Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 сентября 2019 г. N 176-ПП "О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики".
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 22 января 2024 г. N 4-ПП
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 сентября 2019 г. N 176-ПП "О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики"
1. Паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", "Безопасный труд" признать утратившими силу.
2. Раздел 2 государственной программы изложить в следующей редакции:
"2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики"
1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения
Отличительной особенностью рынка труда Кабардино-Балкарской Республики в течение многих лет является трудоизбыточность региона, вызванная высоким естественным приростом населения и недостаточными темпами развития экономического потенциала (на 1 кв. км приходится 69,8 тыс. человек).
Так, численность трудовых ресурсов Кабардино-Балкарской Республики оценивается в 2023 году в 558,2 тыс. человек, из которых 372,7 тыс. человек заняты в экономике и 34,8 тыс. человек учатся с отрывом от производства.
Наибольший удельный вес в среднегодовой численности занятых приходится на следующие виды экономической деятельности: сельское хозяйство - 19,0%, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 16,1%, обрабатывающие производства - 11,9%, строительство - 11,8%, транспортировка и хранение - 5,7% от общей численности занятых.
Численность трудоспособного населения, в силу разных причин не занятого в экономике или учебой, составляет 185,5 тыс. человек, или 33,2% трудовых ресурсов республики.
Республика располагает значительными свободными трудовыми ресурсами для обеспечения развития экономики и социальной сферы.
Снижению численности безработных, повышению занятости жителей республики и ослаблению оттока квалифицированной рабочей силы в другие регионы должна способствовать реализация инвестиционных проектов. Правительством Кабардино-Балкарской Республики принимаются меры, направленные на привлечение инвесторов для реализации ряда крупных инвестиционных проектов, направленных на создание высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест в перспективных и приоритетных видах экономической деятельности.
По предварительной оценке, численность постоянного населения Кабардино-Балкарской Республики на 1 октября 2023 г. составила 905,5 тыс. человек (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года).
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, по данным проведенных обследований по проблемам занятости населения, в III квартале 2023 г. численность рабочей силы в возрасте 15 и выше лет в среднем составила 442,0 тыс. человек.
В численности рабочей силы в анализируемом периоде лица, имеющие работу или доходное занятие, составили 402,0 тыс. человек (90,8%), а лица, не имеющие работы или доходного занятия, которые в соответствии с критериями Международной организации труда классифицируются как безработные, - 40 тыс. человек (9%).
Решение вопросов занятости, трудоустройства населения и снижения безработицы в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется системно с использованием комплексного подхода. Ключевым нормативным актом здесь является государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики", включающая в себя комплекс мероприятий по оказанию содействия занятости населения республики, защите граждан от безработицы и развитию кадрового потенциала республики.
В последние годы отмечается устойчивая положительная динамика показателей рынка труда республики, основные индикаторы рынка труда стабильны и имеют положительную тенденцию.
Общий уровень безработицы в республике, рассчитываемый по методологии Международной организации труда на основании выборочных обследований рабочей силы, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, в среднем за 2022 год составил 9,9%, что на 1,8% ниже значения 2021 года (11,7%).
В III квартале 2023 г. общий уровень безработицы в республике составил 9,0%.
Уровень регистрируемой безработицы в среднем за 2022 год составлял 2,0% к численности рабочей силы республики, в 2021 году в среднем - 6,4%.
Уровень регистрируемой безработицы устойчиво снижался и на 1 декабря 2023 г. достиг значения 0,9%.
Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в учреждениях занятости, на 1 декабря 2023 г. составила 4,2 тыс. человек (на 1 декабря 2022 г. - 7,4 тыс. человек).
С начала текущего года в учреждения занятости по вопросу трудоустройства обратились 8,6 тыс. человек, из них трудоустроены 2705 безработных граждан, или 31,3% от общего числа обратившихся.
