В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл на 2024 год (далее - Программы профилактики).
2. Должностным лицам Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального), выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл, обеспечить исполнение Программы профилактики.
3. Отделу по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия опубликовать настоящий приказ на официальном сайте Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл в установленные сроки.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл A.Н. Луничкина.
Заместитель Председателя Правительства |
К.А. Иванов |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства культуры,
печати и по делам национальностей
Республики Марий Эл
от 29.12.2023 N 373
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл на 2024 год
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл (далее - Программа профилактики) разработана во исполнение статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. N 990.
На территории Республики Марий Эл в 2023 году в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации учитывается 1080 объект культурного наследия, из них: 526 - федерального значения, 554 - регионального значения. Являются выявленными - 34 объекта культурного наследия.
Программа профилактики представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
Программа профилактики направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц.
Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:
1) не проведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
2) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и документации, согласованной органом охраны объектов культурного наследия;
3) проведение работ на территории объекта культурного наследия, в защитных зонах или зонах охраны объектов культурного наследия.
Кроме того, на официальном сайте контрольного (надзорного) органа (https://mincult12.ru/regionalnyj-kontrol) в разделе "Государственный контроль" размещены:
1) материалы и сведения, касающиеся осуществляемых контрольным (надзорным) органом мер по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (нарушений обязательных требований);
2) перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;
3) руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационно-технических мероприятий при осуществлении контрольным (надзорным) органом государственного контроля (надзора), утверждаемое распоряжением контрольного (надзорного) органа;
4) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
5) обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности контрольного (надзорного) органа, утверждаемый приказом контрольного (надзорного) органа;
6) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований.
В рамках разрешенной Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" деятельности за истекший период 2023 года Министерством проведено 7 контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, в том числе 6 - в форме выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований, в результате которых осуществлен мониторинг состояния в отношении объектов культурного наследия регионального значения и 1 инспекционный визит на основании п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поступивших в Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
По результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия составляются акты выездного обследования, выясняются правообладатели объектов и помещений в них, собирается необходимая информация, оценивается техническое состояние, в целях недопущения нарушений требований действующего законодательства выдаются предостережения, при выявлении признаков административных правонарушений проводятся проверки и применяются меры правового воздействия, в том числе профилактические мероприятия.
По фактам выявленных в ходе вышеуказанных мероприятий нарушений по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия нарушений выдано 1 предписание об устранении нарушений обязательных требований, составлен 1 протокол об административном правонарушении, в суд направлено 1 исковое заявление о понуждении к исполнению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, объявлено 6 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Анализ результатов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия показал, что типичными нарушениями контролируемыми лицами обязательных требований действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия являются:
- нарушение требований к обеспечению финансирования и организации проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия в установленные охранным обязательством сроки;
- нарушение требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а именно: не осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не извещение органа охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и не принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения; не проведение противоаварийных работ; допущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, не поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
- нарушение требований к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, а именно: проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования Министерством, установленных ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 73-ФЗ);
- несоблюдение требований по установке собственниками (пользователями) объектов культурного наследия информационных надписей и обозначений, не соответствующих требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 73-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Вместе с тем, проводятся контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок.
Программа проверок формируется Министерством в каждом конкретном случае на основании:
1) разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (далее соответственно - разрешение, объект культурного наследия);
2) истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее - охранное обязательство).
Таким образом, в 2023 году на основании программы проверок по контролю за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия Министерством проведено 4 внеплановые документарные проверки с взаимодействием с юридическими и физическими лицами и 5 инспекционных визитов с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, по результатам которых фактов нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия не выявлено.
В соответствии с положениями ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ Министерством ведется работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранные обязательства).
Охранное обязательство является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.
Охранное обязательство направляется всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в ст. 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 7 ст. 48 Федерального закона N 73-ФЗ договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.
С учетом изложенного работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия, а также в орган регистрации прав, отнесена настоящей программой профилактики к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.
Так в 2023 году Министерством утверждено 17 охранных обязательств собственника или иного законного владельца собственника объекта культурного наследия, внесены изменения в 5 утвержденных ранее охранных обязательств.
