В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года N 255 "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан", в целях осуществления контроля за деятельностью государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок действий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 9 июня 2014 года N 1647-Д "Об утверждении Положения об осуществлении Министерством здравоохранения Республики Башкортостан финансового контроля деятельности подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан организаций".
3. Направить настоящий приказ в установленном законодательством порядке на государственную регистрацию в Государственный комитет Республики Башкортостан по делам юстиции.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Башкортостан осуществляющего контроль за финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Министр |
А.Р. Рахматуллин |
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 25 января 2023 г.
Регистрационный N 21776
Утвержден
приказом
Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан
от 26 декабря 2023 года N 2332-Д
Порядок
действий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года N 255 "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан" и определяет порядок действий должностных лиц Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ) при осуществлении контроля за деятельностью государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - учреждения).
1.2. Полномочия по осуществлению контроля исполняются Минздравом РБ непосредственно через структурное подразделение: контрольно-ревизионный отдел Управления экономического анализа, прогнозирования и контроля Минздрава РБ (далее - КРО).
1.3. Минздрав РБ осуществляет контроль за соответствием деятельности учреждений, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству.
1.4. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется контроль за:
деятельностью учреждений в соответствии с целями, предусмотренными их учредительными документами;
качеством предоставления учреждениями государственных услуг (выполнения работ);
формированием цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям;
выполнением бюджетными и автономными учреждениями плана финансово-хозяйственной деятельности;
исполнением казенными учреждениями бюджетной сметы;
выполнением учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
жалобами потребителей и принятыми по результатам их рассмотрения мерами;
обеспечением законности, обоснованности, экономической эффективности использования средств бюджета Республики Башкортостан и средств от приносящей доход деятельности;
использованием недвижимого и движимого государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного за казенными учреждениями на праве оперативного управления, выявлением неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
соблюдением порядка распоряжения недвижимым и особо ценным движимым государственным имуществом Республики Башкортостан, закрепленным за бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления или приобретенным бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества;
совершением руководителями бюджетных и автономных учреждений крупной сделки;
изменением (увеличением, уменьшением) дебиторской и кредиторской задолженности учреждений;
достоверностью и полнотой отчета о результатах деятельности учреждений и об использовании закрепленного за ними государственного имущества Республики Башкортостан;
достоверностью представляемой отчетности;
мониторингом результата деятельности бюджетных и автономных учреждений, на основе представленных ими в установленном порядке отчетов;
соблюдением установленных порядков создания и деятельности наблюдательного совета в автономных учреждениях.
1.5. Основными целями осуществления контроля являются:
анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;
оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
выявление отклонений в деятельности учреждений (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении, некачественном выполнении основных видов деятельности, оказание учреждениями платных услуг, не предусмотренных уставами) и разработка рекомендаций по их устранению;
подтверждение соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ) стандартам качества их предоставления;
определение эффективности использования бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности при осуществлении деятельности учреждениями;
формирование информационной базы об объемах и качестве предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета Республики Башкортостан;
установление фактического наличия и состояния государственного имущества Республики Башкортостан, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества Республики Башкортостан, выявление нарушений законодательства, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности учреждениями государственного имущества Республики Башкортостан.
1.6. В отношении учреждений КРО:
запрашивает у учреждений распорядительные документы;
запрашивает и получает информацию о деятельности учреждений у государственных органов власти и иных учреждений (организаций);
направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых учреждениями;
проводит проверки (ревизии) соответствия деятельности учреждений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, в порядке, установленном Минздравом РБ.
1.7. При проведении проверок (ревизий) осуществляются контрольные действия по проверке:
учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
достоверности расчетов, оказанных услуг, выполненных работ, объемов поставленных товаров, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых операций в бухгалтерском (бюджетном) учете, бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждений;
фактического наличия, сохранности и правильности использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан;
принятых учреждениями мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки (ревизии).
2. Планирование контроля за деятельностью учреждений
2.1. Планирование контроля за деятельностью учреждений включает следующие этапы:
формирование исходных данных для составления плана контрольных мероприятий за деятельностью учреждений (далее - План контрольных мероприятий);
составление Плана контрольных мероприятий;
согласование с заместителем министра здравоохранения Республики Башкортостан, осуществляющего контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, находящихся в ведении Минздрава РБ и утверждение Плана контрольных мероприятий министром здравоохранения Республики Башкортостан.
2.2. Формирование исходных данных для составления Плана контрольных мероприятий включает:
сбор и анализ информации об объектах контроля;
определение предельного количества контрольных мероприятий в Плане контрольных мероприятий с учетом возможностей КРО на очередной финансовый год.
