г. Краснодар |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А61-3552/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания Даниловой А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), от общества с ограниченной ответственностью "Просвет" (ИНН 1515918210, ОГРН 1081515003855) - Гогичаева Г.Б. (доверенность от 01.08.2022),, в отсутствие заявителя - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), третьих лиц - министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1513057692, ОГРН 1161513050027), министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), общества с ограниченной ответственностью "Тплюс" (ИНН 1511028110, ОГРН 1191513002372), общества с ограниченной ответственностью "Кристалл-К" (ИНН 1513070245, ОГРН 1181513002120), общества с ограниченной ответственностью "Горная Энерготранспортная Компания" (ИНН 1514017727, ОГРН 1201500004474), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А61-3552/2021, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) от 08.07.2021 по делу N АМЗ 22-07/21; об аннулировании конкурса и отмене протокола о результатах проведения открытого конкурса от 15.06.2021 N 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство ЖКХ), общество с ограниченной ответственностью "Просвет", министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство имущества и земельных отношений), общество с ограниченной ответственностью "Тплюс", общество с ограниченной ответственностью "Кристалл-К", общество с ограниченной ответственностью "Горная Энерготранспортная Компания".
Решением суда от 19.04.2022, оставленным без изменений постановлением апелляционного суда от 12.07.2022, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, об отсутствии оснований для аннулирования конкурса и отмены протокола о результатах проведения открытого конкурса от 15.06.2021 N 2.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Общество полагает, что выводы судов о соблюдении министерством ЖКХ положений пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) не обоснованы. Доводы о применении критериев конкурса, противоречащих Закону о концессионных соглашениях, судебные инстанции не исследовали. Общество считает доказанным допущенные нарушения министерством ЖКХ при проведении оценки конкурсных предложений, что привело к неправильному определению победителя.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Просвет", министерство ЖКХ, управление просят оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель ООО "Просвет" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство ЖКХ (организатор торгов) разместило на официальном сайте http://www.torgi.gov.ru сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры (линии электропередач и подстанций в горнорекреационном комплексе "Мамисон", расположенном в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания), находящихся в собственности Республики Северная Осетия-Алания (далее - концессионное соглашение) и конкурсную документацию.
На участие в конкурсе поданы заявки общества, ООО "ГЭТК", ООО "Тплюс", ООО "Просвет", ООО "Кристалл-К". Согласно протоколу от 15.06.2021 N 2 к участию в конкурсе допущены ООО "Просвет" и общество.
По результатам конкурса принято решение о заключении министерством ЖКХ концессионного соглашения с ООО "Просвет" в соответствии с условиями, содержащимися в представленном в конкурсном предложении, набравшему 10,6 баллов, что является наибольшим по сравнению с баллами общества, набравшего 3,56 баллов.
Общество обратилось в управление с жалобой на действия организатора торгов, в которой просило выдать заказчику предписание об устранении нарушений, в том числе аннулировать конкурс и отменить протокол о результатах проведения открытого конкурса от 15.06.2021 N 2. Решением от 08.07.2021 по делу N АМЗ22-07/21 жалоба признана необоснованной.
Не согласившись с решением управления, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что оспариваемое решение управления законно и обосновано, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать, в том числе:
- требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса (пункт 3);
- исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса, в том числе документов и материалов, подтверждающих соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении (подпункты "а" - "в" пункта 5).
Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня требований, предъявляемых к участникам конкурса, поэтому уполномоченный орган вправе самостоятельно определять критерии допуска к участию в конкурсе.
Из материалов дела следует, что для участия в конкурсе ООО "Просвет" представило в конкурсную комиссию документы согласно конкурсной документации (перечень документов, представляемых заявителем для участия в конкурсе). Указанный перечень документов подтверждает опыт ООО "Просвет" в сфере строительства и (или) реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, императивные требования в виде исчерпывающего перечня квалификационных требований к участникам конкурса на право заключения концессионного соглашения и способов подтверждения соответствия таким требованиям законодательством о концессионных соглашениях не предусмотрены. Не нашел своего подтверждения также довод общества о необходимости наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к соответствующим видам работ.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Руководствуясь положениями Закона о концессионных соглашениях, суды пришли к выводу, что установленные пунктом 3 конкурсной документации критерии не противоречат названному Закону. Факт участия общества в конкурсе указывает на создание организатором конкурса равных условий для всех участников, нарушения требований статьи 17 Закона о концессионных соглашениях в действиях министерства ЖКХ не установлено.
Довод общества о нарушении организатором торгов порядка расчетов баллов конкурсных предложений был предметом исследования судов и обоснованно отклонен.
Таким образом, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судами, не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Нормы права применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А61-3552/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать, в том числе:
...
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2022 г. N Ф08-11512/22 по делу N А61-3552/2021