г. Краснодар |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А53-8607/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А.,
рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, ведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форум" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2022 по делу N А53-8607/2022 по правилам части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Форум" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к административной комиссии при Администрации Советского района города Ростова-на-Дону (далее - комиссия) о признании незаконным постановления от 02.03.2022 N 287/6/66-2022 о взыскании 60 тыс. рублей штрафа по части 1 статьи 8.2 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Закон Ростовской области) за торговлю в неустановленных местах.
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано по мотивам наличия в действиях общества состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, удовлетворить требование. Указывает, что Постановление администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379 не распространяется на развозную и разносную торговлю.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество 09.02.2022 в 09 час. 09 мин. по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Р. Зорге 257/7 реализовало топливо (бензин АИ-92 К5) по цене 48 рублей за литр из автомобиля с государственным регистрационным знаком Х 311 АО 761 в месте, не установленном для этих целей.
Названное действие повлекло составление в отношении общества 10.02.2022 протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", рассмотрев который вместе с материалами дела об административном правонарушении, комиссия вынесла 02.03.2022 постановление о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 8.2 Закона Ростовской области в виде взыскания 60 тыс. рублей штрафа за торговлю в неустановленном месте. Общество обжаловало постановление комиссии в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд руководствовался частью 1 статьи 8.2 Закона Ростовской области, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону", постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 N 1351 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ростов-на-Дону"", статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Суд установил, что общество 09.02.2022 48 литров бензина марки АИ-92 на общую сумму 1968 рублей (41 рубль за литр) реализовало из автомобиля марки "RENAULT DOKKER" (грузовой фургон) в месте, не установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, и из автотранспортного средства. Разрешение на размещение торгового объекта (места) в материалы дела не представлено. Суд не установил оснований для изменения или снижения назначенного обществу наказания.
Довод жалобы о наличии в деятельности общества признаков развозной или разносной торговли применительно к конкретным обстоятельствам совершения вмененного ему нарушения правового значения не имеет. Законодатель реализацию такой пожароопасной продукции, как бензин (продукты нефтепереработки), регулирует с установлением целого ряда ограничений как в области пожарной безопасности (в том числе места перелива, хранения и реализации бензина), лицензирования (такая деятельность подлежит обязательному лицензированию), безопасности дорожного движения, так и с учетом мест реализации органом местного самоуправления (в том числе с учетом безопасного нахождения для всех участников торговой деятельности и потребителей). Такие особенности правового регулирования установлены государством и органом местного самоуправления исходя из особенностей и специфики оборота и реализации пожароопасной продукции на автомобильных дорогах и прилегающих к ним торговым объектам, и перелив бензина из транспортного средства вне правового регулирования подлежит особому правовому регулированию. Осуществление развозной торговли с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств и в соответствии с установленным в Российском отраслевом классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) позиция 47.99.3 "Деятельность по осуществлению прямых продаж топлива с доставкой по адресу клиента" не свидетельствуют не устраняет обязанности соблюдать иные особенности, установленные другими федеральными законами.
Согласно пункту 73 "ГОСТа Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, развозная торговля - форма мелкорозничной торговли, осуществляемая вне стационарной торговой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством. К развозной торговле относят торговлю с использованием автомобиля: автолавки, автофургона, тонара, автоприцепа, автоцистерны, магазина-вагона, магазина-судна.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Суд правомерно исходил из того, что в данном случае термин торговля предполагает не только деятельность по продаже товаров, но и оказание в качестве предпринимательской иной деятельности, квалифицирующим признаком в таком случае выступает осуществление такой деятельности в месте, которое не определялось актом органа местного самоуправления в качестве места нестационарной торговли.
В нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 16.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), пункта 1 постановления N 909 общество, самовольно разместив транспортное средство в неустановленном месте, фактически осуществляло деятельность, обладающую признаками торговой. Место реализации бензина не выделялось для размещения и функционирования транспортного средства.
Пунктами 3, 5, 7, 10, 19, 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Частью 1, пунктами 1, 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) в границах полосы отвода автомобильной дороги, определяемых на основании документации по планировке территории, запрещены выполнение работ и размещение объектов, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса.
