В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и Положением о Министерстве инвестиционного развития Смоленской области, утвержденным постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 N 10 приказываю:
1. Утвердить Положение об организации антимонопольного комплаенса в Министерстве инвестиционного развития Смоленской области (далее - Министерство).
2. Консультанту отдела финансового и юридического обеспечения департамента аналитического сопровождения и организационного обеспечения деятельности Министерства С.В. Ломовой ознакомить государственных гражданских служащих и сотрудников Министерства с Положением об организации антимонопольного комплаенса в Министерстве.
3. Признать утратившими силу:
приказ начальника Департамента инвестиционного развития Смоленской области от 13.02.2019 N 28/01-01 "Об утверждении Положения об организации антимонопольного комплаенса в Департаменте инвестиционного развития Смоленской области";
приказ и.о. начальника Департамента инвестиционного развития Смоленской области от 25.07.2019 N 177/01-01 "О внесении изменений в приказ начальника Департамента от 13.02.2019 N 28/01-01 "Об утверждении Положения об организации антимонопольного комплаенса в Департаменте инвестиционного развития Смоленской области".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Е.А. Сырченкова |
УТВЕРЖДЕНО
приказом министра инвестиционного
развития Смоленской области
от 8 декабря 2023 г. N 57/01-01
Положение
об организации антимонопольного комплаенса в Министерстве инвестиционного развития Смоленской области
Глава I. Общие положения
Положение об антимонопольном комплаенсе в Министерстве инвестиционного развития Смоленской области (далее - Министерство) (далее - Положение) разработано в целях соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и утверждено для:
- выражения приверженности Министерства принципам законности, прозрачности ведения деятельности Министерства;
- изложения основополагающих принципов и правил, направленных на недопущение и предотвращение нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации (как со стороны Министерства, так и по отношению к нему);
- обеспечения осведомленности государственных гражданских служащих об общих требованиях антимонопольного законодательства Российской Федерации, об ответственности за их нарушение, а также о существующих в Министерстве механизмах, обеспечивающих их соблюдение;
- установления правил и определения круга мер, направленных на совершенствование культуры Министерства, внедрение, развитие и соблюдение лучших практик управления, а также стандартов и принципов делового поведения;
- недопустимости использования свободы экономической деятельности для монополизации и недобросовестной конкуренции;
- запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны Министерства, направленных на ограничение конкуренции;
- запрещения совершения действий, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, в том числе приводящих к ограничению конкуренции;
- запрета антиконкурентных соглашений и действий;
- обеспечения конкуренции при проведении торгов;
- ограничения случаев не предоставления государственных преференций;
- предупреждения нарушений конкурентного законодательства в сочетании с действующим механизмом ответственности за правонарушения в указанной сфере.
Антимонопольная политика является стандартом Министерства общего значения, соблюдение ее положений является обязанностью всех без исключения государственных гражданских служащих Министерства.
Положение об антимонопольном комплаенсе утверждается приказом министра инвестиционного развития Смоленской области.
В дополнение к настоящему Положению об антимонопольном комплаенсе, Министерством могут быть разработаны локальные акты, развивающие положения настоящего Положения об антимонопольном комплаенсе, регламентирующие порядок взаимодействия внутри Министерства при осуществлении антимонопольного комплаенса. При этом такие документы не должны противоречить настоящему Положению об антимонопольном комплаенсе.
Государственные гражданские служащие, занимающие руководящие должности в Министерстве, обязаны задавать стандарт поведения и личным примером формировать у государственных гражданских служащих понимание недопустимости и неприятие действий, которые могут привести к ограничению конкуренции. Государственным гражданским служащим следует учитывать, что нормы антимонопольного законодательства Российской Федерации применяются во взаимосвязи с иными отраслями регулирования.
