г. Краснодар |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А61-2086/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943), ответчика - Частного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - Детский сад "Росинка"" (ИНН 1513075589), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 22.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 по делу N А61-2086/2021, установил следующее.
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ЧДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад "Росинка"" (далее - учреждение) о взыскании 222 906 рублей 49 копеек задолженности по договору от 28.01.2020 N 06р/20 передачи в аренду республиканского недвижимого имущества (с учетом изменения размера исковых требований; т. 3, л. д. 22 - 26).
Учреждение обратилось со встречным иском об обязании министерства внести изменения в дополнительные соглашения от 02.11.2020 N 16р и от 20.11.2020 N 18р к договору от 28.01.2020 N 06р/20 аренды республиканского недвижимого имущества с условием о рассрочке уплаты задолженности по арендным платежам в размере 222 906 рублей 49 копеек равными платежами в размере 9287 рублей 77 копеек ежемесячно, начиная с 01.01.2021 по 01.01.2023, в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" (далее - постановление N 439) (требования уточнены; т. 3, л. д. 53, 54).
Решением от 22.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.09.2022, первоначальные и встречные требования удовлетворены. С учреждения в пользу министерства взыскано 222 906 рублей 49 копеек задолженности по арендной плате; в доход федерального бюджета с учреждения взыскано 7458 рублей государственной пошлины. На министерство возложена обязанность внести изменения в дополнительные соглашения от 02.11.2020 N 16р и от 20.11.2020 N 18р к договору от 28.01.2020 N 06р/20 аренды республиканского недвижимого имущества, с условием о рассрочке уплаты задолженности по арендным платежам в размере 222 906 рублей 49 копеек, равными платежами в размере 9287 рублей 77 копеек ежемесячно, начиная с 01.01.2021 по 01.01.2023; распределены судебные расходы. Суды указали на отсутствие доказательств исполнения учреждением обязательств по договору от 28.01.2020 N 06р/20. Удовлетворяя встречный иск, судебные инстанции исходили из того, что учреждение относится к перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, поскольку основным видом его деятельности является деятельность по предоставлению услуг по дневному уходу за детьми (ОКВЭД 88.91);
в связи с чем учреждение в силу постановления N 439 обладало правом на отсрочку внесения арендных платежей. Указом главы Республики Северная Осетия - Алания от 03.04.2020 N 115 (с учетом изменений) в период с 28.03.2020 по 20.07.2020 работа организаций дошкольного образования была приостановлена, учреждение фактически прекратило осуществление своей деятельности в арендованных помещениях, не использовало их по целевому назначению, о чем письменно проинформировало министерство в письме от 28.06.2020 N 17. Введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации является основанием для предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы либо уменьшения ее размера. С учетом установленных обстоятельств, требования учреждения о внесении изменений в дополнительные соглашения о рассрочке погашения задолженности удовлетворены. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе министерство просит решение от 22.06.2022 и апелляционное постановление от 22.09.2022 в части удовлетворения встречных исковых требований отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, указывая, что обязав предоставить отсрочку и рассрочку по арендным платежам в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Требований, суды не учли период предоставления отсрочки, которая предоставляется на период действия режима повышенной готовности. Судебные инстанции не указали период образования взыскиваемой задолженности по арендной плате. Понуждение к внесению изменений в дополнительные соглашения об отсрочке и рассрочке в период, не предусмотренный нормативными правовыми актами о поддержке арендаторов в определенный период (период действия режима повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции) не предусмотрено гражданским законодательством. Подписав дополнительные соглашения, учреждение выразило свое волеизъявление на их заключение. Обстоятельства, послужившие выводам судов о невозможности использования учреждением арендуемого имущества, не доказаны.
У ответчика имелся доступ и возможность использования арендуемого имущества на протяжении всего периода действия режима повышенной готовности, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции.
Отзыв на кассационную жалобу в окружной суд не представлен.
Участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании от 12.01.2023 объявлялся перерыв до 13.01.2023 до 10 часов 00 минут; в назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, министерство (арендодатель) и учреждение (арендатор) заключили договор от 28.01.2020 N 06р/20 передачи в аренду республиканского недвижимого имущества, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения N 1 - 6, 8, 8а, 9 - 13, 15, 17 - 19, 21 - 30 (литера Ж) первого этажа, общей площадью 437,55 кв. м в здании, расположенном по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Зубковой, 4, в целях размещения дошкольного учреждения.
Согласно пункту 2.1 срок договора установлен с 12.11.2019 по 10.11.2020.
Размер ежемесячной арендной платы (с НДС) составил 82 600 рублей, без НДС - 68 833 рубля 33 копейки (пункт 4.1 договора). Внесение арендной платы производится за каждый месяц вперед до 10-го числа оплачиваемого месяца (пункт 4.2 договора).
По передаточному акту объекты переданы арендатору 12.11.2019.