2.3. План контрольных мероприятий должен быть утвержден до завершения года, предшествующего планируемому году.
2.4. В утвержденный План контрольных мероприятий могут вноситься изменения в случаях невозможности проведения плановых контрольных мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при наступивших условиях обстоятельств);
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения контроля;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Республики Башкортостан;
реорганизацией, ликвидацией учреждения.
3. Мероприятия по контролю и формы его осуществления
3.1. К мероприятиям по контролю относится проведение КРО проверок (ревизий) деятельности учреждений.
3.2. В зависимости от периодичности проведения проверки (ревизии) могут быть плановыми и внеплановыми.
3.3. Проверки (ревизии) деятельности учреждений осуществляются в формах документарной проверки отчетности учреждений или их фактической (выездной) проверки (ревизии).
3.4. Срок проведения проверки (ревизии) не может превышать 30 календарных дней.
3.5. Продление срока проведения проверки (ревизии) до 45 календарных дней Минздравом РБ возможно по мотивированному заключению руководителя ревизионной группы.
3.6. Плановые проверки (ревизии) в отношении каждого учреждения проводятся не реже чем один раз в три года. Запрещается проведение повторных плановых проверок (ревизий) за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам.
3.7. Основанием для проведения внеплановых документарных и выездных проверок (ревизий) являются:
получение от государственных органов власти, органов местного самоуправления информации о предполагаемых или выявленных нарушениях законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие соответствующую сферу деятельности учреждений;
обращения граждан и юридических лиц на нарушения законодательства, в том числе на качество предоставления государственных услуг, а также сведения из средств массовой информации.
4. Осуществление документарных и выездных проверок (ревизий)
4.1. Осуществление документарной проверки.
4.1.1. Предметами документарной проверки являются сведения, содержащиеся в представляемых учреждениями Минздраву РБ отчетах о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ними государственного имущества Республики Башкортостан, годовой (квартальной) бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждений, бюджетной смете (проекте бюджетной сметы) казенных учреждений.
4.1.2. Документарная проверка проводится по месту нахождения Минздрава РБ по мере поступления соответствующих документов и не требует издания отдельного приказа о проведении проверки.
4.2. Осуществление выездной проверки (ревизии).
4.2.1. Предметами выездной проверки (ревизии) являются:
сведения о финансово-хозяйственной деятельности учреждений, содержащиеся в их документах;
оказание учреждением государственных услуг (выполнение работ);
состояние и характер использования государственного имущества Республики Башкортостан, находящегося у учреждений на праве оперативного управления.
4.2.2. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения проверяемого учреждения на основании изданного приказа Минздрава РБ.
В приказе Минздрава РБ указываются:
наименование органа, осуществляющего контроль;
должностные лица, уполномоченные на проведение проверки (ревизии);
наименование учреждения, в отношении которого проводиться проверка (ревизия);
цели, задачи, предмет, сроки проведения проверки (ревизии).
4.2.3. Проведение выездных проверок (ревизий) осуществляется в форме плановых проверок (ревизий) в соответствии с ежегодно утверждаемым Планом контрольных мероприятий за деятельностью государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Минздрава РБ, а также внеплановых проверок (ревизий) с соблюдением прав и законных интересов учреждения.
4.2.4. При проведении выездной проверки (ревизии) должностные лица, проводящие проверку, вправе:
требовать документы, относящиеся к предмету проверки;
посещать территорию и помещения учреждения;
получать объяснения должностных лиц учреждения;
проводить опросы потребителей предоставляемых государственных услуг в случаях включения их в перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей проведения проверки, определенных в решении о проведении выездной проверки.
4.2.5. При проведении выездной проверки (ревизии) должностные лица, проводящие проверку, не вправе:
требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
превышать установленные сроки проведения проверки.
4.2.6. При проведении выездной проверки (ревизии) должностные лица, проводящие проверку (ревизию), обязаны:
соблюдать законодательство, права и законные интересы учреждения;
проводить проверку (ревизию) только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений;
не препятствовать руководителю или иному уполномоченному должностному лицу учреждения присутствовать при проведении проверки (ревизии) и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (ревизии);
предоставлять руководителю или иному уполномоченному должностному лицу учреждения, присутствующим при проведении проверки (ревизии), информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (ревизии);
знакомить руководителя или иное уполномоченное должностное лицо учреждения с результатами проверки (ревизии);
соблюдать сроки проведения проверки (ревизии).
