г. Краснодар |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А22-2882/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.Н., Маркиной Т.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиной А.А. при участии в судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Калмыкия (судья Садваев Б.Б., секретарь Ланцинова Ю.Н.) от заявителя - бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе" имени Балдашинова Т.Л. (ИНН 0814055792, ОГРН 1030800746570) - Карнусовой Д.С. (доверенность от 10.01.2022), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республики Калмыкия Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 0814055778, ОГРН 1020800765094) - Джасуновой К.Г. (доверенность от 06.09.2022), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства физической культуры и спорта Республики Калмыкия, рассмотрев кассационную жалобу бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе" имени Балдашинова Т.Л. на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А22-2882/2021, установил следующее.
Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе" имени Балдашинова Т.Л. (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республики Калмыкия (далее - казначейство) о признании недействительным предписания от 14.10.2021 N 05-09-04/17-7748 (далее - оспариваемое предписание).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство физической культуры и спорта Республики Калмыкия.
Решением суда от 29.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что учреждение перечислило 209 667 рублей средств федерального бюджета на приобретение спортивного оборудования и инвентаря в нарушение требований действующего законодательства, что послужило основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.06.2022 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.2022, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании незаконным предписания. Заявитель жалобы считает, что закупка соответствует задачам и целям программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" и не может расцениваться как нецелевое или неправомерное использование бюджетных средств. Приобретение олимпийских обрезиненных дисков, превышающих установленное приказом Минспорта России от 16.02.2018 N 144 "Об утверждении состава комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, приобретаемого за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" для спортивных школ и училищ олимпийского резерва" (далее - приказ от 16.02.2018 N 144) количество по позиции N 14 "Набор олимпийских обрезиненных дисков, вес: 1,25 кг - 20 кг", не может расцениваться как неправомерное использование субсидии на иные цели, только из-за того, что приобретено в большом объёме, поскольку является тем же самым спортивным оборудованием для общей физической подготовки, которое указано в самом приказе. В приказе от 16.02.2018 N 144 указано не "предельное" количество комплектов, а "минимальное". Набор обрезиненных дисков весом 1,25 кг - 25 кг в количестве двух штук стоимостью 139 800 рублей является набором олимпийских обрезиненных дисков и входит в состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, утвержденного приказом от 16.02.2018 N 144.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель казначейства в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, а также выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, казначейство в отношении учреждения в период с 24.02.2021 по 17.03.2021 провело выездную проверку по вопросам предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта".
В результате проверки установлено, что в 2019 году учреждение приобрело спортивное оборудование и инвентарь (набор обрезиненных дисков, вес 1,25 кг - 25 кг в количестве 2 штук, стоимостью 139 800 рублей; стойка для приседания со штангой в количестве 1 штуки, стоимостью 74 500 рублей; набор ядер легкоатлетических, вес 1,5 кг - 7 кг в количестве 1 комплекта, стоимостью 8750 рублей) без соответствующего согласования с Министерством спорта Российской Федерации на общую сумму 223 050 рублей, из них 209 667 рублей из средств федерального бюджета и 13 383 рубля из средств республиканского бюджета.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления казначейством акта от 07.04.2021 и выдачи учреждению представления от 31.05.2021 N 05-09-04/17-4033 о необходимости устранить выявленные нарушения и сообщить о принятых мерах до 01.10.2021.
В октябре 2021 года управлением проведено контрольное мероприятие по проверке исполнения представления от 31.05.2021 N 05-09-04/17-4033, по итогам которого в отношении учреждения выдано предписание от 14.10.2021 N 05-09-04/17-7748, согласно которому учреждению надлежит принять меры по возмещению 209 667 рублей путем перечисления их в доход федерального бюджета в срок до 15.11.2021.
Не согласившись с предписанием от 14.10.2021, учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 132, абзацем 4 статьи 162, пунктом 3 статьи 219, пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 30 (далее Целевая программа на 2016-2020 годы), с приказом от 16.02.2018 N 144 оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод об имеющемся в действиях учреждения нарушении в приобретении спортивного оборудования и инвентаря без соответствующего согласования с министерством на общую сумму 223 050 рублей, из них 209 667 рублей из средств федерального бюджета и 13 383 рубля из средств республиканского бюджета.
Субсидии, согласно подпункту "г" пункта 2 приложения N 6 Целевой программы на 2016 - 2020 годы, предоставляются по направлениям, одним из которых является закупка спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.
Контроль соблюдения уполномоченными органами условий предоставления субсидий, в соответствии с пунктом 46 приложения N 6 Целевой программы на 2016 -2020 годы, осуществляется Министерством спорта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с пунктом 15 приложения 6 Целевой программы на 2016 - 2020 годы состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, утверждается Министерством спорта Российской Федерации. Закупка иного оборудования согласовывается с указанным Министерством.
Состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, приобретаемого за счёт средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 -2020 годы" для спортивных школ и училищ олимпийского резерва утверждён приказом от 16.02.2018 N 144. Первоначальная редакция содержала в составе комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки набор олимпийских обрезиненных дисков, вес: 1,25 кг - 25 кг (пункт 15) и стойку для приседания со штангой (пункт 17).
Приказом Минспорта России от 12.02.2019 N 97 внесены изменения в приказ от 16.02.2018 N 144, которым из состава комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки исключена стойка для приседания со штангой, а пунктом 14 предусмотрен в составе комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки набор олимпийских обрезиненных дисков, вес: 1,25 кг - 20 кг. Начало действия новой редакции приказа от 16.02.2018 N 144 - 12.02.2019.