Дополнительным соглашением от 02.11.2020 N 16р стороны внесли изменения в пункт 4.2 договора аренды от 28.01.2020 N 06р/20, дополнив его абзацем следующего содержания: "Арендную плату за период с 18 марта 2020 года по 01 октября 2020 года в размере 444 086 рублей арендатор выплачивает ежемесячно равными платежами в размере 34 416 рублей 67 копеек, начиная с 01.01.2021" (т. 1, л. д. 23).
Дополнительным соглашением от 20.11.2020 N 18р стороны внесли изменения в пункт 4.2 договора аренды от 28.01.2020 N 06р/20, дополнив его абзацем следующего содержания: "Арендную плату за период с 09 февраля 2020 года по 17 марта 2020 года и с 01 октября по 10 ноября 2020 года в размере 179 484 рублей 72 копеек арендатор выплачивает ежемесячно равными платежами в размере 29 914 рублей 12 копеек, начиная с 01 декабря 2020 года" (т. 1, л. д. 22).
1 декабря 2020 года стороны заключили договор N 26р/20 передачи в аренду республиканского недвижимого имущества, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения N 1 - 6, 8, 8а, 9 - 13, 15, 17 - 19, 21 - 30 (литера Ж) первого этажа, общей площадью 437,55 кв. м в здании, расположенном по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Зубковой, 4, в целях размещения дошкольного учреждения.
Срок действия договора с 11.11.2020 по 08.11.2021 (пункт 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора размер ежемесячной арендной платы (с НДС) составляет 82 800 рублей, без НДС - 69 тыс. рублей. Внесение арендной платы производится за каждый месяц вперед до 10-го числа оплачиваемого месяца (пункт 4.2 договора).
По передаточному акту объекты переданы арендатору 11.11.2020.
В адрес учреждения министерство направило претензию от 05.04.2021 N 625 с требованием об уплате долга по арендной плате.
Согласно платежным поручениям от 27.07.2021 N 55, 27.07.2021 N 57, 11.08.2021 N 64 ответчик погасил задолженность в размере 322 тыс. рублей.
Позиция министерства сводится к тому, что в результате ненадлежащего исполнения учреждением как арендатором обязательств за ним числится задолженность по арендной плате в размере 222 906 рублей 49 копеек, которая добровольно не погашена, что послужило основанием предъявления первоначального иска.
Учреждение предъявило встречный иск об обязании министерства внести изменения в дополнительные соглашения от 02.11.2020 N 16р и от 20.11.2020 N 18р к договору от 28.01.2020 N 06р/20 аренды республиканского недвижимого имущества, с установлением условия о рассрочке уплаты задолженности по арендным платежам в размере 222 906 рублей 49 копеек равными платежами в размере 9287 рублей 77 копеек ежемесячно, начиная с 01.01.2021 по 01.01.2023, в соответствии подпунктом "а" пункта 3 Требований, утвержденных постановлением N 439.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 Гражданского кодекса).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункты 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса).
Нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) арендодателю по договору аренды вменено в обязанность предоставление арендатору имущества за плату во временное владение и (или) пользование (пункт 1 статьи 606), а арендатору - пользование арендованным имуществом в соответствии с условиями договора (пункт 1 статьи 615).
При разрешении первоначального иска судебные инстанции пришли к выводу о том, что за учреждением числится задолженность по арендной плате в размере 222 906 рублей 49 копеек, которая подлежит взысканию.
Судебные акты в соответствующей части не обжалуются, поэтому кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Относительно удовлетворения встречного искового заявления судебные инстанции руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) установлена обязанность арендодателя в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Закона N 68-ФЗ (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Закона N 68-ФЗ (в редакции приведенного Закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 3 постановления N 439 отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, если задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды.
Как разъяснено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление N 434) утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В данный Перечень включена деятельность "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми" (код ОКВЭД - 88.91).
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды установили, что деятельность учреждения относится к перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (ОКВЭД 88.91). В этой связи, согласно постановлению N 439, ответчик обладал правом на отсрочку и уменьшение арендных платежей. Указом главы Республики Северная Осетия - Алания от 03.04.2020 N 115, с учетом изменений, в период с 28.03.2020 по 20.07.2020 работа организаций дошкольного образования приостанавливалась, учреждение прекратило осуществление своей деятельности в арендованных помещениях, о чем письменно проинформировало арендодателя в письме от 28.06.2020 N 17. С учетом установленных обстоятельств настоящего дела встречный иск о внесении изменений в дополнительные соглашения удовлетворен правомерно.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены состоявшихся судебных актов, суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 по делу А61-2086/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление N 434) утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В данный Перечень включена деятельность "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми" (код ОКВЭД - 88.91).
...
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены состоявшихся судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2023 г. N Ф08-13016/22 по делу N А61-2086/2021