Судья Суда по интеллектуальным правам Чеснокова Е.Н.. рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Гефера Медиа" (Ленинградский пр-кт, д. 72, к. 2, эт. 2, помещ. IV, ком. 43, 44, Москва, 125315, ОГРН 1027700211417) о принятии предварительных обеспечительных мер в виде запрета Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) принимать решение по результатам рассмотрения поданного 19.10.2023 возражения на решение о государственной регистрации товарного знака от 20.06.2023, принятого по результатам экспертизы обозначения по заявке на товарный знак N 2022730442, до вступления в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам по исковому заявлению о досрочном прекращении правовой охраны на территории Российской Федерации товарных знаков по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224, вследствие их неиспользования,
с приложенными к заявлению документами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гефера Медиа" (далее - общество) обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде запрета Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенту) принимать решение по результатам рассмотрения поданного 19.10.2023 возражения на решение о государственной регистрации товарного знака от 20.06.2023, принятого по результатам экспертизы обозначения по заявке на товарный знак N 2022730442, до вступления в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам по исковому заявлению о досрочном прекращении правовой охраны на территории Российской Федерации товарных знаков по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224 в отношении товаров 16-го класса и услуг 35, 36, 41-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ) вследствие их неиспользования.
В обоснование требований заявитель указал на то, что он является подателем заявки N 2022730442 на регистрацию обозначения "" в качестве товарного знака. Роспатент противопоставил названному обозначению товарные знаки по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224 в отношении всех услуг 35-го класса МКТУ и в отношении части товаров 16-го класса и услуг 36, 41-го классов МКТУ, в связи с чем решением от 20.06.2023 отказал в государственной регистрации для соответствующих товаров и услуг. Заявитель 19.10.2023 обратился в Роспатент с возражением на указанное решение Роспатента, рассмотрение которого назначено на 25.01.2024.
При этом с целью преодоления выявленных Роспатентом препятствий для регистрации обозначения по заявке N 2022730442 общество инициировало досудебная процедуру, предусмотренную положениями статьи 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) - в адрес правообладателя товарных знаков по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224, противопоставленных Роспатентом заявке общества, 22.01.2024 направлено предложение заинтересованного лица.
При этом, как указывает общество, вынесение Роспатентом решения по упомянутому выше возражению до принятия судебного решения по делу о досрочном прекращении правовой охраны противопоставленных товарных знаков может повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде окончательного отказа в регистрации вышеупомянутого обозначения в качестве товарного знака на территории Российской Федерации.
В связи с изложенным в качестве предварительной обеспечительной меры заявитель просит Суд по интеллектуальным правам запретить Роспатенту принимать решение по результатам рассмотрения поданного 19.10.2023 возражения на решение о государственной регистрации товарного знака от 20.06.2023, принятого по результатам экспертизы обозначения по заявке на товарный знак N 2022730442, до вступления в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам по исковому заявлению о досрочном прекращении правовой охраны на территории Российской Федерации товарных знаков по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224 в отношении товаров 16-го класса и услуг 35, 36, 41-го классов МКТУ вследствие их неиспользования.
Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, и приложенные документы, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска.
В соответствии с пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - Постановление N 15) предварительные обеспечительные меры принимаются арбитражным судом по правилам, предусмотренным главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными статьей 99 этого Кодекса. Специальных оснований применения предварительных обеспечительных мер, отличных от общих оснований применения обеспечительных мер, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы данного Кодекса не предусматривают.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что по делам о защите интеллектуальных прав судом, арбитражным судом на любой стадии процесса могут быть приняты меры по обеспечению иска при наличии оснований, предусмотренных статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, в том числе о запрете Роспатенту рассматривать возражения против предоставления правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, совершать действия по государственной регистрации и другие, может быть удовлетворено, если указанные обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом заявленных требований и в случае удовлетворения иска непринятие именно этих мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта (часть 2 статьи 90, пункт 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительными мерами могут быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (подпункт 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормой части 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 14 Постановления N 15, рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер.
Суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия.
В связи с этим при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер лицо ссылается на то, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, основанием для принятия обеспечительных мер может служить наличие реальной или потенциальной угрозы неисполнения решения суда, затруднения его исполнения в будущем.
В определении от 06.11.2003 N 390-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что целью обеспечительных мер в арбитражном процессе, являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или несвоевременности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Рассматривая вопрос о предварительном обеспечении заявления, арбитражный суд учитывает наличие данных, обосновывающих заявленные требования, и исходит из того, что меры по обеспечению иска должны применяться с учетом конкретных обстоятельств дела и тогда, когда в этом действительно есть необходимость.
Предварительные обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, непосредственно быть связанными с предметом спора и соразмерными заявленным требованиям. Меры должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 17 Постановления N 15, заявление о принятии обеспечительной меры может быть удовлетворено только при наличии связи испрашиваемой меры с предметом заявленного требования.
По смыслу названных норм, оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела.
С учетом вышеизложенного при рассмотрении заявления о принятии предварительных обеспечительных мер суд исходит из того, что иск о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков, противопоставленных Роспатентом, является законным способом преодоления выводов Роспатента о наличии препятствий для сохранения регистрации товарного знака.
Прекращение судом правовой охраны противопоставленных товарных знаков выражается не только во внесении таких сведений в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, но влечет за собой в рассматриваемом случае невозможность их противопоставления зарегистрированному заявителем знаку.
В свою очередь принятие подобных обеспечительных мер не нарушает прав и законных интересов иных лиц и само по себе не влечет для них каких-либо неблагоприятных последствий.
