Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2015/2023 по административному исковому заявлению М.М.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием адвоката Б.О.И., установил:
М.М.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать недействующими Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником указанного нежилого здания, являющегося баней и используемого для личных нужд семьи. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и нарушает права и законные интересы М.М.В.
В судебном заседании адвокат Б.О.И., представляющий интересы административного истца, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечни исходя из его наименования - баня, что позволяет его отнести к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация г.о. Чапаевск не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав адвоката, представляющего интересы административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2014 от 19 октября 2020 года утвержден Перечень на 2021 год.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2233 от 22 октября 2021 года утвержден Перечень на 2022 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 12176 Перечня на 2020 год, в пункт 10513 Перечня на 2022 год, в пункт 10368 Перечня на 2022 год.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
Приказ министерства N 2014 от 19 октября 2020 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020,в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22 октября 2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что М.М.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 118 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости здание имеет назначение - нежилое, наименование - баня.
Здание бани расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 760 кв. м, видом разрешенного использования которого является: индивидуальное жилищное строительство.
ГУП ЦТИ Ц. по запросу суда представило технический паспорт на здание, расположенное по адресу: <адрес>, выполненный по состоянию на 29 февраля 2016 года, в котором в экспликации к поэтажному плану отсутствуют наименования помещений, в нем расположенных.
ППК "Р." в лице филиала ППК Р. по Самарской области на запрос суда относительно технического паспорта (плана) на здание сообщило о том, что в ГФДЗ содержатся материалы инвентаризации земель, землеустроительные дела на земельные участки, проекты перераспределения земель и иные материалы землеустройства, представить материалы в отношении нежилого здания с кадастровым номером N не представляется возможным.
Согласно акта осмотра объекта недвижимого имущества, выполненного 28 февраля 2023 года ГБУ СО "Ц.", доступ в здание с кадастровым номером N не предоставлен.
Данный акт осмотра не может быть принят судом во внимание в качестве доказательства, поскольку он выполнен по состоянию на 28 февраля 2023 года, тогда как административным истцом оспариваются Перечни на 2020-2022 годы.
На даты утверждения оспариваемых Перечней осмотр здания административным ответчиком не производился.
Включение здания в Перечни на 2020-2022 годы министерством произведено в соответствии с наименованием здания - баня как объекта, подпадающего под критерии объекта бытового обслуживания.
В соответствии с Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1514 от 21 сентября 2020 года, понятие "потребитель" и "исполнитель" применяется в значениях, установленных Законом "О защите прав потребителей".
Согласно Закону "О защите прав потребителей" потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Оснований полагать, что нежилое здание - баня - используется административным истцом в соответствии с Правилами бытового обслуживания населения и Законом "О защите прав потребителей", у суда не имеется.
Как следует из пояснений адвоката Б.О.И., здание бани используется исключительно для семейных нужд административного истца, здание находится на земельном участке под индивидуальное жилищное строительство, на котором расположен гараж, ведется строительство жилого дома, при этом земельный участок огорожен забором, отсутствуют какие-либо вывески, позволяющие определить здание как объект бытового обслуживания для неопределенного круга лиц.
Суду не представлено доказательства, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, а также доказательств, подтверждающих использование здания бани как объекта для обслуживания населения.
В этом случае одного наименования здания для включения его в Перечни недостаточно.
Принимая во внимание отсутствие сведений о том, что нежилое здание предназначено или фактически используется для размещения бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка, который не предполагает размещение на нем объектов бытового обслуживания, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат требованиям ст. 378.2 НК РФ и нарушают права административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020-2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования М.М.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 12176 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 10513 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 10368 нежилого здания с кадастровым номером N
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 октября 2023 г. N 3а-2015/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника