организовать перевозку груза (в международном или внутрироссийском сообщении, включая морские, воздушные, автомобильные, железнодорожные и мультимодальные перевозки) и транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой груза. В силу пунктов 2.2 и 6.1, 6.2 договора стоимость услуг экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении экспедитору по каждой поставке. Основанием для расчета стоимости услуг, поставляемых экспедитором клиенту, являются ставки, определяемые в приложениях по стоимости услуг к договору и согласованные сторонами в поручении экспедитору. В случае определения ставок экспедитора в условных единицах (доллары США или евро) счета оплачиваются в российских рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату платежа. В соответствии с представленным договором распределение транспортных расходов по иностранной территории и территории ЕАЭС не предусмотрено. Договором также не оговорена сумма вознаграждения экспедитора.
Из представленных в материалы дела доказательств также не следует подтверждение выплаты обществом вознаграждения ООО "Прайм-Рут" как экспедитору.
Пунктом 2.4 договора установлено, что экспедитор может осуществлять действия, в том числе заключать от собственного имени договоры на перевозку и хранение груза клиента от собственного имени или от имени клиента.
В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса фактически понесенные расходы по доставке задекларированного товара до соответствующего пункта пропуска не подтверждены обществом документально. В указанные расходы не включено вознаграждение посреднику, оплаченное покупателем за организацию перевозки (транспортировки) до места прибытия товара на таможенную территорию Союза.
Само по себе указание в счете раздельно указанных услуг без документального подтверждения заявленного размера услуг к оплате не свидетельствует о подтверждении несения спорных расходов в указанной сумме, как и указание на соответствия цены транспортировки вне территории таможенного союза рыночному уровню.
При изложенных обстоятельствах общество в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса документально не подтвердило фактически понесенные расходы по доставке задекларированного товара до соответствующего пункта пропуска.
В нарушение положений пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса сведения о транспортной составляющей в структуре заявленной обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Расходы по перевозке товара до места прибытия на единую таможенную территорию ЕАЭС, заявленные обществом при декларировании товара, документально не подтверждены, что является нарушением пункта 10 статьи 38, пунктов 1, 3 статьи 40 Таможенного кодекса.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к обоснованному выводу о недостоверности заявленных обществом сведений о таможенной стоимости товара, наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Апелляционный суд отклонил ссылки общества на письменное заключение специалиста ООО "Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга", которое, по мнению общества, подтверждает отсутствие состава административного правонарушения, поскольку указанное заключение не подтверждает достоверность сведений, заявленных декларантом. Суд апелляционной инстанции указал, что для того чтобы транспортно-экспедиционные расходы могли быть вычтены из таможенной стоимости товаров необходимо соблюдение одновременно следующих условий: расходы должны быть выделены из цены подлежащей уплате; расходы должны быть заявлены декларантом при декларировании; расходы должны быть документально подтверждены декларантом. Если какое-либо из условий не соблюдается, указанные расходы остаются включенными в таможенную стоимость оцениваемых товаров, как составляющая стоимости сделки.
В рассматриваемом случае указанные сведения в структуре заявленной обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что не позволяет осуществить заявляемый обществом вычет расходов.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что регистрация каждой таможенной декларации, поданной обществом и содержащей недостоверные сведения, является самостоятельным правонарушением, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, и образует оконченный состав административного правонарушения. Апелляционный суд сделал вывод о том, что положения статьи 4.4 Кодекса КоАП РФ в данном случае не подлежат применению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суды сделали вывод о том, что примененное к обществу наказание в виде административного штрафа в размере 29 211 рублей 54 копейки соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление таможенного органа является законным, поэтому отказали в удовлетворении заявления общества.
Суд апелляционной инстанции учел, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы общества вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. В рассматриваемом случае таможней по аналогичным обстоятельствам, но по иным ДТ вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ. В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В рассматриваемом споре необходимо учитывать, что назначение наказания для юридических лиц по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ осуществляется в виде штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин. При этом ограничение штрафа какой-либо фиксированной минимальной или максимальной суммой не предусмотрено.
Таким образом, размер штрафа не зависит от количества принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности. При объединении всех эпизодов правонарушений в один протокол и постановление штраф подлежит исчислению от суммы подлежащий уплате таможенных пошлин. В связи с этим основания для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в отношении общества отсутствуют.
В кассационной жалобе общество ссылается на положения статьи 4.4 Кодекса (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) как основание для удовлетворения заявленных требований. Между тем санкция части 2 статьи 16.2 Кодекса предусматривает денежный штраф, исчисляемый в зависимости от суммы выявленного правонарушения, поэтому улучшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности, как на том настаивает общества, не происходит.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А32-21932/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции учел, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы общества вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. В рассматриваемом случае таможней по аналогичным обстоятельствам, но по иным ДТ вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ. В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В рассматриваемом споре необходимо учитывать, что назначение наказания для юридических лиц по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ осуществляется в виде штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин. При этом ограничение штрафа какой-либо фиксированной минимальной или максимальной суммой не предусмотрено.
Таким образом, размер штрафа не зависит от количества принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности. При объединении всех эпизодов правонарушений в один протокол и постановление штраф подлежит исчислению от суммы подлежащий уплате таможенных пошлин. В связи с этим основания для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в отношении общества отсутствуют.
В кассационной жалобе общество ссылается на положения статьи 4.4 Кодекса (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) как основание для удовлетворения заявленных требований. Между тем санкция части 2 статьи 16.2 Кодекса предусматривает денежный штраф, исчисляемый в зависимости от суммы выявленного правонарушения, поэтому улучшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности, как на том настаивает общества, не происходит.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2022 г. N Ф08-11621/22 по делу N А32-21932/2021