4.2.7. Для проведения плановой (внеплановой) проверки (ревизии) составляется Программа проверки (ревизии) (далее - Программа).
4.2.8. Составлению Программы предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются нормативные правовые акты, бухгалтерская (бюджетная) и статистическая отчетность и другие доступные материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность учреждения, подлежащего проверке (ревизии), материалы предыдущих проверок (ревизий) учреждения.
4.2.9. Программа составляется в форме таблицы и содержит:
а) тему проверки (ревизии):
при плановой проверке (ревизии) - в соответствии с Планом контрольных мероприятий;
при внеплановой проверке (ревизии) - в соответствии с полученными от органов государственной власти, органов местного самоуправления информации о предполагаемых или выявленных нарушениях законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие соответствующую сферу деятельности учреждений, обращениями граждан и юридических лиц на нарушения законодательства, в том числе на качество предоставления государственных услуг, а также сведений из средств массовой информации;
б) наименование проверяемого учреждения;
в) период, подлежащий проверке (ревизии);
г) срок проведения проверки (ревизии);
д) фамилии, инициалы и должности членов ревизионной группы;
е) перечень вопросов, по которым проводится в ходе проверки (ревизии) контрольные действия, включая проверку выполнения представления по результатам предыдущей проверки (ревизии) и способ проверки вопросов (сплошной или выборочной).
4.2.10. Программа подписывается начальником КРО.
4.2.11. В ходе плановой (внеплановой) проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в проверяемый период.
4.2.12. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
При сплошной проверке (ревизии) проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке (ревизии) подвергаются кассовые и банковские операции и другие вопросы, указанные в программе.
При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце ревизуемого периода или за несколько месяцев.
4.2.13. В ходе плановой (внеплановой) проверки (ревизии) членами ревизионной группы составляются справки (акты) по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам Программы.
Указанная в настоящем пункте справка (акт) составляется членом ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, подписывается руководителем или иным уполномоченным должностным лицом проверяемого учреждения (при необходимости) и главным бухгалтером проверенного учреждения.
В случае отказа руководителя или иного уполномоченного должностного лица проверяемого учреждения подписать справку (акт), в справке (акте) делается запись об отказе указанных лиц от ее подписания. Информация, изложенная в справке (акте), учитывается при составлении основного акта проверки (ревизии) и прилагается к нему.
4.2.14. При отсутствии бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемом учреждении руководителем ревизионной группы составляется промежуточный акт. В адрес проверяемого учреждения Минздравом РБ направляется письмо о необходимости восстановления бухгалтерского учета. Ревизия (проверка) проводится после полного восстановления в организации бухгалтерского учета.
4.2.15. Если руководитель и (или) работники проверяемого учреждения отказались допустить ревизионную группу (члена ревизионной группы, ответственного за проведение проверки (ревизии)) к месту проведения плановой (внеплановой) ревизии, руководитель ревизионной группы (специалист, ответственный за проведение проверки (ревизии)) составляет в двух экземплярах акт по факту отказа в допуске к месту проведения проверки (ревизии) с указанием даты, места, данных должностного лица, не допустившего к месту проведения проверки (ревизии): первый экземпляр хранится в КРО; второй экземпляр направляется проверяемому учреждению.
5. Оформление результатов документарных проверок
5.1. По итогам анализа представленных учреждением документов, должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, составляет справку, которую приобщает к документам учреждения для рассмотрения при утверждении отчетности в установленном порядке.
5.2. Должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, в правке отражаются:
характеристика фактических и запланированных на соответствующий период времени результатов деятельности учреждения;
характеристика факторов, повлиявших на отклонение фактических результатов деятельности учреждения от запланированных;
оценка соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам качества их предоставления.
5.3. В случае, если в представленных учреждением документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения документарной проверки, или эти сведения противоречивы, Минздрав РБ извещает об этом руководителя учреждения, который обязан представить дополнительные сведения.
6. Оформление результатов выездных проверок (ревизий)
6.1. По результатам выездной проверки (ревизии) составляется акт проверки (ревизии) в двух экземплярах.
6.2. В акте в обязательном порядке должны указываться:
дата и место составления акта;
фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность лица (лиц), проводившего (-их) проверку (ревизию);
наименование учреждения, в котором осуществлялась проверка (ревизия), должность руководителя (представителя) учреждения, присутствовавшего при ее проведении;
сведения о результатах проверки (ревизии), о выявленных нарушениях требований законодательства, нормативных правовых актов при осуществлении деятельности учреждения.
6.3. Каждый экземпляр акта выездной проверки (ревизии) подписывается руководителем ревизионной группы, уполномоченным должностным лицом проверенного учреждения.