В базах данных учреждений занятости всего насчитывается 3,1 тыс. вакансий, что снизило напряженность на рынке труда до 1,4 ед. безработных на одну вакансию. Почти все вакансии (97%) оплатой труда выше прожиточного минимума в республике.
В целях своевременного снижения напряженности на рынке труда проводится мониторинг рисков высвобождения работников в организациях республики.
В 2022 и 2023 годах информация о планируемом массовом увольнении работников организаций и предприятий республики не поступала.
В целях сохранения сложившейся динамики в области занятости населения основные усилия будут направлены на развитие рынка труда Кабардино-Балкарской Республики.
Прогноз развития ситуации в сфере занятости определен с учетом темпов экономического роста, перспектив ввода новых производств, реализации мероприятий государственных программ, в том числе по развитию предпринимательства и самозанятости населения, а также других мер экономической политики, направленных на снижение напряженности на рынке труда и стимулирование занятости.
Существенное влияние на республиканский рынок труда окажет повышение возраста выхода на пенсию и связанный с ним рост предложения рабочей силы. В 2023 - 2026 годах прогнозируется увеличение трудовых ресурсов на 19 тыс. человек, что потребует создания дополнительных рабочих мест и расширения различных форм занятости.
Ожидается, что рост численности трудоспособного населения частично будет компенсирован ростом числа занятых в экономике за счет реализации инвестиционных проектов, предусматривающих создание 6,5 тыс. новых рабочих мест в перспективных сферах экономики. Также ожидается, что рост занятости будет обеспечиваться мерами по легализации рынка труда и увеличением числа самозанятых граждан, в том числе с использованием механизма социального контракта.
Ожидается, что численность занятых увеличится с 377,5 тыс. человек в 2022 году до 392,2 тыс. человек в 2026 году.
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого и 145,0 тыс. человек в 2026 году.
Численность лиц, не имеющих работы и классифицируемых в соответствии с методологией Международной организации труда как безработные, снизится до 35,3 тыс. человек, что составит 7,6% рабочей силы.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы сформированы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р, и Стратегией социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп.
Реализация Программы будет направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
Для достижения целей и задач социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики определены цели Программы и показатели, направленные на их достижение, а также разработаны структурные элементы Программы.
Система целеполагания Программы включает в себя следующие цели:
цель 1 "Непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 2,5%";
цель 2 "Создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности".
Цель 1 "Непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 2,5%" характеризуется следующим достижением:
к 2030 году уровень регистрируемой безработицы в Кабардино-Балкарской Республике не должен превышать 2,5%.
Цель 2 "Создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности" характеризуется следующим достижением:
к 2030 году численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, должна составить не более 2 человек.
Достижение цели 2 "Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" планируется путем реализации комплекса процессных мероприятий "Безопасный труд".
3. Задачи в сфере содействия занятости населения, определенные в соответствии с национальными целями
В рамках Программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и ее целевого показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Содействие достижению целевого показателя "Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года" будет обеспечиваться в процессе реализации мероприятия по осуществлению социальных выплат безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Социальные выплаты безработным гражданам (пособие по безработице) способствуют поддержанию их доходов и оказывают влияние на величину среднедушевых денежных доходов населения. В настоящее время размер пособия по безработице обеспечивает замещение утраченного заработка ниже величины прожиточного минимума, а отсутствие мер по индексации ведет к постоянному падению его покупательной способности.
Установление размеров максимальной величины пособия по безработице на уровне или выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения будет способствовать снижению уровня бедности.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере содействия занятости населения
Цели государственной политики в области содействия занятости населения формируются исходя из стратегических направлений социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных тенденций развития рынка труда. Цель и задачи государственной программы соответствуют целям и задачам государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298.
С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населению целью государственной программы является сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы не выше 2,5%.
Показатель, отражающий конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, - "уровень регистрируемой безработицы".
В рамках данной цели решаются задачи по:
повышению эффективности содействия трудоустройству граждан, в том числе инвалидов;
оказанию мер социальной поддержки безработным гражданам;
стимулированию сохранения и создания новых рабочих мест, развитию инфраструктуры занятости и внедрению организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения;
повышению эффективности государственного управления в сфере содействия занятости населения.
