г. Краснодар |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А32-349/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Маркиной Т.Г. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Д.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) от заявителя - акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) - Коваленко Л.В. (доверенность от 01.01.2022), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Зевс" (ИНН 7722351995, ОГРН 1167746058534) - Кравченко Е.А. (доверенность от 01.02.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Единой электронной площадки (АО "Росэлторг"), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу N А32-349/2022, установил следующее.
АО "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы Краснодарского края (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 14.10.2021 по делу N 023/07/3- 4716/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Зевс" и Единая электронная площадка (АО "Росэлторг").
Решением от 09.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2022, суд отказал в удовлетворении требования. Судебные акты мотивированы тем, что требования, установленные организатором торгов, не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара, а также не характеризуют квалификационный уровень участника закупки, что не соответствует разъяснениям пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, согласно которым принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению общества, субъективное, не основанное на конкретных нормах права представление антимонопольного органа о возможных иных критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, с чем согласились суды, само по себе не указывает на нарушение заказчиком норм Закона N 223-ФЗ. Общество полагает, что уменьшения числа участников закупки в результате предъявления к ним обоснованных требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции. Общество указало также, что ООО "Торговый дом "Зевс" не являлось участником спорной закупки, в связи с чем, нарушения его прав и законных интересов, как участника закупки, обществом не допущены.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Торговый дом "Зевс" просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. данных сведений влечет отклонение заявки, приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Требования заказчика о предоставлении в составе заявки документов, которые предоставляются в момент приобретения товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Установленные в пункте 3.2.2 Информационной карты требования к участникам закупки о наличии регионального склада в Краснодаре не характеризует квалификационный уровень участника закупки и приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и ООО "Торговый дом "Зевс", проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.09.2021 общество разместило в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте http://zakupki.gov.ru извещение о проведении закупки N 32110626648 в форме открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки электротоваров (приборы учета типа СЕ) для нужд общества. Полагая, что действия заказчика, установившего неправомерные требования к участникам закупки, а именно: о наличии у участника закупки сертификата соответствия менеджмента качества требования ГОСТ ИСО 9001-2015, гарантии завода-изготовителя, регионального склада в Краснодаре, свидетельства-подтверждения производителя товара (блок 4 "Образцы форм документов) форма16 (пункт 3.2.2 Информационной карты), являются незаконными, ООО "Торговый дом "Зевс" обратилось в управление с жалобой на действия общества.
Решением от 14.10.2021 по делу N 023/07/3-4716/2021 комиссия управления признала жалобу ООО "Торговый дом "Зевс" обоснованной и выдала обществу предписание от 14.10.2021 N 023/07/3-4716/2021.
Не согласившись с указанными ненормативными актами управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Законом N 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Правовые позиции Закона N 223-ФЗ, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона N 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом, в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов. Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом N 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (пункт 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021).
Сделав вывод о законности оспариваемых обществом ненормативных актов, судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия законных судебных актов.
В части требования о наличии у участника закупки сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ИСО 9001/2015, суды указали, что данный стандарт не является стандартом качества собственно продукта и непосредственно не гарантирует высокое качество продукции. При этом судебные инстанции не дали оценку доводу общества о том, что указанное требование обусловлено возможностью контрагента с максимальной гарантией выполнить условия договора, включающего требования к продукции и услугам, в течение срока действия договора (12 месяцев), вследствие чего необходим сертификат (ГОСТ ИСО 9001/2015), подтверждающий эффективное функционирование системы менеджмента качества продукции, работ, услуг, производимых в организации для своевременной и бесперебойной поставки и производства работ.
Указав, что требования к участникам закупки о полномочиях на поставку и предоставление гарантийного письма завода-изготовителя противоречит пункту 11 части 19.1 Закона N 223-ФЗ, суды не оценили довод общества, со ссылкой на положения Федерального закона от 25.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", о том, что установленное пунктом 3.2.2 Информационной карты требование к участникам закупки о предоставлении гарантийного письма завода-изготовителя обусловлено тем, что в случае выхода из строя поставленного по договору оборудования, восстановление системы потребует не только временных затрат, но и дополнительных финансовых вложений, а также необходимостью обеспечения и поддержания безопасности в электросетевом оборудовании, качественной работы всех элементов системы, для уменьшения поломок и сбоев в процессе передачи электроэнергии потребителям, а также о том, что запрашиваемое гарантийное письмо завода-изготовителя не относится к документации, являющейся принадлежностью товара, необходимой для его эксплуатации, которой участник закупки может обладать только в случае приобретения соответствующего товара.
Сделав вывод о том, что требование о наличии склада в г. Краснодаре является излишним, поскольку сторона, не исполнившая обязательства по договору, обязана возместить другой стороне убытки, суды не оценили довод общества о том, что требование к участникам закупки о наличии регионального склада непосредственно связано с условиями договора о поставках по заявкам, поскольку при поступлении заявки от заказчика доставка должна осуществляться в адрес филиалов общества в срок (5 календарных дней), установленный документацией закупки для осуществления своевременной и непрерывной работы по замене и установке оборудования, для чего требуется обеспечение страхового запаса приборов учета.
Судебные инстанции с целью проверки довода общества об отсутствии у ООО "Торговый дом "Зевс" права на обжалование действий заказчика по данной закупке, не выяснили, когда (учитывая срок подачи заявок) ООО "Торговый дом "Зевс" подана жалоба в управление на положения конкурсной документации.
Не получили оценку судебных инстанции и доводы ООО "Торговый дом "Зевс" о том, что оспариваемые действия общества могут ограничить количество участников закупки, учитывая, что Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия законного судебного акта, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении делу суду следует учесть изложенное, установить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу N А32-349/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указав, что требования к участникам закупки о полномочиях на поставку и предоставление гарантийного письма завода-изготовителя противоречит пункту 11 части 19.1 Закона N 223-ФЗ, суды не оценили довод общества, со ссылкой на положения Федерального закона от 25.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", о том, что установленное пунктом 3.2.2 Информационной карты требование к участникам закупки о предоставлении гарантийного письма завода-изготовителя обусловлено тем, что в случае выхода из строя поставленного по договору оборудования, восстановление системы потребует не только временных затрат, но и дополнительных финансовых вложений, а также необходимостью обеспечения и поддержания безопасности в электросетевом оборудовании, качественной работы всех элементов системы, для уменьшения поломок и сбоев в процессе передачи электроэнергии потребителям, а также о том, что запрашиваемое гарантийное письмо завода-изготовителя не относится к документации, являющейся принадлежностью товара, необходимой для его эксплуатации, которой участник закупки может обладать только в случае приобретения соответствующего товара.
...
Не получили оценку судебных инстанции и доводы ООО "Торговый дом "Зевс" о том, что оспариваемые действия общества могут ограничить количество участников закупки, учитывая, что Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2022 г. N Ф08-11029/22 по делу N А32-349/2022