Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 506241-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы А.П. Метелевым, И.А. Яровой, П.О. Толстым, А.Е. Хинштейном и другими, а также сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, И.В. Рукавишниковой, А.К. Пушковым, А.Д. Башкиным проект федерального закона N 506241-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 13 декабря 2023 года, протокол N 144) в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 12, которая предполагает установление административной ответственности за незаконное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях фото-, видеоматериалов с изображением противоправных деяний, совершенных с жестокостью, их последствий, призывы к совершению указанных деяний из корыстных, хулиганских побуждений, а равно по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
За совершение указанного правонарушения положениями законопроекта предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией оборудования, использованного для изготовления таких материалов, на должностных лиц - от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией оборудования, использованного для изготовления таких материалов.
Кроме того, проектируемыми положениями законопроекта устанавливается, что его нормы не распространяются на произведения науки, литературы, искусства, имеющие историческую, художественную или культурную ценность, материалы зарегистрированных средств массовой информации, а также на фото-, видеоматериалы, предназначенные для использования в научных или медицинских целях, либо изучение которых предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными образовательными программами.
Поддерживая концепцию законопроекта направленную на противодействие распространению в информационном пространстве деструктивного контента в виде "треш-стримов", полагаем необходимым обратить внимание на следующее.
Предложенные законопроектами формулировки характеризуются крайней неопределенностью содержания и дают обширное поле для свободного толкования, что может привести к непоследовательности правоприменения.
Термин "треш-стрим" используется в обществе для определения процесса трансляции в прямом эфире (т.е. без записи) аудиовизуальных произведений участники которых совершают над собой или иными лицами опасные для здоровья, унижающие человеческое достоинство и тому подобные действия, обычно с целью получения денежного вознаграждения со стороны зрителей этого прямого эфира. При этом, положения законопроекта предлагают привлекать к ответственности за незаконное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях фото-, видеоматериалов с изображением уже совершенных в прошлом противоправных деяний, а не совершаемых в настоящее время. Таким образом, нормы проектируемые законопроектом не соответствуют его концепции, заявленной в пояснительной записке к нему.
Также необходимо отметить, что проектируемые положения в качестве квалифицирующего правонарушение признака предусматривают "распространение фото-, видеоматериалов с изображением противоправных деяний, совершенных с жестокостью...". При этом в законопроекте отсутствуют положения регламентирующие установление признаков, свидетельствующих о совершении противоправных деяний с жестокостью.
Необходимо отметить, что проектируемые положения не предполагают привлечение к ответственности юридических лиц. При этом, незаконным распространением материалов в сети "Интернет" может заниматься и юридическое лицо, как в качестве организатора распространения информации, в сети "Интернет", так и в качестве заказчика изготовления указанных материалов с изображением противоправных деяний.
Кроме того, положениями законопроекта предлагается установить ответственность за незаконное распространение указанных материалов с изображением противоправных деяний, при этом ни проектируемые положения, ни действующее законодательство не содержит положений, регламентирующих законный способ распространения выше обозначенной информации.
Предлагаемая редакция части 12 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части призывов к совершению указанных деяний "по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы" может привести к конкуренции с частью второй статьи 280 Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (к которой относится возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни), с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей.
Необходимо обратить внимание, что в Государственной Думе на рассмотрении находится проект федерального закона N 506240-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", положениями которого предусмотрено в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет"). При этом, законопроект N 506241-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривает, что проектируемые им положения не распространяются на материалы зарегистрированных средств массовой информации. В этой связи, положения законопроекта об освобождении от ответственности зарегистрированных средств массовой информации за незаконное распространение указанных материалов с изображением противоправных деяний требует аргументации.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.