г. Краснодар |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А53-31326/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Тамахина А.В., в отсутствие истца - акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5" (ИНН 6165000733, ОГРН 1036165002500), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Небанковская кредитная организация "Расчетные решения"" (ИНН 7750005860, ОГРН 1147711000018), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Агентство развития платежных систем" (ИНН 9701000573, ОГРН 1157746633648), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Небанковская кредитная организация "Расчетные решения"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу N А53-31326/2021, установил следующее.
АО "Автотранспортное предприятие N 5" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Небанковская кредитная организация "Расчетные решения"" (далее - общество) о взыскании 637 451 рубля 90 копеек долга (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Агентство развития платежных систем" (далее - агентство).
Решением от 29.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.08.2022, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что общество не исполнило в полном объеме обязательства по перечислению денежных средств предприятию.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что суды признали общество виновным в нарушении обязанностей, в действительности, возложенных на агентство, по договорам, стороной которых общество не является. Оператором транспортной системы, который обеспечивал процессинг в системе, информационное и технологическое взаимодействие ее участников, разрабатывал и внедрял автоматизированную систему учета пассажиропотока, является агентство. При рассмотрении спора не применены нормы Федерального закона "О национальной платежной системе", нормы Положения Банка России "О правилах осуществления перевода денежных средств". Реестры транзакций, сформированные на основании распоряжений плательщиков, полностью исполнены расчетным центром, в подтверждение данного довода расчетным центром представлена выписка по корреспондентскому счету в Центральном банке Российской Федерации. Общество не обязано переводить денежные средства при отсутствии денежных средств у пользователей и при отсутствии от них распоряжений.
В отзыве на жалобу агентство указывает на отсутствие оснований для отмены судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Департамент транспорта города Ростова-на-Дону от имени муниципального образования городской округ город Ростов-на-Дону (заказчик) и агентство (инвестор) заключили инвестиционный договор от 07.10.2016 о развитии транспортной платежной системы города Ростова-на-Дону и выполнении функций оператора транспортной платежной системы города Ростова-на-Дону.
Распоряжением названного Департамента агентство с 06.04.2017 определено инвестором, выполняющим функции оператора транспортной платежной системы города Ростова-на-Дону. Условиями инвестиционного договора предусмотрено, что агентство обязано выполнять функции оператора транспортной платежной системы города Ростова-на-Дону: обеспечить процессинг в системе, информационное и технологическое взаимодействие ее участников, принимать платежи в счет оплаты проезда (провоза багажа), организовать изготовление, распространение и пополнение транспортных и социальных карт; обеспечить возможность интеграции системы с региональными и федеральными системам бесконтактных платежей в сфере оплаты проезда пассажирами, в том числе по учету поездок льготных категорий граждан, разработать и внедрить автоматизированную систему учета пассажиропотока, включая систему контроля доступа пассажира в транспортное средство.
Агентство 17.01.2019 утвердило Правила транспортной системы Ростовской области (далее - Правила).
Пунктом 1.1 Правил установлено, что транспортная система города (электронная система регистрации, учета и оплаты проезда в транспортных средствах перевозчиков (транспортного предприятия) (далее - система) - это информационное пространство, предназначенное для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между оператором (являющимся в том числе участников) и другими участниками системы при оказании пользователям услуг по регулярным пассажирским перевозкам, осуществляемых транспортными предприятиями (поставщиками услуг) с использованием транспортных средств по муниципальным и (или) межмуниципальным маршрутам, оплата услуг которых осуществляется с использованием электронных средств платежа при регистрации проезда с использованием банковских карт.
Присоединение к системе (правилам системы) участников системы осуществляется путем заключения с оператором договоров присоединения в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс): расчетным центром - по форме, приведенной в приложении N 2 к Правилам; перевозчиком - по форме, приведенной в приложении N 3 к Правилам; банком - эквайером - по форме, приведенной в приложении N 4 к Правилам. Присоединение к системе пользователей осуществляется в рамках Правил в соответствии с офертой, размещенной на сайте оператора и расчетного центра.
Согласно пункту 1.2.1.1 Правил оператор - агентство, организатор системы на территории Ростовской области, обеспечивающий в соответствии с нормативно-техническими требованиями и документацией полноценность, качество и стабильность функционирования программно-аппаратных комплексов (ПАК) системы на этапе от ПАК субъектов системы до ПАК оператора, в рамках которой оказывает услуги расчетному центру по сбору, обработке и передаче информации о переводах между участниками расчетов. Оператор осуществляет координацию действий участников системы по организации распространения и обращения в системе транспортных карт, определяет тариф системы и вознаграждение каждого из участников.
Согласно пункту 1.2.1.2 Правил расчетный центр - кредитная организация, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление переводов денежных средств, в том числе электронных денежных средств, действующая на основании лицензии банка России, в соответствии с условиями Правил. Расчетный центр в рамках системы по распоряжениям пользователей осуществляет переводы денежных средств в адрес перевозчиков в соответствии с Правилами за вознаграждение, размер которого установлен оператором.
