г. Краснодар |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А32-30681/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой Евгении Васильевны (ИНН 233004374631, ОГРНИП 306233010700035) - Потаповой А.В. (доверенность от 28.04.2021), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шапаренко К.А. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Динской район, администрации муниципального образования Новотитаровское сельское поселение, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022 по делу N А32-30681/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Е.В. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения от 22.04.2021 N 52-32-15-16293/21 об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0202009:5, площадью 888 814 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 13, без проведения торгов; признании незаконным решения от 22.04.2021 N 52-32-15-16295/21 об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 280 022 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202009:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", без проведения торгов; возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о заключении нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 888 814 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202009:5, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 13, без проведения торгов сроком на 49 лет; возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о заключении нового договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 280 022 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202009:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", без проведения торгов сроком на 49 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Динской район, администрация муниципального образования Новотитаровское сельское поселение, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Краснодарский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022, требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) решения департамента от 22.04.2021. На департамент возложена обязанность подготовить и направить в адрес заявителя проекты договоров аренды испрашиваемых земельных участков сельскохозяйственного назначения. Суды пришли к выводу о том, что у департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении заявителю земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов. Из материалов дела следует, что испрашиваемые земельные участки находились в непрерывном арендном пользовании предпринимателя с 1997 по 2022 годы, как земли фонда перераспределения Краснодарского края, представляющие собой пашню; земельные участки формировались как земли фонда перераспределения; информация о включении в их состав водных объектов, земель водного фонда, отсутствует. Департамент, сопоставив содержание сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Динской район, не мог не установить, что земельные участки не располагаются в пределах водных объектов, объектов гидротехнических сооружений, в пределах береговой полосы, что предполагало проведение дополнительной проверки и выяснение вопроса о том, что представляют собой те каналы, которые упомянуты в сведениях ИСОГД, как расположенные в границах испрашиваемых земельных участков; являются ли данные каналы частью государственной мелиоративной системы, элементом гидротехнического сооружения, представляют собой водный объект или не являются таковыми. Ограничившись формальными сведениями в справочной форме выписок из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, департамент принял решения об отказе в предоставлении арендуемых с 1997 года земельных участков на новый срок, не проведя надлежащей проверки информации о каналах, расположенных в границах этих участков, на предмет их отнесения к водным объектам. В то же время из представленных в материалы дела документов следует, что расположенные в границах арендуемых предпринимателем земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0202009:2 и 23:07:0202009:5 каналы водными объектами не являются, поскольку не имеют гидравлической связи с другими водными объектами, пополняются атмосферными осадками, созданы хозяйственным способом в целях осушения близлежащих участков. Департамент не доказал и факт отнесения каналов на спорных участках к какой-либо государственной мелиоративной системе, что предполагало бы их постройку соответствующим государственным мелиоративным предприятием и учет в техническим паспорте мелиоративного сооружения, равно, как и не доказано и не усматривается из материалов дела отнесение каналов к гидротехническому сооружению. Созданные хозяйственным способом и имеющие искусственное происхождение дренажные углубления, предназначенные для осушения смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, не являются водными объектами - водотоком, в смысле, придаваемом понятию водного объекта статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 данного пункта. В заявлении, поданном в суд первой инстанции, предприниматель просил указать срок предоставления участков в аренду - 49 лет. В соответствии с положениями пункта 12 статьи 39.8 Земельного кодекса при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 этой статьи. Положения названных норм позволяют предпринимателю претендовать на заключение договора аренды на 49 лет. Доводы департамента об отсутствии у суда оснований для возложения на уполномоченный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о заключении новых договоров аренды спорных земельных участков без проведения торгов на 49 лет отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку резолютивная часть решения такой формулировки не содержит. В случае признания решения уполномоченного органа незаконным административный орган обязан подготовить проект договора и направить его в определенный срок заявителю. Аналогичные разъяснения приведены в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". В резолютивной части решения суд первой инстанции возложил на департамент обязанность в течение одного месяца с даты вступления судебного акта в законную силу подготовить и направить в адрес предпринимателя подписанные проекты договоров аренды спорных земельных участков.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что в данном случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания решения уполномоченного органа не соответствующим закону. Отказ департамента основан на официальной информации, полученной от уполномоченных органов. Повторно в департамент предприниматель не обращался. У суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о заключении новых договоров аренды на спорные земельные участки без проведения торгов на 49 лет, поскольку в силу принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей суд не вправе подменять и осуществлять полномочия, отнесенные законом к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Права заявителя подлежали восстановлению путем возложения на уполномоченный орган обязанности повторно рассмотреть заявление и приложенные на него документы.
Предприниматель представил в суд округа отзыв, в котором указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель департамента на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представитель предпринимателя полагал, что выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах и нормах действующего законодательства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы администрации Динского района от 24.09.1996 N 461-п главе крестьянского хозяйства "Иваново" в лице Ивановой Евгении Васильевны предоставлен в аренду на пять лет земельный участок площадью 32,05 га, из которых 22,45 га пашни, 9,3 га пастбищ, 0,3 га дорог в границах Новотитаровской сельской администрации для сельскохозяйственного производства. Договор зарегистрирован в поземельной книге комитета по земельным ресурсам и землеустройству Динского района 03.04.1997. Местоположение и границы земельного участка приведены на плане земельного участка, являющемся приложением к договору.
На основании постановления главы местного самоуправления Динского района от 08.08.2001 N 386 договор аренды от 03.04.1997 N 1078 в отношении земельного участок площадью 32,05 га продлен сроком на 15 лет.