6.4. Акт выездной проверки (ревизии) вручается уполномоченному должностному лицу учреждения под роспись. В случае отказа уполномоченного должностного лица учреждения от подписания акта в акте проверки (ревизии) делается соответствующая запись, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю учреждения или лицу, им уполномоченному, под расписку.
6.5. Учреждение, проверка (ревизия) которого производилась, в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки (ревизии), в течение 5 рабочих дней с даты получения акта проверки (ревизии) вправе представить в письменной форме возражения в отношении акта проверки (ревизии) в целом или его отдельных положений. При этом учреждение вправе приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
6.6. В случае поступления письменных возражений КРО, проводивший проверку (ревизию), в течение 15 рабочих дней рассматривает материалы проверки (ревизии), а при необходимости - в присутствии уполномоченного должностного лица учреждения и подготавливает по указанным возражениям письменное заключение в двух экземплярах. Один экземпляр указанного заключения в течение 5 рабочих дней со дня подписания направляется проверенному учреждению заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю учреждения или лицу, им уполномоченному, под расписку; второй экземпляр заключения приобщается к материалам проверки (ревизии).
6.7. В случае выявления нарушений или недостатков, обязательных для устранения, Минздравом РБ учреждению направляется представление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
6.8. Учреждение, которому было направлено представление об устранении выявленных недостатков, должно исполнить его в установленный срок и представить в Минздрав РБ:
пояснения о причинах выявленных проверкой (ревизией) нарушений и недостатков;
отчет об исполнении представления с приложением подтверждающих исполнение документов.
В случае, если учреждение не исполнило представление в установленный срок, Минздрав РБ вправе рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц учреждения, ответственных за выполнение представления, к дисциплинарной ответственности.
6.9. Результаты контрольных мероприятий учитываются Минздравом РБ при решении вопросов о:
соответствии результатов деятельности учреждений установленным показателям деятельности и отсутствии выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений;
несоответствии результатов деятельности учреждений установленным показателям деятельности и выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях;
определении дальнейшей деятельности учреждения с учетом оценки степени выполнения установленных показателей деятельности:
сохранении, увеличении, уменьшении показателей государственного задания и объемов субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
перепрофилировании деятельности учреждения;
реорганизации учреждения, изменении типа учреждения или его ликвидации;
принудительном изъятии государственного имущества Республики Башкортостан при наличии оснований, установленных законодательством;
направлении представлений о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению сохранности государственного имущества Республики Башкортостан.
6.10. По результатам контрольных мероприятий Минздрав РБ ежегодно по запросу Министерства финансов Республики Башкортостан представляет сводную отчетность по форме, установленной Министерством финансов Республики Башкортостан в Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Башкортостан.
6.11. В соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 года N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики" в Прокуратуру Республики Башкортостан ежегодно до 1 февраля, следующего за отчетным годом Минздрав РБ представляет информацию по результатам контрольных мероприятий.
6.12. В случае обнаружения в ходе проверки (ревизии) нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, предусмотренных главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, информация о проведенной проверки (ревизии) с приложением материалов, содержащих данные, указывающие на наличие соответствующего правонарушения, направляется в Министерство финансов Республики Башкортостан.
6.13. По результатам проверки (ревизии) может быть принято решение о направлении материалов проверки (ревизии) в органы прокуратуры или иные правоохранительные органы по принадлежности, если в результате проверки (ревизии) получена информация о нарушении законодательства, содержащая признаки противоправного деяния.
7. Оформление материалов контрольного мероприятия
7.1. Должностным лицом Минздрава РБ, ответственным за оформление материалов контрольного мероприятия, является руководитель ревизионной группы (специалист, ответственный за проведение контрольного мероприятия).
7.2. Материалы контрольного мероприятия по его завершению подлежат оформлению в отдельное дело с соответствующим номенклатурным номером, принятым в делопроизводстве Минздрава РБ.
7.3. Листы дела нумеруются в правом нижнем углу, нумерация начинается с акта контрольного мероприятия.
7.4. Материалы контрольного мероприятия хранятся в КРО согласно сроку, установленному номенклатурой дел, утвержденной приказом Минздрава РБ от 2 марта 2023 года N 294-Д "Об утверждении номенклатуры дел Министерства здравоохранения Республики Башкортостан", и по истечении указанного срока уничтожаются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 26 декабря 2023 г. N 2332-Д "Об утверждении Порядка действий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан"
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 25 января 2023 г.
Регистрационный N 21776
Вступает в силу с 27 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 26 января 2024 г. N 202401260001