г. Краснодар |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А53-34430/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Андреевой Е.В. и Сороколетовой Н.А., в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на определение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А53-34430/2020 (Ф08-13222/2022), установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Строительная компания "Югэнергоспецстрой"" (далее - компания) АО "Главное управление обустройства войск" (далее - общество) обратилось с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 231 560 рублей.
Требования основаны на статьях 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ), положениях главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и мотивированы ненадлежащим исполнением должником - арендатором - принятых на себя обязательств в рамках заключенного с правопредшественником общества договора аренды.
Определением от 21.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на пропуск обществом срока исковой давности, о применении которой заявил конкурсный управляющий должника.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, вывод судов о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям не основан на фактических обстоятельствах и сделан при неправильном применении норма материального права. Общество не могло узнать о нарушении его права до момента реорганизации. Заявителю стало известно о наличии долга только после перехода к нему прав и обязанностей АО "Оборонстройпроект". Заявленные требования документально подтверждены и являются бесспорными.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий должника указал на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением от 30.07.2021 (резолютивная часть от 27.07.2021) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, - конкурсное производство.
Общество обратилось с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 231 560 рублей, мотивируя наличием у компании неисполненных обязательств перед правопредшественником общества в рамках договора аренды от 24.05.2016 N 2016/5-10. Заявитель представил акты выполненных (оказанных) работ (услуг) от 31.05.2016, 30.06.2016 и 31.07.2016.
Возражая против заявленных требований, конкурсный управляющий помимо прочего заявил о пропуске обществом срока исковой давности.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 223 Кодекса и статье 32 Закона N 127-ФЗ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
При рассмотрении заявлений о включении в реестр требований кредиторов в силу требований статей 100, 142 Закона N 127-ФЗ судом проверяются обоснованность заявленных требований, определяется их размер и характер.
На основании пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Возникшие у общества и компании правоотношения вытекают из договора аренды, в связи с чем подлежат регулированию нормами главы 34 Гражданского кодекса.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату; пункт 1 статьи 614 данного Кодекса).
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"" разъяснено, что возражения на требования конкурсных кредиторов, основанные на пропуске исковой давности, являются средством защиты заинтересованных лиц, а потому могут заявляться любым лицом, имеющим право на заявление возражений относительно требований кредиторов в соответствии со статьями 71 или 100 Закона о банкротстве.
Если обстоятельства, на которые ссылаются указанные лица, подтверждаются в судебном заседании, арбитражный суд выносит определение об отказе во включении требования данного кредитора в реестр требований кредиторов в связи с пропуском срока исковой давности (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
Согласно статье 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как указано в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорной суммы в реестр требований кредиторов компании в связи с пропуском обществом срока исковой давности, о применении которой заявил конкурсный управляющий должника.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что ему стало известно о наличии долга только после перехода к нему прав и обязанностей АО "Оборонстройпроект".
Данный довод основан на ошибочном толковании обществом статей 196 и 200 Гражданского кодекса. Тот факт, что права и обязанности по арендному соглашению перешли к обществу в результате реорганизации, не влияет на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления, установленный статьей 200 Гражданского кодекса. Из буквального содержания статьи 201 Гражданского кодекса следует, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядок ее исчисления. Поэтому все обстоятельства, имевшие место до перемены лиц в обязательстве (начало течения срока исковой давности, перерыв исковой давности и т.п.) сохраняют свое юридическое действие. Данное правило действует как при универсальном, так и сингулярном правопреемстве.
Аналогичные выводы судов применительно к схожим фактическим обстоятельствам поддержаны в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2022 N 309-ЭС22-1904 по делу N А50-28874/2019.
Основания для отмены или изменения определения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А53-34430/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что ему стало известно о наличии долга только после перехода к нему прав и обязанностей АО "Оборонстройпроект".
Данный довод основан на ошибочном толковании обществом статей 196 и 200 Гражданского кодекса. Тот факт, что права и обязанности по арендному соглашению перешли к обществу в результате реорганизации, не влияет на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления, установленный статьей 200 Гражданского кодекса. Из буквального содержания статьи 201 Гражданского кодекса следует, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядок ее исчисления. Поэтому все обстоятельства, имевшие место до перемены лиц в обязательстве (начало течения срока исковой давности, перерыв исковой давности и т.п.) сохраняют свое юридическое действие. Данное правило действует как при универсальном, так и сингулярном правопреемстве.
Аналогичные выводы судов применительно к схожим фактическим обстоятельствам поддержаны в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2022 N 309-ЭС22-1904 по делу N А50-28874/2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2022 г. N Ф08-13222/22 по делу N А53-34430/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4616/2024
22.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13222/2022
23.09.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14545/2022
30.07.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-34430/20