г. Краснодар |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А53-23405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Исток" (ИНН 6123016675, ОГРН 1096171000639) - Беляева И.Б. (доверенность от 07.07.2021), в отсутствие ответчиков: муниципального унитарного предприятия "Водоканал Неклиновского района" (ИНН 6123024161, ОГРН 1176196050601) и администрации Неклиновского района (ИНН 6123003556, ОГРН 1026101344830), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по делу N А53-23405/2021, установил следующее.
ООО "Исток" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Водоканал Неклиновского района" (далее - водоканал) и администрации Неклиновского района (далее - администрация) о взыскании 1 080 тыс. рублей неосновательного обогащения за пользование водопроводными сетями.
Решением от 19.07.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.09.2022, в иске отказано. Суды исходили из того, что деятельность истца по транспортировке холодной воды подлежит тарифному регулированию.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, выводы суда о недоказанности правомерности возведения истцом водовода противоречат материалам дела; общество, утратив статус гарантирующего поставщика, не осуществляя деятельность по транспортировке холодной воды конечным потребителям, не получив тариф на транспортировку, не перестало быть собственником спорного водовода; водоканал пользуется принадлежащим обществу имуществом в отсутствие правовых оснований, поскольку договор аренды водовода и договор на транспортировку холодной воды обществом и водоканалом не заключены; суд первой инстанции необоснованно отказал обществу в удовлетворении ходатайства о проведении судебной оценочной экспертизы по определению величины неосновательного обогащения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судами, до декабря 2016 года общество являлось гарантирующей организацией и осуществляло холодное водоснабжение и водоотведение на территории Приморского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области.
В целях обеспечения питьевой водой населения и организаций, находящихся на территории названного поселения, общество за счет собственных средств по согласованию с администрацией осуществило строительство водовода протяженностью 1987 м, с использованием которого водоканал, получивший статус гарантирующего поставщика в 2017 году, осуществляет доставку питьевой воды до абонентов.
Общество направило водоканалу предложение о заключении договора аренды водопроводных сетей и претензию с требованием выплатить неосновательное обогащение в размере 1 080 тыс. рублей из расчета 30 тыс. рублей в месяц за фактическое пользование водопроводными сетями.
Общество, ссылаясь на уклонение водоканала от заключения договора, полагая, что водоканал в отсутствие оплаты в целях доставки коммунального ресурса до потребителей использовал в своей деятельности имущество, принадлежащие истцу, обратилось в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 424, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив отсутствие у общества утвержденных уполномоченным государственным органом тарифов на оказание услуг по транспортировке воды, суды пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
В силу статей 16, 17 Закона N 416-ФЗ оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку воды и сточных вод.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом N 416-ФЗ, названным документом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 4 и 26 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Согласно статье 16 Закона N 416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды транзитная организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Пунктами 1, 2 Правил N 644 предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод, определена как транзитная организация.
Суды установили, что между истцом и ответчиком в период наличия у водоканала статуса гарантирующей организации в сфере водоснабжения сложились фактические отношения по оказанию услуг, связанных с транспортировкой холодной воды, при этом общество выступало в качестве транзитной организации, деятельность которой подлежала тарифному регулированию. Доказательств обращения общества в орган тарифного регулирования для установления тарифа в материалах дела не имеется.
В отсутствие установленных тарифов на транспортировку воды и сточных вод собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе требовать платы за услуги по транспортировке воды и возмещения затрат на эксплуатацию этих сетей. Поскольку сети общества не участвовали при формировании тарифа на услуги по транспортировке воды, у водоканала отсутствует обязанность по оплате таких услуг; при этом истец в этом случае не вправе препятствовать перетоку ресурса до установления соответствующего тарифа.
Более того, в силу части 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Для достижения данной цели гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ обязанность обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение исполняется путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Часть 4 данной статьи запрещает организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ обязанность заключить договор по транспортировке с гарантирующей организацией лежит на организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по установленным тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Общей моделью обеспечения эксплуатации не принадлежащих гарантирующей организации сетей водоснабжения является заключение договора по транспортировке между гарантирующей и транзитной организациями.
При этом заключение такого договора возможно только после установления транзитной организации тарифа на транспортировку (статьи 16 и 17 Закона N 416-ФЗ).
В силу части 3 статьи 11 названного Закона собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды (или) на транспортировку сточных вод требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
По смыслу приведенных норм права собственнику сетей водоснабжения и водоотведения, не являющемуся организацией водопроводно-канализационного хозяйства, предоставлена альтернатива:
- самостоятельно получить тариф на транспортировку, соответственно, статус транзитной организации, и заключить договор транспортировки с гарантирующей организацией;
- заключить договор с организацией (транзитной или гарантирующей), которая будет обеспечивать эксплуатацию сетей;
- обеспечивать переток без получения тарифа и без права компенсации собственных расходов на содержание сетей.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2017 N 304-ЭС16-16267 сформулирована правовая позиция, согласно которой передача по сетям ресурса потребителям, имеющим технологическое присоединение к этим сетям, не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика. Иное означало бы возможность получить плату за пользование сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход законодательного регулирования.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по делу N А53-23405/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ обязанность заключить договор по транспортировке с гарантирующей организацией лежит на организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по установленным тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Общей моделью обеспечения эксплуатации не принадлежащих гарантирующей организации сетей водоснабжения является заключение договора по транспортировке между гарантирующей и транзитной организациями.
При этом заключение такого договора возможно только после установления транзитной организации тарифа на транспортировку (статьи 16 и 17 Закона N 416-ФЗ).
...
По смыслу приведенных норм права собственнику сетей водоснабжения и водоотведения, не являющемуся организацией водопроводно-канализационного хозяйства, предоставлена альтернатива:
...
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2017 N 304-ЭС16-16267 сформулирована правовая позиция, согласно которой передача по сетям ресурса потребителям, имеющим технологическое присоединение к этим сетям, не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика. Иное означало бы возможность получить плату за пользование сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход законодательного регулирования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2022 г. N Ф08-12881/22 по делу N А53-23405/2021