Постановление Верховного Суда РФ от 9 января 2024 г. N 84-АД23-5-К3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" Фомина О.А. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 октября 2022 года N АД-1132/11/2022, решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 16 декабря 2022 года, решение судьи Новгородского областного суда от 13 февраля 2023 года и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 июля 2023 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" (далее - общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, частями 1 и 9 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 октября 2022 года N АД-1132/11/2022, оставленным без изменения решением судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 16 декабря 2022 года, решением судьи Новгородского областного суда от 13 февраля 2023 года и постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 июля 2023 года, общество признано виновным в совершении административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, частями 1 и 9 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания с применением положений части 2 статьи 4.4 указанного Кодекса в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник общества Фомин О.А. выражает несогласие с вынесенными по данному делу актами, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 этого Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу частей 1 и 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 28 сентября 2021 года N 123-ПВ, принятого заместителем руководителя Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в отношении общества в период с 13 октября по 08 ноября 2021 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
По результатам данной проверки составлен акт выездной проверки от 11 ноября 2021 года N 123-ПВ, в котором зафиксированы допущенные обществом нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), а также составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанными нормами, NN АД-1132/11/2022, АД-1133/11/2022, АД-1134/11/2022, АД-1135/11/2022.
Определением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04 октября 2022 года приведенные выше дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении общества, объединены в одно производство N АД-1132/11/2022 на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанным протоколам об административных правонарушениях обществом допущены нарушения требований Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 05-03-66-В-17/21 от 27 декабря 2016 года, утвержденных приказом Управления Росприроднадзора по Новгородской области N 467 от 27 декабря 2016 года, Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, а именно: в период с 09 часов 30 минут до 10 часов 34 минуты 15 октября 2021 года на источнике выброса N 97 цеха N 4 по производству огнеупоров превышена расчетная нормативная допустимая величина (г/сек) выброса вредного (загрязняющего) вещества - пыли неорганической до 20% Si02, код вещества 2909, установленная, декларацией о воздействии на окружающую среду объекта N 49-0153-000137-П (Цех N 4, II категория), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, представленной в административный орган 01 сентября 2021 года, в 5,032 раза, так как для источника выброса N 97 цеха N 4 по производству огнеупоров измеренная инструментальным методом фактическая величина выброса пыли неорганической до 20% Si02 составила 2,4104267 г/сек, а установленная декларацией расчетная нормативная допустимая величина выброса пыли неорганической до 20% Si02 составляет 0,479 г/сек.
Цех N 4 по производству огнеупоров общества, расположенный по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, уд. Окуловская, д. 1Б, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), поставлен на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода N 49-0153-000137-П и II категории негативного воздействия на окружающую среду, и подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Также установлен факт несоблюдения обществом условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: в период с 15 часов 40 минут до 16 часов 50 минут 13 октября 2021 года на источнике выброса N 117 цеха по производству огнеупоров сталеразливочного припаса (ЦСП) допущено превышение нормативной величины (г/сек) выброса пыли неорганической до 20% Si02, код вещества 2909, разрешенной к выбросу в атмосферный воздух на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 05-03-66-В-17/21 от 27 декабря 2016 года, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Новгородской области N 467 от 27 декабря 2016 года, в 2,199 раза, так как измеренная инструментальным методом фактическая величина выброса пыли неорганической до 20% Si02 составила 0,2132800 г/сек, а разрешенная к выбросу в атмосферный воздух нормативная величина выброса пыли неорганической до 20% Si02 составляет 0,097 г/сек.