Положение об антимонопольном комплаенсе Министерства содержит описание основных антимонопольных правил и ограничений, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении деятельности Министерства. При этом правила, установленные настоящим Положением об антимонопольном комплаенсе не являются исчерпывающими в перечне ситуаций, в которых могут возникнуть риски нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Раздел 1. Термины и определения
Министерство инвестиционного развития Смоленской области - исполнительной орган Смоленской области, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в сфере инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации - система нормативных правовых актов, состоящая из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции), иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и ее территориальные органы.
Доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании.
Коллегиальный орган - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, функции которого возложены на Общественный совет при Министерстве инвестиционного развития Смоленской области.
Нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством.
Риски нарушения антимонопольного законодательства - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции.
Уполномоченное подразделение - отдел финансового и юридического обеспечения Департамента аналитического сопровождения и организационного обеспечения деятельности Министерства, осуществляющий внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве.
Осуществление закупок товаров, работ, услуг - совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о закупках) порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных нужд.
Законодательство о закупках - основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона о закупках и других федеральных законов, регулирующих отношения направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции.
Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственный контракт (договор) - договор, заключенный от имени субъекта Российской Федерации (государственный контракт), государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.
Государственный гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы
Раздел 2. Задачи антимонопольного комплаенса как стандарта Министерства
Задачами антимонопольного комплаенса являются:
- выявление и управление рисками в области обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- создание механизмов, обеспечивающих соответствие деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- внедрение механизмов реализации соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- регламентация процедур соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- обучение государственных гражданских служащих Министерства в целях соответствия их деятельности требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- осуществление контроля за функционированием и совершенствованием соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
- обеспечение информированности и осведомленности государственных гражданских служащих об основных требованиях антимонопольного законодательства Российской Федерации, последствиях нарушений антимонопольного законодательства, а также о существующих в Министерстве, методах и механизмах, обеспечивающих соблюдение антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- повышение уровня оперативного выявления ситуаций, которые могут привести к нарушениям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- установление мероприятий, направленных на совершенствование культуры Министерства, внедрение, развитие и соблюдение лучших практик управления, а также стандартов и принципов делового поведения;
- проведение оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
Во исполнение поставленных задач антимонопольного комплаенса государственные гражданские служащие обязаны:
- в полной мере соблюдать требования, принципы и правила антимонопольного законодательства Российской Федерации и антимонопольного комплаенса;
- осознавать, что указанные в антимонопольном комплаенсе требования и правила не носят исчерпывающего характера;
- воздерживаться от совершения нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих служебных обязанностей руководствоваться интересами Министерства не нарушая их из-за корысти, родства, дружбы или вражды;
- незамедлительно обращаться в уполномоченное подразделение, к непосредственному руководителю в любой спорной ситуации, которая потенциально может привести к нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Раздел 3. Нормативное правовое регулирование основной деятельности
При осуществлении своей деятельности Министерство обязано соблюдать и предупреждать нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с настоящим Положением об антимонопольном комплаенсе обязательно соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, закона Смоленской области от 15.05.2001 N 37-з "Устав Смоленской области", указа Губернатора Смоленской области от 10.10.2023 N 4 "Об утверждении Регламента Правительства Смоленской области", закона Смоленской области от 23.12.2002 N 95-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области", закона Смоленской области от 30.11.2011 N 114-з "О налоговых льготах", постановления Правительства Смоленской области от 10.10.2023 N 10 "О переименовании Департамента инвестиционного развития Смоленской области в Министерство инвестиционного развития Смоленской области и об утверждении Положения о Министерстве инвестиционного развития Смоленской области", приказа Минэкономразвития России от 14.03.2019 N 125 "Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Глава II. Принципы соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и реализации Антимонопольной политики
Раздел 4. Основные принципы и область применения
Министерство в своей деятельности руководствуется следующими принципами и правилами поведения:
- законности, прозрачности осуществления хозяйственной деятельности Министерства;
- добросовестной конкуренции;
- использования лучших практик управления, поддержания высоких стандартов профессиональной деятельности;
- добросовестности во взаимодействии с контрагентами, исполнительными органами Смоленской области;
- должной осмотрительности в части проверки контрагентов на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
- немедленного прекращения совершения действий или соглашений Министерства в случае, если они приводят или могут привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции и запрещены антимонопольным законодательством Российской Федерации;
- непрерывности функционирования антимонопольного комплаенса в целях своевременного выявления признаков нарушения и пресечения нарушения антимонопольного законодательства, а также в целях предупреждения их появления;
- вовлеченности государственных гражданских служащих в процесс непрерывного информирования о положениях антимонопольного законодательства Российской Федерации и в формирование и реализацию стандартов и процедур антимонопольного комплаенса;
- эффективности разработанных процедур по предупреждению антимонопольных рисков;
- совершенствования и улучшения контроля соблюдения антимонопольного законодательства;
- персональной ответственности государственных гражданских служащих вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий за соблюдение требований антимонопольного комплаенса;
- заинтересованности руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярности оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- обеспечения информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
- непрерывности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- совершенствования антимонопольного комплаенса.
