г. Краснодар |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А63-16515/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Тамахина А.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от ответчика - товарищества собственников жилья "Нежинский 51" (ИНН 2618020275, ОГРН 1092650002125) - Захарьящева Д.А. (доверенность от 05.04.2019), в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ИНН 2635040105,ОГРН 1022601934630), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Нежинский 51" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А63-16515/2020, установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Нежинский 51" (далее - товарищество) о взыскании 5928 рублей 33 копеек задолженности за полученную воду и сброшенные сточные воды по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 20.03.2019 N ПР1079 с апреля 2019 по февраль 2020 и 220 рублей 80 копеек пеней с 16.05.2019 по 05.04.2020.
Решением от 14.01.2022 принятым в порядке упрощенного производства иск удовлетворен.
Определением от 30.07.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 04.08.2022 (с учетом дополнительного постановления от 22.09.2022) решение от 14.01.2022 отменено. Приняты уточненные исковые требования, с товарищества взыскано 4950 рублей 17 копеек задолженности, 1699 рублей 83 копеек пеней, распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе товарищество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования в части взыскания 1 рубля 89 копеек задолженности. Заявитель ссылается на то, что у товарищества не имеется отвечающих установленным техническим требованиям энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования;
техническая возможность потреблять ресурс с целью содержания общедомового имущества отсутствует. При расчете задолженности предприятие неправильно определило объем коммунального ресурса на индивидуальное потребление; помещения на первом и пятом этажах 1-го подъезда и помещение на первом этаже 2-го подъезда не относятся к общему имуществу, поскольку решением от 25.03.2013 N 1 на общем собрании собственники исключили эти помещения (тамбуры на несколько квартир) из состава общего имущества. В связи с наличием в доме централизованного горячего водоснабжения, применение норматива 0,029 куб. м на 1 кв. м. является ошибочным. Судом апелляционной инстанции неверно поставлены вопросы перед экспертом при проведении экспертизы.
В отзыве на жалобу предприятие указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Определением от 06.12.2022 рассмотрение кассационной жалобы общества откладывалось на основании абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с болезнью судьи Алексеева Р.А.
Определением от 12.12.2022 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи.
В целях соблюдения срока рассмотрения кассационной жалобы, установленного статьей 285 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием судьи-докладчика Алексеева Р.А. ввиду болезни в результате автоматического распределения жалобы общества автоматизированной информационной системе "Судопроизводство" судьей-докладчиком определена Бабаева О.В.
После произведенной в составе суда замены рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
В судебном заседании, состоявшемся 15.12.2022, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 22.12.2022, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что предприятие (ресурсоснабжающая организация) и товарищество (исполнитель) заключили договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 20.03.2019 N ПР1079 (далее - договор).
Во исполнение договорных обязательств с апреля 2019 по февраль 2020 предприятие поставило ответчику питьевую воду и приняло сточные воды.
Услуги по холодному водоснабжению и водоотведению товариществом оплачены не в полном объеме.
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленного ресурса привело к образованию задолженности на стороне товарищества и послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора руководствовался положениями статей 309, 310, 539, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Как следует из подпункта "л" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является определяемый в соответствии с названными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами N 354, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В пункте 29 Правил N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Иными словами, при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества регулирующий орган учитывает объемы таких ресурсов, необходимые для выполнения нормативно установленного перечня услуг, и работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества.
Постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме (далее - постановление N 290).
В соответствии с пунктами 18, 19 постановления N 290 для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах проводится промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений, очистка и промывка водонапорных баков; испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления, промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Соответственно, надлежащее исполнение товариществом обязательств по содержания общего имущества без потребления воды невозможно.
В силу пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам исходя из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к данным Правилам, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N 306 и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При расчете платы за коммунальную услугу с использованием данных формул учитывается значение следующих показателей: показания индивидуальных приборов учета, количество зарегистрированных (собственников), показания общедомового прибора учета, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Норматив на содержание общедомового имущества утвержден приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29.05.2017 N 162 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Ставропольского края".
Так, норматив потребления холодной воды на содержание общего имущества для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением составляет 0,020 куб. м на 1 кв. м, а для МКД только с централизованным холодным водоснабжением - 0,029 куб. м на 1 кв. м.
Установив, что спорный МКД, обслуживаемый товариществом, оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), в котором товарищество самостоятельно приготавливает горячую воду (закрытая система теплоснабжения), апелляционный суд пришел к правильным выводам об отсутствии в доме централизованной системы водоснабжения и необходимости применения норматива потребления холодной воды на содержание общего имущества 0,029 куб. м на 1 кв. м.
Суд апелляционной инстанции установил, что в спорном МКД отсутствует централизованное горячее водоснабжение, горячая вода приготавливается посредством ИТП.
Аргументы товарищества о том, что горячее водоснабжение не разграничивается законодателем на поставку носителя и тепловой энергии, основаны на неправильном понимании норм, регулирующих отношения тепло- и водоснабжения, в частности, части 4.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Довод товарищества о том, что при назначении судебной экспертизы апелляционным судом неверно поставлены вопросы, подлежит отклонению, поскольку круг и содержание вопросов, по которым проводится экспертиза, определяются судом (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе"; далее - постановление N 23).
Согласно пункту 12 постановления N 23, положениям части 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Оценив экспертное заключение от 08.12.2021 N 156/21, полученное в результате проведения судебной экспертизы по делу, по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, наряду с иными доказательствами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что площадь мест общего пользования МКД составляет 183 кв. м.
Доводы товарищества о том, что помещения на первом и пятом этажах 1-го подъезда и помещение на первом этаже 2-го подъезда не относятся к общему имуществу, поскольку решением от 25.03.2013 N 1 на общем собрании собственники исключили эти помещения (тамбуры на несколько квартир) из состава общего имущества отклоняются, поскольку противоречит содержанию решения общего собрания (т. 2, л. 143).
В силу частей 3 и 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме общее имущество (его часть) в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство, перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то такое видоизменение помещений производится только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Правовое регулирование данных вопросов предусматривает обязательность согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на любую реконструкцию, влекущую уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017; пункт 5 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022).
Документальное подтверждение того, что у собственников помещений (квартир) на первом и пятом этажах 1-го подъезда и помещение на первом этаже 2-го подъезда, пользующихся отгороженными тамбурами (общим имуществом), имеется согласие всех собственников многоквартирного дома на уменьшение общей площади мест общего пользования, в материалах дела отсутствует.
Согласно положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом "а" пункта 2 Правил N 491.
Таким образом, критерием отнесения помещения (или его части) к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
При этом условия решения общего собрания собственников помещений МКД об исключении из перечня работ и услуг по еженедельной уборке лестничных площадок, отгороженных и находящихся в пользовании собственников помещений на данных площадках, в силу закона входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не могут изменить правовой режим такого имущества.
Межквартирные лестничные площадки, расположенные в многоквартирном доме, в силу закона входят в состав общего имущества такого дома.
Все возражения, приводимые товариществом в подтверждение своей позиции по делу, получили надлежащую правовую оценку суда апелляционной инстанции и отклонены с подробным изложением причин в мотивировочной части обжалуемого судебного акта.
Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
Все существенные обстоятельства дела судом установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами, доказательства заявителем кассационной жалобы не приведено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемого постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба товарищества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А63-16515/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом "а" пункта 2 Правил N 491."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2022 г. N Ф08-12250/22 по делу N А63-16515/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12250/2022
22.09.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-726/2021
04.08.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-726/2021
14.01.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16515/20