Постановлением главы местного самоуправления Динского района Краснодарского края от 03.12.2003 N 831 главе крестьянского хозяйства "Иваново" Ивановой Евгении Васильевне предоставлен дополнительно земельный участок общей площадью 28 га (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, из них угодий - 22,7 га пашня; 4,7 га - пастбищ; 0,6 га - дорог) в аренду сроком на 10 лет для сельскохозяйственного использования.
Комитет имущественных отношений Динского района и крестьянское хозяйство "Иваново" в лице предпринимателя на основании постановления главы местного самоуправления Динского района от 03.12.2003 N 831 заключили договор от 09.02.2004 N 0700000721 аренды земельного участка площадью 28 га, расположенного по адресу: Динской район, в границах ГУСП МО РФ "Рассвет", с кадастровым номером 23:07:0202009:0002, для сельскохозяйственного использования, сроком на 10 лет (пашня - 22,7 га; пастбище - 4,7 га; дороги - 0,6 га) на срок до 03.12.2013.
Постановлением главы муниципального образования Динской район от 18.05.2006 N 1076 утверждены сведения о границах ранее учтенных земельных участков (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), в том числе участка 12 с кадастровым номером 23:07:0202009:0002 площадью 280 014 кв. м.
На основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.2004 N 375р и постановления главы муниципального образования Динской район от 18.05.2006 N 1076 право собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 280 014 кв. м (кадастровый номер 23:07:0202009:0002), по адресу: Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 30.06.2006.
Администрация муниципального образования Динской район и предприниматель заключили договор от 08.02.2012 N 8807000311 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0202009:2 площадью 280 022 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, по адресу: Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", для сельскохозяйственного использования, сроком на 10 лет (до 02.02.2022 года).
Постановлением главы муниципального образования Динской район от 05.04.2006 N 711 утверждены проекты границы земельных участков фонда перераспределения земель Краснодарского края общей площадью 1 554 449 кв. м, в том числе участка N 13 площадью 888 813 кв. м (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид угодий: участок N 13, пашня - 88,88 га), расположенных в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет". Установлен вид разрешенного использования земельных участков - для сельскохозяйственного использования.
На основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.2004 N 375-р и постановления главы муниципального образования Динской район от 05.04.2006 N 711 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 20.06.2006 зарегистрировано право собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 888 813 кв. м (кадастровый номер 23:07:0202009:0005), расположенный по адресу: Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 13.
Администрация муниципального образования Динской район и предприниматель заключили договор от 08.02.2012 N 8807000310 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Краснодарского края, которым в аренду предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0202009:5, площадью 888 814 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 13, для сельскохозяйственного использования. В соответствии с пунктом 7.2 договор заключен на 10 лет (до 02.02.2022).
В соответствии с выписками из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0202009:2 и 23:07:0202009:5 зарегистрировано право собственности Краснодарского края и обременение в виде аренды в пользу предпринимателя на срок по 02.02.2022 на основании договоров аренды от 08.02.2012 N 8807000310, 8807000311 (т. 2, л. д. 24 - 43).
Предприниматель 17.03.2021 на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса обратилась в департамент с заявлениями о предоставлении названных земельных участков в аренду на срок 49 лет без проведения торгов (т. 1, л. д. 30, 31).
Департамент отказал в заключении договоров аренды испрашиваемых земельных участков, поскольку по информации, приведенной в письме администрации муниципального образования Динской район от 08.04.2021 N 23-04/970 в соответствии с генеральным планом Новотитаровского сельского поселения N 212-40/02, утвержденным решением Совета Новотитаровского сельского поселения от 19.12.2012, в их границах расположены каналы. Департамент, сославшись на положения статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, указал, что земли, покрытые поверхностными водами, не могут быть предметом договора аренды (письма от 22.04.2021 N 52-32-15-16293/21, 52-32-15-16295/21; т. 1, л. д. 32, 33).
Предприниматель, полагая, что отказ в предоставлении в аренду без проведения торгов названных земельных участков противоречит закону, нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
На основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 24).
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Приведенный в оспариваемых отказах довод уполномоченного органа о наличии в границах испрашиваемых участков водных объектов суды отклонили правильно. Представленными в дело доказательствами названное обстоятельство не подтверждено. Предприниматель обладает правом на заключение новых договоров аренды без проведения торгов в соответствии с правилами подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса представляет собой исключение из общего правила о заключении на торгах договоров аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности (пункт 1 статьи 39.6, пункт 15 статьи 39.8 Земельного кодекса), установленное законодателем в целях поддержки арендаторов, надлежащим образом использующих земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства.
Наличие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении участков в аренду уполномоченный орган не доказал (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Представленные в материалы дела доказательства позволили судам заключить о наличии в данном случае условий для применения положений подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Примененный судом первой инстанции способ устранения допущенного нарушения позволяет эффективно восстановить права заявителя. Соответствующий довод департамента не учитывает установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, положения статьи 201 Кодекса, а также разъяснения, приведенные в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Основания для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Кодекса, суды не допустили.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд округа на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022 по делу N А32-30681/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса представляет собой исключение из общего правила о заключении на торгах договоров аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности (пункт 1 статьи 39.6, пункт 15 статьи 39.8 Земельного кодекса), установленное законодателем в целях поддержки арендаторов, надлежащим образом использующих земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства.
...
Представленные в материалы дела доказательства позволили судам заключить о наличии в данном случае условий для применения положений подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Примененный судом первой инстанции способ устранения допущенного нарушения позволяет эффективно восстановить права заявителя. Соответствующий довод департамента не учитывает установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, положения статьи 201 Кодекса, а также разъяснения, приведенные в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2023 г. N Ф08-13315/22 по делу N А32-30681/2021