Антимонопольный комплаенс распространяется на все сферы хозяйственной деятельности Министерства.
Глава III. Требования антимонопольного комплаенса в Министерстве инвестиционного развития Смоленской области
Раздел 5. Недопустимые действия при осуществлении деятельности
5.1. Общие положения.
- Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения Министерства.
- Запрет на злоупотребление Министерством доминирующим положением.
- Запрет на недобросовестную конкуренцию, а так же всякий акт конкуренции, противоречащий обычаям делового оборота или деловым обычаям, в том числе, но не ограничиваясь указанным:
запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или направленные на это согласованные действия с участниками закупок;
запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений.
5.2. Действия при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
При осуществлении закупочной деятельности Министерство руководствуются Федеральным законом о закупках, а также настоящим Положением об антимонопольном комплаенсе и иными нормативными правовыми актами.
Государственным гражданским служащим Министерства не следует допускать:
- проведения переговоров с потенциальными участниками закупок после объявления о проведении закупки в случаях, если такие переговоры прямо не предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- привлечение потенциального участника к подготовке закупочной документации либо технического задания, за исключением публичного обсуждения условий проведения закупки (если обсуждение предусмотрено законодательством Российской Федерации), включая закупочную документацию и (или) техническое задание;
- установление сроков на подачу заявок, более коротких, чем определено Федеральным законом о закупках;
- включение в закупочную документацию требований к закупаемым работам, услугам либо к участникам закупки, которым соответствует только один поставщик (подрядчик, исполнитель);
- принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок);
- включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки);
- нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок;
- нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок;
- нарушение должностным лицом Министерства, сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня;
- размещение должностным лицом Министерства в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанным лицом порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений;
- размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки;
- размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график;
- размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено;
- отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией;
- неразмещение должностным лицом Министерства в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов;
- включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой;
- утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт;
- заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных нужд;
- нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта;
- изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта;
- несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания;
- приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- нарушение должностным лицом Министерства срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом;
- нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих правила закупок Министерства, предусмотренных Федеральным законом о закупках.
Раздел 6. Работа с запросами антимонопольных органов
Министерство обязано представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию своевременно и в полном объеме необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Требования настоящего раздела Положения об антимонопольном комплаенсе обязательны для государственных гражданских служащих Министерства при исполнении ими обязанности по представлению сведений и информации по запросам антимонопольных органов.
Посредством направления запроса антимонопольный орган может потребовать, в том числе:
- представления копий документов (акты, договоры, справки, деловая корреспонденция и т.д.);
- подготовки планов, графиков, таблиц и т.п., как по установленной антимонопольным органом форме, так и в произвольной форме на основании документов и информации, имеющейся в Министерстве;
- представления объяснений по обстоятельствам, интересующим антимонопольный орган.
За своевременную подготовку и передачу в антимонопольный орган документов и сведений (информации) по запросам антимонопольных органов ответственность возложена на уполномоченное подразделение.