Как видно из соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 13.02.2019 N 1, дополнительного соглашения от 13.03.2019 N 1 и дополнительного соглашения от 26.04.2019 N 2 (далее - соглашение от 13.02.2019), учреждению в 2019 году в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" предоставлена субсидия на закупку спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва из средств федерального бюджета - 940 000 рублей, из средств республиканского бюджета - 60 000 рублей.
Выделенные средства учреждением, как установлено актом выездной проверки от 07.04.2021, израсходованы в полном объёме, неиспользованные остатки отсутствуют, что подтверждается перечисленными денежными средства по платежному поручению от 13.05.2019 N 281803 и отражается в отчёте об использовании субсидии.
Так согласно контракту от 15.08.2019 N 2081405579219000001 (далее - контракт) учреждение приобрело спортивный инвентарь и оборудование на указанную сумму субсидии.
В то же время актом выездной проверки выявлено, что в составе спортивного оборудования и инвентаря закупленного учреждением имеются позиции не согласованные с министерством, а именно: набор обрезиненных дисков, вес 1,25 кг - 25 кг в количестве 2 штук, стоимостью 139 800 рублей; стойка для приседания со штангой в количестве 1 штуки, стоимостью 74 500 рублей; набор ядер легкоатлетических, вес 1,5 кг - 7 кг в количестве 1 комплекта, стоимостью 8750 рублей.
По спецификации товара в приложении к указанному контракту заявлены: в пункте 4 - набор олимпийских обрезиненных дисков, вес: 1,25 - 25 кг в количестве 2 комплектов общей стоимостью 139 800 рублей, производство - Китай; в пункте 5 - стойка для приседания со штангой в количестве 1 штуки, стоимостью 74 500 рублей; в пункте 13 - набор ядер легкоатлетических, вес 1,5 кг - 7 кг в количестве 1 комплекта, стоимостью 8750 рублей. Кроме этого, согласно пункту 11 учреждением также приобретен набор олимпийских обрезиненных дисков весом 1,25 кг - 25 кг в количестве 2 комплектов, стоимостью 120 000 рублей, производство - Россия.
В счёте от 20.09.2019 N 26 и товарной накладной от 20.09.2019 N 3 приобретенное оборудование отражено как: набор обрезиненных дисков, вес: 1,25 - 25 кг в количестве 2 комплектов общей стоимостью 139 800 рублей (пункт 4); стойка для приседания со штангой в количестве 1 штуки, стоимостью 74 500 рублей (пункт 5); набор ядер легкоатлетических, вес 1,5 кг - 7 кг в количестве 1 комплекта, стоимостью 8750 рублей (пункт 13), а также набор олимпийских обрезиненных дисков весом 1,25 кг - 25 кг в количестве 2 комплектов, стоимостью 120 000 рублей (пункт 11).
Довод учреждения о том, что набор обрезиненных дисков весом 1,25 кг - 25 кг в количестве двух штук стоимостью 139 800 рублей является набором олимпийских обрезиненных дисков и входит в состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, утвержденного приказом от 16.02.2018 N 144, а приобретение наборов в большом объёме не может расцениваться как неправомерное использование субсидии на иные цели, суды проверили и отклонили. В указанном приказе (в редакции приказ Минспорта России от 12.02.2019 N 97, действующей на момент заключения соглашение от 13.02.2019 и последующей закупки спортивного оборудования и инвентаря) чётко отражено наименование оборудования и его количество. Закупка иного оборудования согласовывается с указанным Министерством.
Доказательств согласования приобретенного имущества, не включенного в состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, утвержденного приказом от 16.02.2018 N 144 в действующей редакции, с Министерством спорта Российской Федерации и принадлежности приобретенных наборов обрезиненных дисков, вес: 1,25 - 25 кг в количестве 2 комплектов общей стоимостью 139 800,00 рублей к категории олимпийских, учреждением не предоставлено. Фактически согласно представленным документам учреждением приобретены именно обрезиненные диски, вес 1,25 кг - 25 кг в количестве 2 комплектов.
Таким образом, спорные спортивный инвентарь и оборудование приобретены в нарушение требований действующего законодательства, ввиду чего у казначейства имелись правовые основания для вынесения в адрес учреждения предписания о возврате средств федерального бюджета на 209 667 рублей.
Несогласие учреждения с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А22-2882/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод учреждения о том, что набор обрезиненных дисков весом 1,25 кг - 25 кг в количестве двух штук стоимостью 139 800 рублей является набором олимпийских обрезиненных дисков и входит в состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, утвержденного приказом от 16.02.2018 N 144, а приобретение наборов в большом объёме не может расцениваться как неправомерное использование субсидии на иные цели, суды проверили и отклонили. В указанном приказе (в редакции приказ Минспорта России от 12.02.2019 N 97, действующей на момент заключения соглашение от 13.02.2019 и последующей закупки спортивного оборудования и инвентаря) чётко отражено наименование оборудования и его количество. Закупка иного оборудования согласовывается с указанным Министерством.
Доказательств согласования приобретенного имущества, не включенного в состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, утвержденного приказом от 16.02.2018 N 144 в действующей редакции, с Министерством спорта Российской Федерации и принадлежности приобретенных наборов обрезиненных дисков, вес: 1,25 - 25 кг в количестве 2 комплектов общей стоимостью 139 800,00 рублей к категории олимпийских, учреждением не предоставлено. Фактически согласно представленным документам учреждением приобретены именно обрезиненные диски, вес 1,25 кг - 25 кг в количестве 2 комплектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2022 г. N Ф08-13589/22 по делу N А22-2882/2021