г. Краснодар |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А53-10951/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., при участии в судебном заседании от истца - комитета по управлению имуществом администрации города Шахты (ИНН 6155018266, ОГРН 1026102781099) - Нестеровой Л.В. (доверенность от 21.02.2022; участие обеспечено посредством сервиса "Онлайн-заседание"), в отсутствие ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу комитета по управлению имуществом администрации города Шахты на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по делу N А53-10951/2022, установил следующее.
Комитет по управлению имуществом администрации города Шахты (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:59:0010331:24 и прекращении права собственности на него.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022, в удовлетворении искового заявления отказано.
В кассационной жалобе комитет просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что закон предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом. Отсутствие установленного порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. Суды не учли, что площадь земельного участка составляет 233 кв. м, то есть меньше установленного минимального размера земельного участка в территориальной зоне Ж-1.1 (0,03 га). Данный участок поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства, поэтому не может являться предметом гражданского оборота. Государственный кадастровый учет спорного участка нарушает права органа местного самоуправления. Преобразование земельного участка с кадастровым номером 61:59:0010331:24 со смежными земельными участками невозможно, так как площадь образованного в результате перераспределения смежного земельного участка будет превышать установленный законом предел.
В судебном заседании представитель комитета на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям ЕГРН муниципальному образованию "Город Шахты" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 61:59:0010331:24, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Орджоникидзе, 186; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: земли под домами индивидуальной жилой застройкой; с уточненной площадью 233 кв. м. Земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-1.1.
На земельном участке находились объекты недвижимости с кадастровыми номерами 61:59:0010331:213, 61:59:0010331:245, 61:59:0010331:246, которые снесены в связи с аварийностью и сняты с государственного кадастрового учета.
В соответствии со статьями 27, 52 решения городской Думы г. Шахты от 23.07.2009 N 594 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Шахты"" предельный минимальный размер земельного участка в территориальной зоне Ж1.1 составляет 0,03 га.
Комитет обратился в управление с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:59:0010331:24.
Регистрирующий орган отказал в снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Комитет, указывая, что отказ не соответствует закону, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
С 01.01.2017 вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) регламентированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно пунктам 9 и 10 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 данного Закона; в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ. К ним относятся, в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14 и 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Из материалов дела следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:59:0010331:24 внесены в ЕГРН 26.12.2005 и имеют статус "актуальные" и "ранее учтенные". Земельный участок находится в муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в отсутствие установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, суд не может принимать решение о таком снятии (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
В определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 Верховный Суд Российской Федерации также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2 и 3) постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В рамках настоящего дела такие обстоятельства не установлены. Доказательств незаконности действий регистрирующего органа по постановке земельного участка на кадастровый учет не представлено. Основания и порядок постановки спорного участка на кадастровый учет истцом не опровергнуты.
Комитет, ссылаясь на нарушения требований к минимальным размерам земельных участков, не принимает во внимание, что участок поставлен на государственный кадастровый учет в 2005 году, а Правила землепользования и застройки утверждены решением городской Думы г. Шахты от 23.07.2009 N 594.
В абзаце четвертом пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся тождественные положения, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В случае, когда регистратор не совершил действия (бездействие) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка противоречит нормам действующего законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о нем из ЕГРН само по себе не является основанием для снятия его с государственного кадастрового учета.
В рассматриваемом случае суды не установили наличия допустимых правовых оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, поэтому пришли к правильному выводу о том, что заявленное комитетом требование в отношении участка, который фактически не прекращает своего существования и не преобразован, противоречит положениям Закона N 218-ФЗ, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
Наличие обстоятельств, свидетельствующих об объективных препятствиях к реализации истцом прав собственника участка в установленном законом порядке, комитет документально не подтвердил. Приведенная в жалобе соответствующая аргументация отклоняется, так как в представленной в дело выписке из ЕГРН указано, что граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, истец не доказал, что государственный кадастровый учет спорного участка нарушает права и законные интересы муниципального образования.
Доводы комитета, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции и признаны подлежащими отклонению, поскольку они являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены, они не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Несогласие комитета с выводами судебных инстанций не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки. С учетом изложенного основания для отмены решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, названных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды не допустили.
На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации комитет освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд округа.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по делу N А53-10951/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце четвертом пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся тождественные положения, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
...
В рассматриваемом случае суды не установили наличия допустимых правовых оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, поэтому пришли к правильному выводу о том, что заявленное комитетом требование в отношении участка, который фактически не прекращает своего существования и не преобразован, противоречит положениям Закона N 218-ФЗ, в связи с чем не подлежит удовлетворению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2022 г. N Ф08-13394/22 по делу N А53-10951/2022