Цех по производству огнеупоров сталеразливочного припаса (ЦСП) общества, расположенный по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Окуловская, д. 1Б, как объект НВОС, поставлен на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода N 49-0153-000273-П и I категории негативного воздействия на окружающую среду, и подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Кроме того, 11 ноября 2021 года в 18 часов 00 минут по результатам вышеуказанной плановой выездной проверки установлен факт несоблюдения обществом требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, а именно на территориях объектов: Цех сталеразливочного припаса (ЦСП) - код N 49-0153-000273-П, I категория, адрес объекта: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Окуловская, д. 1Б; Цех N 4 - код N 49-0153-000137-П, II категория, адрес объекта: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Окуловская, д. 1Б; Центральная электростанция (ЦЭС) - код N 49-0153-000243-П, II категория, адрес объекта: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Окуловская, д. 1Б; Цех мелкосерийного производства огнеупорных изделий (ЦМПОИ) - код N 49-0153-000271-П, II категория, адрес объекта: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Горького, д. 23; Цех N 7 - код N 49-0153-000275-П, II категория, адрес объекта: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Горького, д. 23 осуществляется накопление отходов IV-V классов опасности на открытых площадках в контейнерах, не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров, отхода "Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные" - код отхода 4 61 010 01 20 5, на открытых площадках, не имеющих твердого покрытия и защиты от воздействия атмосферных осадков; на территории объекта Цех N 4 - код N 49-0153-000137-П, II категория осуществляется накопление отхода "Лом футеровок печей и печного оборудования производства огнеупорных изделий и материалов", отнесенного к IV классу опасности, отхода "Бой шамотного кирпича", отнесенного к V классу опасности, на открытых площадках, не имеющих твердого покрытия и защиты от воздействия атмосферных осадков; на территории объекта Цех сталеразливочного припаса (ЦСП) - код N 49-0153-000273-П, I категория, осуществляется накопление отхода "Зола от сжигания древесных отходов", отнесенного к IV классу опасности, на открытой площадке в контейнерах, не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров; на территории объекта Центральная электростанция (ЦЭС) - код объекта N 49-0153-000243-П, II категория, осуществляется накопление отхода "Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства" в месте, не предусмотренном для накопления данного отхода.
13 октября 2021 года в ходе вышеуказанного контрольно-надзорного мероприятия установлен факт неисполнения обществом обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности и составлению паспортов отходов I-IV классов опасности, а именно: юридическим лицом не выполнена обязанность по отнесению отходов к конкретному классу опасности и составлению паспортов отходов на отходы III-IV классов опасности: "Зола от сжигания древесных отходов", отнесенного к IV классу опасности; "Обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами", отнесенного к III классу опасности; "Отходы картона, загрязненного нефтепродуктами", отнесенного к IV классу опасности; "Стружка фторопластовая незагрязненная", отнесенного к IV классу опасности, образующихся при осуществлении производственной деятельности на территории объекта НВОС Цех сталеразливочного припаса (ЦСП), код объекта N 49-0153-000273-П, I категория, адрес объекта: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Окуловская, д. 1Б.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение защитника общества о том, что доказательства по данному делу были получены с нарушением закона, не нашло своего подтверждения.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия (бездействие) общества, имевшего возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, но не принявшего все зависящие от него меры по их соблюдению, правильно квалифицированы по статье 8.1, частям 1 и 9 статьи 8.2, части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства подлежащего применению.
Изложенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии общества состава названных административных правонарушений соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы настоящее дело рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает обязательного вынесения определения о передаче материалов дела от должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении должностному лицу рассмотревшему дело по существу.
Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протоколов об административных правонарушениях и оформлении других материалов дела, которые не устранены в ходе производства по делу и могли бы повлечь признание их недопустимыми доказательствами по делу, не допущено.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, установленные обстоятельства и выводы о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Право общества на защиту не нарушено, реализовано по своему усмотрению.
Административное наказание назначено с учетом требований частей 2, 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 9 статьи 8.2 указанного Кодекса для юридических лиц.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, доводы жалоб получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 октября 2022 года N АД-1132/11/2022, решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 16 декабря 2022 года, решение судьи Новгородского областного суда от 13 февраля 2023 года и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 июля 2023 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, частями 1 и 9 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" Фомина О.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 9 января 2024 г. N 84-АД23-5-К3
Опубликование:
-