Незамедлительно после получения запроса (требования) антимонопольного органа о предоставлении информации и документов уполномоченный орган организует подготовку необходимого пакета документов в установленный в запросе срок, привлекая при необходимости структурные подразделения, к сфере деятельности которых относятся требования антимонопольного органа, а также уведомляя о содержании уполномоченное подразделение.
Запрашиваемая информация и документы должны быть надлежащим образом оформлены и заверены подписью уполномоченного лица, представлены в антимонопольный орган в том виде, в каком указано в запросе (требовании), в бумажном виде или на электронном носителе. Если запрос не содержит указания на способ представления информации и документов, они представляются в бумажном виде.
Документы, содержащие информацию ограниченного доступа, представляются в антимонопольный орган в виде отдельного пакета документов с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами Министерства, регулирующими порядок представления такой информации.
Запрашиваемая информация и документы должны быть переданы непосредственно в антимонопольный орган до окончания рабочего дня последнего дня срока, установленного в запросе (требовании), либо направлены посредством почтовой связи заказным письмом до истечения установленного в запросе (требовании) срока с таким расчетом, чтобы они поступили в антимонопольный орган до истечения установленного срока.
В случае, если в силу определенных обстоятельств Министерство не имеет возможности представить информацию и документы в антимонопольный орган в полном объеме, в установленный в запросе срок, уполномоченное подразделение направляет в адрес антимонопольного органа мотивированное ходатайство о продлении срока с обоснованием причин невозможности исполнения требования в установленный срок.
Глава IV. Выявление и предупреждение антимонопольных рисков
Раздел 7. Порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного комплаенса при осуществлении Министерством инвестиционного развития Смоленской области своей деятельности
Государственные гражданские служащие Министерства при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны учитывать требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, знать и соблюдать запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных соглашений, обязаны выявлять и по возможности предупреждать возникновение антимонопольных рисков.
К сферам деятельности Министерства, связанным с применением антимонопольного законодательства Российской Федерации, в первую очередь, относится:
- формирование и реализация региональной политики в сфере инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства, направленной на повышение социально-экономического развития Смоленской области;
- реализация единой государственной политики в области соблюдения законных прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, создание благоприятных условий для осуществления их деятельности на территории Смоленской области;
- развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", на территории Смоленской области;
- предоставление субсидий из областного бюджета по соответствующим направлениям деятельности;
- формирование предложений по совершенствованию форм государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области;
- осуществление контроля за реализацией проектов, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства Смоленской области, получивших государственную поддержку за счет средств федерального и областного бюджетов;
- осуществление функций государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Смоленской области.
Основные риски Министерства связаны со следующими нарушениями:
а) признание Министерства нарушившим антимонопольное законодательство Российской Федерации при осуществлении деятельности по формированию и реализации региональной политики в сфере инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства, направленной на повышение социально-экономического развития Смоленской области;
б) нарушение Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации при реализации единой государственной политики в области соблюдения законных прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, создание благоприятных условий для осуществления их деятельности на территории Смоленской области;
в) нарушение Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации при предоставлении субсидий из областного бюджета по соответствующим направлениям деятельности;
г) нарушение Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля за реализацией проектов, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства Смоленской области, получивших государственную поддержку за счет средств федерального и областного бюджетов;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
е) признание Министерства нарушившим антимонопольное законодательство Российской Федерации при выполнении функций государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Смоленской области.
Лица, замещающие руководящие должности Министерства, должны соблюдать требования Положения об антимонопольном комплаенсе и при осуществлении своих полномочий исходить из необходимости обеспечения конкуренции.
При рассмотрении в Министерстве вопросов, которые могут прямо или косвенно повлиять на состояние конкуренции, государственные гражданские служащие принимают решения, основываясь на законодательстве Российской Федерации, организационно-распорядительных документах.
Государственные гражданские служащие Министерства не должны допускать обещаний, высказываний, принятия обязательств, подтверждения возможностей, толкование которых может также приводить к нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации (создавать риски его нарушения).
