г. Краснодар |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А61-2896/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Трифоновой Л.А.,
судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем виде-конференцсвязи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания,
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890) - Кораевой В.Т.(доверенность от 30.12.2022), от ответчика - государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (ИНН 1502045871, ОГРН 1031500252772) - Нерсесова В.Г. (доверенность от 25.11.2021),
от третьего лица - Правительства Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания - Гамозова А.М. (доверенность от 07.07.2022), в отсутствие Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, общества с ограниченной ответственностью "Гранд", общества с ограниченной ответственностью "Гарантпромбизнес", государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 по делу N А61-2896/2021,
установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество, Газпром) обратилось в арбитражный суд с иском к ГКУ "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - учреждение, УКС) о взыскании 944 407 рублей 97 копеек задолженности за газ, поставленный с 01.01.2020 по 27.01.2021 и расходов по оплате госпошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания, ООО "Гранд", ООО "Гарантпромбизнес", ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" МЗ Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания в лице администрации главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.12.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 решение от 20.12.2021 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Газпром просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что УКС является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку с 03.07.2020 поставка природного газа осуществлялась на объект, на который ответчик зарегистрировал право оперативного управления. Доказательств поставки газа иному потребителя в материалы дела не представлено. Стоимость природного газа до настоящего времени не оплачена, отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности оплатить фактически потребленный газ.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность постановления апелляционного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 06.12.2018 учреждение (государственный заказчик) и ООО "ГАРАНТПРОМБИЗНЕС" (подрядчик) заключили государственный контракт, по которому государственный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ на объекте "Реконструкция Ардонской центральной районной больницы".
В силу пункта 2.1 контракта при завершении выполнения работ (этапа) подрядчик предоставляет заказчику акт приемки выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ (по форме КС-2, КС-3).
07 декабря 2018 года ООО "ГАРАНТПРОМБИЗНЕС" (подрядчик) и ООО "ГРАНД" (субподрядчик) заключили договор субподряда N 1, по условиям которого подрядчик передает, а субподрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по названному объекту.
01 июня 2021 года Газпром (поставщик) и ООО "Гранд" (покупатель) заключили договор поставки газа N 39-2-3489/2021, по которому поставщик обязался поставлять газ, а покупатель - его принимать и оплачивать.
Техническим соглашением стороны согласовали техническое оборудование: узел учета, состоящий из приборов учета RVG G250 #1218480070? EK-270 #1118480099 и газопотребляющее оборудование (ГПО), состоящее из трех котлов Lamborgini n720 с горелкой Ecoflam multicolor 100 TL в количестве 3-х штук.
ООО "Гранд" обязательства по оплате поставленного газа за период с 01.11.2019 по 31.12.2019 исполнил надлежащим образом.
11 декабря 2020 года представителями Газпрома составлен акт проверки котельной установки ТКУ-1460 ВБ, расположенной на территории Ардонской центральной районной больницы (далее - больница), в котором указано на газопотребление данной котельной и отсутствие договора поставки газа по ней, то есть осуществляется бездоговорное потребление газа.
Согласно расчету истца объем поставленного с 01.01.2020 по 27.01.2021 газа составил 146,778 тыс. куб.м стоимостью 944 407 рублей 97 копеек.
На основании распоряжений Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания от 28.01.2021 N 30, 31, от 29.01.2021 N 35 спорный объект завершенного строительства "Реконструкция Ардонской центральной районной больницы" (котельная/дымовая труба, больница, контрольно-пропускной пункт) принят в казну Республики Северная Осетия - Алания.
На основании распоряжения Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания от 28.01.2021 N 33 спорный объект закреплен за больницей на праве оперативного управления.
23 июня 2021 года истец направил учреждению претензию с требованием погасить задолженность за поставленный с 01.01.2020 по 27.01.2021 (до момента передачи спорного объекта больнице) газ.
Неисполнение требований претензии явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды руководствовались статьями 309, 310, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 01.01.2020 по 27.01.2021 спорный объект находился в ведении ответчика, который выступал как государственный заказчик при строительстве больницы и до момента закрепления имущества на праве хозяйственного ведения за больницей в силу статьи 210 Кодекса обязан нести бремя содержания имущества (результата работы до введения его в гражданский оборот в качестве соответствующего объекта прав).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика задолженности в связи с недоказанностью бездоговорного потребления газа. Суд сослался на допущенные обществом нарушения порядка проведения проверки и составления акта от 11.12.2020, поскольку акт составлен представителями истца в одностороннем порядке, в отсутствие доказательств извещения ответчика о предстоящей проверке и без участия его уполномоченного представителя.
Кроме того, суд установил, что фактическим потребителем газа в спорный период с 01.01.2020 являлась больница, так как 20.04.2020 заказчиком и исполнителем подписаны акты приемки законченного строительством объекта "Реконструкция Ардонской центральной районной больницы". Как следует из приказа Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания от 09.01.2020 N 30/8 в связи с завершением капитального ремонта и реконструкции больницы с 10.01.2020 организована работа по оказанию больницей плановой и экстренной медицинской помощи больным Ардонского района. Таким образом, больница официально приступила к фактическому функционированию, включая эксплуатацию всех инженерных систем и энергопринимающего оборудования, в том числе и потребление газа.
При таких установленных по делу обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания задолженности с УКСа за поставленный обществом газ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 по делу N А61-2896/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суды руководствовались статьями 309, 310, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 01.01.2020 по 27.01.2021 спорный объект находился в ведении ответчика, который выступал как государственный заказчик при строительстве больницы и до момента закрепления имущества на праве хозяйственного ведения за больницей в силу статьи 210 Кодекса обязан нести бремя содержания имущества (результата работы до введения его в гражданский оборот в качестве соответствующего объекта прав)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 января 2023 г. N Ф08-14409/22 по делу N А61-2896/2021