Указанные задачи решаются в ходе реализации комплекса процессных мероприятий подпрограмм "Мероприятия в сфере занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", "Безопасный труд", которые будут приведены в паспорте Программы.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы, а также финансовые и иные ресурсы будут приведены в паспорте Программы.
Реализация мероприятий Программы оказывает опосредованное влияние на достижение целевого показателя "Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Содействие достижению целевого показателя "Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года" будет обеспечиваться в процессе реализации мероприятия по осуществлению социальных выплат безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Социальные выплаты безработным гражданам (пособие по безработице) способствуют поддержанию их доходов и оказывают влияние на величину среднедушевых денежных доходов населения.
В рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" реализуется мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста (далее - мероприятие по обучению).
Мероприятие по обучению реализуется в целях расширения возможности трудоустройства, сокращения периода поиска работы и обеспечения более качественной занятости в республике при наличии потребности в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании отдельных категорий граждан.
В рамках мероприятия по регулированию численности иностранных работников с соблюдением принципа приоритетного использования национальных кадров осуществляется работа по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на основании визы, по формированию квот, по установлению допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, в том числе по расширению видов экономической деятельности, в которых указанная допустимая доля установлена, а также по ежегодному снижению размеров установленной допустимой доли в отдельных видах экономической деятельности.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета и сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
государственное управление охраной труда;
предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
создание условий для формирования здорового образа жизни работников и др.
Анализ состояния производственного травматизма и профессионального заболевания в организациях и предприятиях в Кабардино-Балкарской Республике по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике показал, что численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве (страховые случаи) в 2022 году составила 39 человек, что на 24 человека меньше, чем в 2021 году (63 человека).
Смертельный травматизм также уменьшился по сравнению с 2021 годом в 2022 году с 9 до 5 человек.
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (коэффициент частоты несчастных случаев на производстве) уменьшился по сравнению с 2021 годом (1,36) на 0,43 и составил в 2022 году 0,93.
По сравнению с 2021 годом в 2022 году численность пострадавших на предприятиях обрабатывающего производства уменьшилась с 18 человек до 4 человек, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и пара, кондиционированию воздуха уменьшилась с 7 до 0 человек, в строительстве уменьшилась с 2 до 0 человек, в учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг уменьшилась с 26 человек до 12 человек.
Коэффициент тяжести несчастных случаев на производстве по сравнению с 2021 годом (24,95) увеличился до 37,5 (на 12,55) в 2022 году.
Основными причинами производственного травматизма явились: недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, нарушение работником производственной дисциплины труда, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест.
Несмотря на снижение уровня производственного травматизма, состояние дел в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда нельзя признать удовлетворительным.
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институционных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" одной из основных задач является сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целью подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации является создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В качестве показателей, отражающих конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрены показатели "численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом" и "численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом".
Для достижения поставленной цели в программе "Безопасный труд" предполагается решить следующие задачи:
обеспечение приоритета предупреждения производственного травматизма;
внедрение культуры безопасного труда.
Повышение культуры безопасного труда в целях формирования условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагает:
внедрение управления профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей;
внедрение модели управления охраной труда, основанной на передовых и наиболее эффективных технологиях в области охраны труда, популяризации и пропаганде культуры безопасного труда.
Основное планируемое мероприятие - проведение общественно-просветительской кампании, направленной на популяризацию охраны и сохранение здоровья работников на работе.".
3. Раздел 11 государственной программы признать утратившим силу.
4. Приложение N 1 к государственной программе признать утратившим силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 января 2024 г. N 4-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики"
Вступает в силу с 22 января 2024 г.
Опубликование:
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 25 января 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25 января 2024 г. N 0700202401250006
газета "Официальная Кабардино-Балкария" от 3 февраля 2024 г. N 4