В результате реализации программы профилактики ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Анализ результатов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия показал, что типичными нарушениями контролируемыми лицами обязательных требований действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия являются:
- нарушение требований к обеспечению финансирования и организации проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия в установленные охранным обязательством сроки;
- нарушение требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а именно: не осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не извещение органа охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и не принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения; не проведение противоаварийных работ; допущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, не поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
- нарушение требований к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, а именно: проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования Министерством, установленных ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 73-ФЗ);
- не соблюдение установленных ст. 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
- несоблюдение требований по установке собственниками (пользователями) объектов культурного наследия информационных надписей и обозначений, не соответствующих требованиям законодательства.
Ключевым риском при реализации программы профилактики является различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами, что может привести к нарушению ими обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Министерством в рамках профилактической работы, в 2023 году проводились консультации по вопросам, касающихся объектов культурного наследия: личный прием, по телефону, посредством электронной почты.
Профилактическая работа осуществлялась Министерством в течение всего периода 2023 года.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
1) предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
2) предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в области государственного контроля (надзора);
3) увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
4) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
5) мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц и как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Проведение контрольным (надзорным) органом профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
1) разъяснение контролируемым лицам обязательных требований;
2) выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
3) принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраняемых законом ценностей комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет контроля;
4) установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности, профилактических мероприятий от особенностей контролируемого лица, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
5) повышение квалификации кадрового состава контрольного (надзорного) органа, принимающего участие в проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
6) создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
7) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки и периодичность их проведения
N |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения мероприятия |
Ответственный за исполнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Информирование |
В течение 15 дней с момента принятия нормативных правовых актов, программ, перечней, руководств и иных сведений или внесения в них изменений |
Отдел по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным м |
Отдел по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия |
3. |
Объявление предостережения |
Не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в ч. 1 ст.ст. 49 от 31.07.2020 N 248-ФЗ Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
Отдел по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия |
4. |
Консультирование: - по телефону; - посредством видео-конференц-связи; - на личном приеме; - в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия. Консультирование осуществляется по следующим вопросам: 1) наличие и (или) содержание обязательных требований; 2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; 3) порядок выполнения обязательных требований. По вопросам, предусмотренным подпунктами 1, 3, осуществляется письменное консультирование. |
Ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 10:00 до 16:00, перерыв с 12:30 до 13:30 |
Отдел по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия |
5. |
Профилактический визит |
Не позднее, чем в течение 6 месяцев со дня поступления в Министерство информации о внесении записи о смене собственника или пользователя объекта контроля (его части) в ЕГРН. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом министру (заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. |
Отдел по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия |
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
- результативность деятельности Министерства;
- информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах контролируемых лиц в ходе мероприятий по контролю;
- понятность обязательных требований контролируемым лицам;
- вовлечение контролируемых лиц во взаимодействие с Министерством, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий осуществляется в ходе анализа выполнения мероприятий Программы профилактики по следующим индикативным показателям:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество докладов по профилактике нарушений обязательных требований, размещенных на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", ед.;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- наличие на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" актуального перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю;
- количество консультаций, оказанных контролируемым лицам по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, ед.;
- количество обобщений практики осуществления регионального государственного контроля (надзора), размещенных на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", ед.;
Результаты оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий отражаются в докладе об итогах профилактической работы, проведенной Министерством.
Показатели
эффективности и результативности профилактических мероприятий в 2024 году
N |
Наименование показателя |
Величина |
1 |
2 |
3 |
1. |
Полнота информации, размещенной на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2021 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
100% |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 31 июля 2020 года" | ||
2. |
Удовлетворенность контролируемых лиц и их представителей консультированием контрольного (надзорного) органа |
не менее 80% от числа обратившихся |
3. |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
не менее 20 мероприятий, проведенных контрольным (надзорным) органом |
Оценка эффективности реализации программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) по результатам анализа характеристик достижения значений целевых показателей реализации программы.
Отклонение фактического значения одного из показателей от целевого значения более чем на 20% в сторону уменьшения, свидетельствует о низкой эффективности программы профилактики и требует корректировки программы в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 29 декабря 2023 г. N 373 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл на 2024 год"
Вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования
Опубликование:
-