Кроме того, суд принимает во внимание необходимость соблюдения досудебной процедуры до обращения в суд с иском о досрочном прекращении правовой охраны противопоставленных товарных знаков.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами: по поданному возражению не выносится решение Роспатента до рассмотрения судом иска о досрочном прекращении правовой охраны противопоставленного товарного знака.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 58 Постановления N 15 предварительные обеспечительные меры в виде запрета Роспатенту выносить решение по результатам экспертизы заявленного в качестве товарного знака обозначения со ссылкой на планируемое в соответствии со статьей 1486 ГК РФ предъявление иска о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака иного лица, препятствующего регистрации обозначения, по которому осуществляется экспертиза, могут быть приняты с учетом положений статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только при наличии следующей совокупности условий:
заявление о принятии предварительных обеспечительных мер должно касаться собственных заявок будущего истца и не затрагивать законные права и интересы иных лиц;
в адрес заявителя по заявке на регистрацию товарного знака административный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 1499 ГК РФ направил уведомление о наличии препятствий в государственной регистрации с указанием конкретных товарных знаков, то есть в перечень должен входить товарный знак, в отношении которого планируется предъявление иска о досрочном прекращении правовой охраны;
будущим истцом приняты предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 1486 ГК РФ меры, направленные на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, то есть правообладателю товарного знака, в отношении которого планируется подача иска о досрочном прекращении правовой охраны, направлено предложение заинтересованного лица.
По делу, возбужденному по исковому заявлению о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, может быть также удовлетворено заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрета Роспатенту принимать решение по результатам рассмотрения поданного в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 1248 ГК РФ, возражения на решение об отказе в регистрации товарного знака по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 1483 ГК РФ, по собственной заявке, поданной истцом, при наличии аналогичных условий.
Исследовав приложенные к заявлению документом, суд установил, что:
предметом будущего искового заявления является требование о досрочном прекращении правовой охраны на территории Российской Федерации товарных знаков по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224 вследствие их неиспользования, которые противопоставлены Роспатентом обозначению по заявке N 2022730442;
заявление о принятии предварительных обеспечительных мер касается заявки будущего истца;
будущим истцом приняты предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 1486 ГК РФ меры, направленные на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, о чем свидетельствует представленные совместно с заявлением копия досудебного предложения, направленная 22.01.2024 в адрес правообладателя противопоставленных товарных знаков по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224.
Таким образом, изучив приложенные к заявлению о принятии предварительных обеспечительных мер документы, Суд по интеллектуальным правам приходит к выводу, что испрашиваемые предварительные обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом спора, непринятие испрашиваемых предварительных обеспечительных мер может причинить значительный ущерб заявителю.
В свою очередь принятие подобных обеспечительных мер не нарушает прав и законных интересов иных лиц и само по себе не влечет для них каких-либо неблагоприятных последствий.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным принять испрашиваемые предварительные обеспечительные меры.
Согласно абзацу второму части 5 статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если по требованию, в связи с которым подано заявление об обеспечении имущественных интересов, в силу закона обязательно соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, в определении устанавливаются срок для направления претензии (требования) другой стороне, не превышающий пятнадцати дней со дня вынесения определения, и срок для подачи искового заявления по такому требованию, не превышающий пяти дней со дня истечения установленного законом или договором срока для принятия сторонами мер по досудебному урегулированию в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Кодекса.
Статьей 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен обязательный порядок направления заинтересованным лицом правообладателю товарного знака предложения заинтересованного лица до подачи искового заявления, а также двухмесячный срок направления ответа на такое предложение.
Как следует из заявления общества, оно обратилось к правообладателю противопоставленного товарного знака с предложением заинтересованного лица 22.01.2024. С учетом этого суд устанавливает заявителю срок для подачи искового заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по международной регистрации N 496314 до 22.04.2024 включительно (30 дней с даты истечения двухмесячного срока направления предложения заинтересованного лица).
Суд по интеллектуальным правам разъясняет заявителю, что в силу абзаца первого части 8 статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявителем не были представлены арбитражному суду, вынесшему определение об обеспечении имущественных интересов, доказательства направления претензии (требования) либо подачи искового заявления в срок, установленный в определении арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов, обеспечение отменяется тем же арбитражным судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 90, 91, 93, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Гефера Медиа" (ОГРН 1027700211417) о принятии предварительных обеспечительных мер удовлетворить.
Запретить Федеральной службе по интеллектуальной собственности (ОГРН 1047730015200) принимать решение по результатам рассмотрения поданного 19.10.2023 возражения на решение о государственной регистрации товарного знака от 20.06.2023, принятого по результатам экспертизы обозначения по заявке на товарный знак N 2022730442, до вступления в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам по делу по исковому заявлению о досрочном прекращении правовой охраны на территории Российской Федерации товарных знаков по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224 в отношении товаров 16-го класса и услуг 35, 36, 41-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков вследствие их неиспользования.
Установить обществу с ограниченной ответственностью "Гефера Медиа" срок для подачи искового заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков по международной регистрации N 1405376, N 1086814 и N 1078224 в отношении товаров 16-го класса и услуг 35, 36, 41-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков вследствие их неиспользования до 22 апреля 2024 года включительно.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.
Судья |
Е.Н. Чеснокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Суда по интеллектуальным правам от 23 января 2024 г. по делу N СИП-56/2024 "О принятии предварительных обеспечительных мер"
Опубликование:
-