Выявление рисков при выполнении функций государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Смоленской области (далее - закупочная деятельность).
Закупочная деятельность осуществляется Министерством в соответствии с Федеральным законом о закупках.
Государственные гражданские служащие, вовлеченные в процесс принятия и (или) согласования решений, принимаемых на любом этапе осуществления закупочной деятельности, должны обеспечивать соблюдение требований Положений об антимонопольном комплаенсе.
Уполномоченное подразделение при формировании документов, необходимых для подготовки закупочной документации и проведения закупочных процедур, должно соблюдать Положение об антимонопольном комплаенсе и принимать меры для недопущения (сокращения) антимонопольных рисков и рисков нарушения законодательства о закупках.
На этапе формирования документов, необходимых для подготовки закупочной документации и проведения закупочных процедур, в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства о закупках уполномоченное подразделение обязано действовать в соответствии с Федеральным законом о закупках и принятых в реализацию его положений нормативных правовых актов.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением не реже одного раза в год должны проводиться:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ нормативных правовых актов, разработчиком которых является Министерств;
3) анализ проектов нормативных правовых актов, разработчиком которых является Министерство;
4) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
5) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
1) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа нормативных правовых актов, разработчиком которых является Министерство, должны реализовываться следующие мероприятия:
1) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов (далее - перечень актов), разработчиком которых является Министерство, с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
2) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
3) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
4) представление руководству Министерства сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты, разработчиком которых является Министерство.
Проведение анализа проектов нормативных правовых актов осуществляется в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия.
При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве уполномоченным подразделением должны реализовываться следующие мероприятия:
1) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
2) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве.
При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением по уровням согласно приложению.
На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением не реже одного раза в год разрабатываются мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Уполномоченное подразделение осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Глава V. Организация и функционирование комплаенс-системы
Раздел 8. Сведения об уполномоченном подразделении, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве инвестиционного развития Смоленской области и коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности функционирования Министерства инвестиционного развития Смоленской области
Система предупреждения антимонопольных рисков направлена на внедрение в деятельность Министерства стандартов ведения деятельности, формирование максимальной заинтересованности и личной ответственности в соблюдении антимонопольного законодательства Российской Федерации государственными гражданскими служащими при осуществлении их должностных полномочий, совершении действий, влияющих на деятельность Министерства, проведении мероприятий по оценке рисков нарушения государственными гражданскими служащими антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятию мер их снижению.
В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве уполномоченным подразделением определен отдел финансового и юридического обеспечения Департамента аналитического сопровождения и организационного обеспечения деятельности Министерства, поскольку отвечает установленным требованиям и подотчетен заместителю министра инвестиционного развития Смоленской области.
К компетенции уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
- подготовка и представление министру инвестиционного развития Смоленской области Положения об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в Положение об антимонопольном комплаенсе), а также правовых актов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
- консультирование государственных гражданских служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- организация внутренних расследований (служебных проверок), связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
- взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми служебными проверками;
- информирование министра инвестиционного развития Смоленской области о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
- иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
Оценку эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган, функции которого возлагаются на Общественный совет при Министерстве.
К функциям коллегиального органа относятся:
- рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
Раздел 9. Система работы с сообщениями о возможном нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
Работа с сообщениями о возможном нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации является одним из элементов системы контроля Министерства за соблюдением Положения об антимонопольном комплаенсе, целью которого является раннее выявление возможных нарушений и принятие оперативных мер для предотвращения антимонопольных рисков для Министерства.
Министерство изучает сообщения о возможных нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации и рассматривает их тщательно и с соблюдением положений о конфиденциальности.
Любое лицо, включая государственных гражданских служащих Министерства, которому стало известно о нарушении Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации, может направить сообщение в письменной форме посредством почтовой связи, электронной почты.
Для увеличения скорости рассмотрения обращения в сообщении рекомендуется указание следующей информации:
- место совершения событий;
- период совершения событий;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, совершающего действия, нарушающие требования антимонопольного законодательства;
- суть событий, относящихся к предполагаемому случаю неправомерных действий, описанная с максимальной степенью объективности;
- потенциальный ущерб Министерству и (или) состоянию конкуренции;
- документы, подтверждающие факты и события, описанные в сообщении;
- фамилию, имя, отчество и должность лиц, имеющих сведения о фактах;
- контакты для уточнения деталей по сообщению в случае такой необходимости, а также для обратной связи.
Порядок проведения служебных проверок по фактам выявленных нарушений (при необходимости его проведения) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Глава VI. Обучение сотрудников в сфере антимонопольного комплаенса
Раздел 10. Консультации по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации
При возникновении у государственных гражданских служащих любых вопросов, связанных с соблюдением требований Положения об антимонопольном комплаенсе при исполнении должностных обязанностей, государственные гражданские служащие вправе, а в случаях, прямо предусмотренных Положением об антимонопольном комплаенсе, обязаны направить обращение в уполномоченное подразделение с целью получения консультации.
Обращение должно быть направлено в письменной форме либо в электронной форме, принятой в Министерстве на адрес электронной почты Министерства, в том числе с приложением документов и материалов, послуживших причиной для направления обращения.
По результатам рассмотрения поступившего обращения уполномоченное подразделение готовит заключение при выявлении фактов нарушения (рисков нарушения) Положения об антимонопольном комплаенсе.
В случае если уполномоченным подразделением по результатам рассмотрения обращения выявлены признаки нарушения Положения об антимонопольном комплаенсе, принимается решение об инициировании служебной проверки.
Министерство осуществляет контроль изменений в нормативных правовых актах и практике применения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Раздел 11. Ознакомление гражданских служащих Министерства инвестиционного развития Смоленской области с Положением об антимонопольном комплаенсе
Государственные гражданские служащие обязаны ознакомиться с содержанием Положения об антимонопольном комплаенсе и вносимыми в него изменениями.
В целях содействия повышению уровня осведомленности в вопросах антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве осуществляется информирование об изменении антимонопольных практик и обучение государственных гражданских служащих по вопросам работы антимонопольного комплаенса.
Обучение государственных гражданских служащих по вопросам реализации антимонопольного комплаенса осуществляется в соответствии с организационно-распорядительными документами об обучении государственных гражданских служащих Министерства.
Раздел 12. Меры, направленные на осуществление Министерством инвестиционного развития Смоленской области контроля за функционированием антимонопольного комплаенса
Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется министром инвестиционного развития Смоленской области, который:
- вводит в действие Положение об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими Министерства Положения об антимонопольном комплаенсе;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
Раздел 13. Ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве инвестиционного развития Смоленской области
Ключевыми показателями эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве являются:
- показатель снижения количества правонарушений в области антимонопольного законодательства;
- показатель снижения количества привлечения должностных лиц к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве проводится на основании следующих документов:
- перечень нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве;
- заключение с предложениями по рассмотренным нормативным правовым актам и проектам нормативных правовых актов;
- справка о выявлении (отсутствии) в проекте нормативного правового акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Раздел 14. Доклад об антимонопольном комплаенсе
Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
- о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
- об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением.
Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте.
Глава VII. Заключительные положения
Раздел 15. Вступление в силу
Положение об антимонопольном комплаенсе вступает в силу и подлежит применению с момента подписания министром инвестиционного развития Смоленской области приказа об его утверждении.
Приложение
к Положению об организации
антимонопольного комплаенса
в Министерстве инвестиционного
развития Смоленской области
Уровни
рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения |
Существенный уровень |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, иные меры ответственности, предусмотренных КоАП РФ) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства инвестиционного развития Смоленской области от 8 декабря 2023 г. N 57/01-01 "Об утверждении Положения об организации антимонопольного комплаенса в Министерстве инвестиционного развития Смоленской области"
Вступает в силу с 8 декабря 2023 г.
Опубликование:
-