Использование автомобильных дорог осуществляется с соблюдением правил дорожного движения, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения (часть 5 статьи 27 Закона о дорожной деятельности). Пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 4 части 1 статьи 29 Закона); нарушать установленные муниципальными правовыми актами требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (пункт 7 части 2 статьи 29 Закона).
Пунктом 1,2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства России от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД) к дороге отнесена обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; остановкой признается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства; а парковкой (парковочным местом), - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, либо являющееся частью площадей и иных объектов улично-дорожной сети, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги; перекрестком является место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей; препятствие представляет собой в том числе посторонние предметы и т.п., не позволяющие продолжить движение по этой полосе; прилегающей является территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (например, автостоянки и тому подобное); тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Из правового подхода, сформированного в решения Судебной коллегии по административных делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2022 N АКПИ-66, следует, что абзац восемнадцатый пункта 1.2 ПДД корреспондирует пункту "о" статьи 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.), согласно которому термин "механическое транспортное средство" означает любое самоходное дорожное транспортное средство, за исключением велосипедов с подвесным двигателем, на территории Договаривающихся Сторон, которые не приравнивают их к мотоциклам.
Приведенное в абзаце сороковом в пункта 1.2 ПДД понятие пешехода и приравненных к пешеходу лиц соответствует законодательству о безопасности дорожного движения, об организации дорожного движения. Термин "транспортное средство" употребляется также в иных законодательных актах, отражающих технические характеристики, присущие транспортным средствам. Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, и это зафиксировано в протоколе об административном правонарушении и постановлении комиссии, что местом нахождения автомобиля, из которого реализован бензин, является проезжая часть автомобильной дороги (вне зон парковок, стоянок). При этом автомобиль не только препятствует организованному движению по дороге транспортных средств, но и своим фактическим размещением на дороге фактически организует временную (до перелива в автомобиль покупателя бензина из топливно-раздаточного пистолета) парковку с остановившимися двумя транспортными средствами (общества и покупателя).
Отсутствие у такой площадки (места расположения) официального статуса парковочного места (специально обозначенного места как части автомобильной дороги и (или) примыкающего к проезжей части и (или) тротуару, обочине), предназначенного для организованной стоянки на платной основе, при невыполнении обществом возложенной законом обязанности получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления на организацию фактической парковки автомобилей не свидетельствует в рассматриваемом случае об отсутствии в его действиях объективной стороны вмененного нарушения и вины в его совершении.
Следовательно, орган местного самоуправления, на который возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения в границах поселения; созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания; утверждению правил благоустройства территории поселения и муниципального контроля соблюдения правил благоустройства территории поселения; утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, вправе разрабатывать соответствующие правила поведения в том числе и для объектов развозной торговли.
С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам дела, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 211, 288.2, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2022 по делу N А53-8607/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из правового подхода, сформированного в решения Судебной коллегии по административных делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2022 N АКПИ-66, следует, что абзац восемнадцатый пункта 1.2 ПДД корреспондирует пункту "о" статьи 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.), согласно которому термин "механическое транспортное средство" означает любое самоходное дорожное транспортное средство, за исключением велосипедов с подвесным двигателем, на территории Договаривающихся Сторон, которые не приравнивают их к мотоциклам.
Приведенное в абзаце сороковом в пункта 1.2 ПДД понятие пешехода и приравненных к пешеходу лиц соответствует законодательству о безопасности дорожного движения, об организации дорожного движения. Термин "транспортное средство" употребляется также в иных законодательных актах, отражающих технические характеристики, присущие транспортным средствам. Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, и это зафиксировано в протоколе об административном правонарушении и постановлении комиссии, что местом нахождения автомобиля, из которого реализован бензин, является проезжая часть автомобильной дороги (вне зон парковок, стоянок). При этом автомобиль не только препятствует организованному движению по дороге транспортных средств, но и своим фактическим размещением на дороге фактически организует временную (до перелива в автомобиль покупателя бензина из топливно-раздаточного пистолета) парковку с остановившимися двумя транспортными средствами (общества и покупателя)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2023 г. N Ф08-14293/22 по делу N А53-8607/2022