Агентство и общество 17.01.2019 заключили договор N 3 присоединения расчетного центра к транспортной системе. Пунктом 3.1 договора предусмотрена обязанность расчетного центра осуществлять переводы в рамках системы, действуя, как оператор по переводу денежных средств (оператор электронных денежных средств), согласно Федеральному закону от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), на основании Правил и договора присоединения расчетного центра; производить обслуживание и учет остатка электронных денежных средств (далее - ЭДС) пользователей, заключив с пользователями соглашение на условиях оферты, размещенной на сайте оператора и сайте расчетного центра.
Пунктом 1.4.3.2 Правил регистрация проезда определена как - операция подтверждения передачи распоряжения на оплату пользователем услуг пассажирской перевозки (проезда), осуществляется пользователем в транспортном средстве перевозчика с использованием транспортного терминала, размещенного стационарно в транспортном средстве перевозчика или находящегося у кондуктора (водителя), и с применением банковской карты, являющаяся, в том числе, подтверждением права пользователя на получение услуги пассажирской перевозки при наличии остатка ЭДС. Распоряжения пассажиров оформляются в реестры транзакций. Реестры поступают в банк, на основании чего списываются средства в пользу перевозчика. От полученной суммы отнимается вознаграждение оператора, которое согласно пункту 1.1 приложения N 1 к договорам присоединения перевозчика к транспортной системе составляет 4, 25%.
С января 2019 года по 1 апреля 2021 года всего по банковским картам за спорный период было совершено 9 189 511 транзакций на 211 154 466 рублей.
Однако, по мнению предприятия, сумма, перечисленная агентством, не соответствует фактическому объему перевозки пассажиров и зарегистрированных в системе транзакций по оплате проезда.
Согласно представленному предприятием расчету общество фактически перечислило истцу - 201 602 888 рублей 82 копейки. Сумма недополученных денежных средств составила 637 451 рублей 90 копеек.
Неоплата обществом указанной задолженности привела к судебному спору.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворили иск.
Согласно пункту 1.3.7 Правил транзакция - это информационный файл (обмен данными), сформированный в системе между транспортным терминалом и программно-аппаратным комплексом системы. Транзакция формируется в системе в результате совершения операции с использованием банковской карты и является безусловным подтверждением факта совершения пользователем регистрации проезда с использованием банковской карты.
Таким образом, проезд пассажиров учитывается в системе по транзакциям.
Количество транзакций подтверждено предприятием ежемесячными отчетами, подписанными агентством и предприятием, и отчетами процессингово-клирингового центра, достоверность которых не оспорена.
Сумма перечислений организации в адрес истца подтверждена реестрами банковских поступлений, также не оспаривалась ответчиком и, как установлено судами, не соответствует фактическому объему перевозки пассажиров исходя из зарегистрированных в системе транзакций.
Задолженность определена предприятием исходя из количества неоплаченных транзакций с применением тарифа, утвержденного администрацией г. Ростова-на-Дону за проезд (с января по август 2019 - 20 рублей, с 10.08.2019 - 23 рубля), за минусом вознаграждения оператора (4,25%).
Вопреки доводам жалобы, суды правильно указали, что доказательства искажения сведений о количестве транзакций, в том числе в результате мошеннических действий, неполучения оплаты по транзакциям по вине предприятия либо пассажиров, общество не представило.
Поскольку суды установили, что предприятие, являясь перевозчиком, оказывает услуги регулярной перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Ростова-на-Дону и не имеет возможности контролировать наличие денежных средств и их списание с банковских карт пассажиров, услуги по перевозке предприятием оказаны, доказательства отсутствия проездов и неполучения денежных средств по вине предприятия, либо пассажиров не представлены, бремя доказывания финансовой необеспеченности конкретных транзакций ответчиком не исполнено (а располагать соответствующей информацией исходя из установленной судами последовательности и системы взаимодействия участников спорных правоотношений может и должен именно ответчик), суды пришли к выводу о наличии у ответчика задолженности и, признав правильным расчет задолженности, выполненный истцом исходя из количества неоплаченных транзакций с применением утвержденного тарифа, удовлетворили иск в заявленном размере.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, что недопустимо в суде при кассационном производстве (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании задолженности в размере 637 451 рубля 90 копеек правомерно удовлетворены судом.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций по результатам оценки представленных доказательств и позиций участвующих в деле лиц, основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных акта по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения норм процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу N А53-31326/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Присоединение к системе (правилам системы) участников системы осуществляется путем заключения с оператором договоров присоединения в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс): расчетным центром - по форме, приведенной в приложении N 2 к Правилам; перевозчиком - по форме, приведенной в приложении N 3 к Правилам; банком - эквайером - по форме, приведенной в приложении N 4 к Правилам. Присоединение к системе пользователей осуществляется в рамках Правил в соответствии с офертой, размещенной на сайте оператора и расчетного центра.
...
Агентство и общество 17.01.2019 заключили договор N 3 присоединения расчетного центра к транспортной системе. Пунктом 3.1 договора предусмотрена обязанность расчетного центра осуществлять переводы в рамках системы, действуя, как оператор по переводу денежных средств (оператор электронных денежных средств), согласно Федеральному закону от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), на основании Правил и договора присоединения расчетного центра; производить обслуживание и учет остатка электронных денежных средств (далее - ЭДС) пользователей, заключив с пользователями соглашение на условиях оферты, размещенной на сайте оператора и сайте расчетного центра."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2022 г. N Ф08-10908/22 по делу N А53-31326/2021