г. Краснодар |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А15-5005/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Рассказова О.Л. и Твердого А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании от истца - Дагестанской таможни г. Махачкала (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727) - Абдулжалиловой С.Ю. (доверенность от 02.06.2021), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Агро-Кири" (ИНН 0529296662, ОГРН 1180571005328), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни г. Махачкала на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А15-5005/2021, установил следующее.
Дагестанская таможня (далее - таможня) обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации ООО "Агро-Кири" (далее - общество).
Решением от 05.08.2022, оставленным без изменения постановлением от 19.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что требование о ликвидации общества в данном случае не отвечает требованиям справедливости и соразмерности допущенным обществом нарушениям; таможня не доказала, что заявленная мера необходима для защиты экономических интересов Российской Федерации; в дело не представлено доказательств того, что задолженность в виде таможенных платежей в размере более 150 млн. руб. перед бюджетом Российской Федерации является бесперспективной для погашения ввиду отсутствия у общества какого-либо имущества; заявитель не лишен возможности обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом в соответствии с главой 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды не учли, что у общества отсутствует движимое и недвижимое имущество; общество не погасило задолженность перед таможней, что свидетельствует о неоднократном и грубом нарушении законодательства Российской Федерации; общество неоднократно привлекалось к административной ответственности; по факту уклонения от уплаты таможенным платежей таможня возбудила уголовное дело и генеральный директор общества признан виновным. Суды не учли, что общество согласилось с требованиями таможни.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя таможни, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество является действующей коммерческой организацией, зарегистрировано в качестве юридического лица 03.05.2018, основным видом деятельности является оптовая торговля фруктами и овощами (код ОКВЭД - 46.31).
Таможня установила факты неоднократных и грубых нарушений норм таможенного законодательства.
Так общество неоднократно привлекалось к административной ответственности постановлениями по делу об административных правонарушениях:
N 10804000-000001/2021 - по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей; N 10805000-000041/2021 - по статье 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей; N 10805000-000273/2021 - по статье 16.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей, которые не оплачены.
Также, постановлением N 10801000-000237/2021 общество привлечено к ответственности по статье 16.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 26.08.2021).
Кроме того, возбуждено уголовное дело N 12104008111000007 по части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении товара, задекларированного обществом, по факту уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации в особо крупном размере на общую сумму более 150 млн рублей - ферментированный резаный табак с неотделенной средней жилкой, солнечной сушки, иммунный, V сорта, для производства сигарет.
По мнению таможни, вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о неоднократности и грубости нарушения обществом законодательства.
Таким образом, у общества перед таможней возникла задолженность по уплате таможенных платежей и пени в размере 154 658 535 рублей 24 копейки, которая не погашена, поскольку у общества отсутствуют денежные средства на банковских счетах, а также имущество.
Ссылаясь на данные обстоятельства, таможня обратилась в суд о ликвидации общества на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
Положения пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предоставляют суду право, но не обязывают ликвидировать юридическое лицо, допустившее в своей деятельности нарушение законодательства. Основания принудительной ликвидации, установленные названной нормой права, могут быть применены судом с учетом всех обстоятельств конкретного дела.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Подпунктом "г" пункта 10 части 1 статьи 259 Закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что таможня вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица
Оценив приведенные таможней факты нарушения действующего законодательства в области таможенного права, суды пришли к выводам о том, что такая мера воздействия, как ликвидация общества, в данной ситуации не отвечает требованиям справедливости, не является адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации. Приведенные таможней доводы не являются достаточными основаниями для принудительной ликвидации общества. Оснований не согласиться с выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка таможни на то, что общество не возражало против требования таможенного органа о ликвидации общества, подлежит отклонению, поскольку согласие общества с иском таможни правового значения в данном деле не имеет. У общества отсутствуют препятствия к принятию решения о добровольной ликвидации общества.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А15-5005/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Подпунктом "г" пункта 10 части 1 статьи 259 Закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что таможня вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2023 г. N Ф08-14193/22 по делу N А15-5005/2021