г. Краснодар |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А32-22641/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Тамахина А.В., без вызова и участия истца - акционерного общества "Крайжилкомресурс" (ИНН 2308124997, ОГРН 1062308034920), ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Медико-диагностический информационный центр" (ИНН 2320022568, ОГРН 1022302924335), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медико-диагностический информационный центр" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А32-22641/2022, установил следующее.
АО "Крайжилкомресурс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Медико-диагностический информационный центр" (далее - компания) о взыскании 132 188 рублей 14 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2021 по 31.03.2022 и 27 460 рублей 47 копеек пеней с 12.10.2021 по 27.04.2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом изготовлено мотивированное решение от 11.08.2022.
Решением от 11.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.09.2022, исковые требования удовлетворены частично: с компании в пользу общества взыскано 132 188 рублей 14 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2021 по 31.03.2022, 11 467 рублей 15 копеек пеней с 12.10.2021 по 31.03.2022. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суды исходили из доказанности факта оказания в спорный период услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, расчет суммы долга по оплате этих услуг признан правильным. С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" и действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", судом первой инстанции произведен перерасчет неустойки с 12.10.2021 по 31.03.2022.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, расчет стоимости и объема по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) должен определятся согласно п. 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к названным Правилам. Применение в отношении компании норматива накопления твердых коммунальных отходов как для прочих предприятий (мастерские, сервис, центры) является неверным, так как компания является медицинской организацией. Общая площадь помещения составляет 225,4 кв. м.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом (региональный оператор) и компанией (потребитель) заключен договор от 18.08.2021 N ЮЛ21-14336 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора в порядке и сроки, предусмотренные договором (пункт 2.1 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2021 (пункт 2.4 договора).
Согласно пункту 3.2 договора оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, которая составляет:
с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 803 руб. 96 коп. за 1 куб. м;
с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 832 руб. 88 коп. за 1 куб. м.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 3.3 договора).
По условиям пункта 3.4 договора потребитель самостоятельно получает у регионального оператора акт оказанных услуг до 5-го числа месяца следующего за расчетным и до 10-го числа этого месяца возвращает надлежащим образом оформленный, а именно подписанный уполномоченным лицом и скрепленный печатью (при ее наличии) акт оказанных услуг региональному оператору либо предоставляет мотивированный отказ от его подписания.
В случае если в течение срока, указанного в пункте 3.4 договора, акт оказанных услуг не будет подписан потребителем и представлен региональному оператору, и потребитель не представит в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме (пункт 3.5 договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 8.2 договора).
В приложении N 1 к договору стороны согласовали объект - медико-диагностический информационный центр, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Кубанская, д. 17, объем ТКО - 138,69 куб. м в год, место (площадка) накопления ТКО - г. Сочи, ул. Кубанская, д. 13, периодичность вывоза - по нормативу.
Во исполнение договора с 01.01.2021 по 31.03.2022 общество оказало услуги по сбору и размещению ТКО на общую сумму 141 999 рублей 47 копеек, что подтверждается актами об оказании услуг от 24.09.2021 N 37646, от 30.09.2021 N 42729, от 31.10.2021 N 47698, от 30.11.2021 N 52846, от 31.12.2021 N 58297, от 31.01.2022 N 3980, от 28.02.2022 N 8770, от 31.03.2022 N 15958.
Компания произвела оплату частично - 9811 рублей 33 копейки, в связи с чем за ней образовалась задолженность в размере 132 188 рублей 14 копеек.
Направленная обществом в адрес компании претензия с требованием оплаты задолженности оставлена последним без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Учитывая условия заключенного сторонами договора, нормы действующего в сфере обращения с ТКО законодательства и отсутствие претензий со стороны компании по качеству услуг регионального оператора в спорный период, суды пришли к выводу о том, что услуга фактически оказана и подлежит оплате.
В кассационной жалобе компания не оспаривает факт оказания обществом услуг в спорный период.
Доводы компании сводятся к тому, что обществом неверно произведен расчет стоимости и объема услуг по обращению с ТКО. По мнению заявителя, расчет стоимости и объема по обращению с ТКО должен определятся согласно п. 148(38) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к названным Правилам.
В соответствии с пунктом 148(38) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к Правилам, на основании нормативов накопления ТКО.
Указанный довод компании подлежит отклонению, так как из материалов дела следует, что расчет оказанных услуг по обращению с ТКО произведен обществом на основании нормативов накопления ТКО, согласованных сторонами в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 6.1 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2020 N 35/2020-ТКО "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" установлены единые тарифы на услугу регионального оператора для АО "Крайжилкомресурс" на территории Белореченской зоны деятельности на период с 01.01.2021 по 31.12.2023.
В соответствии с пунктом 7.6 приложения N 2 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 N 528 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае" норматив накопления твердых коммунальных отходов для прочих предприятий (мастерские, сервис, центры) в муниципальных образований 2 категории (муниципальное образование город-курорт Сочи) определен в 0,23 куб. м в год.
Расчет общества производился по формуле: норматив накопления ТКО для юридических лиц Краснодарского края (0,23 куб. м / год) х 1 кв. м общей площади объекта (603 кв. м): количество дней в году х количество дней в месяце х действующий тариф = сумма за оказанные услуги в месяц по обращению с ТКО.
Суды признали обоснованным расчет общества, произведенный на основании согласованного сторонами в приложении N 1 к договору норматива объемов принимаемых ТКО - 138,69 куб. м / год (0,23 х 603 кв. м).
Суд округа считает необходимым отметить, что объем принимаемых ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО, равного 0,23 куб. м / год, и площади занимаемых компанией помещений - 603 кв. м., взятого на основании договора аренды помещений от 01.10.2020 N 01-10/20, заключенного индивидуальным предпринимателем Мишиной Н.В. (арендодатель) и компанией (арендатор).
Таким образом, при расчете оказанных услуг по обращению с ТКО за спорный период общество исходило из показателей, согласованных сторонами в приложении N 1 к договору, который подписан сторонами без возражений.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу принципа свободы договора стороны вправе согласовать условие договора, которое не противоречит нормам закона.
Довод компании о том, что общая площадь занимаемых им помещений составляет 225,4 кв. м, судом округа отклоняется, так как в представленной в обоснование данного довода выписке из ЕГРН отсутствуют идентифицирующие сведения, позволяющие установить, что она имеет отношение к спорным помещениям (не указаны адрес помещений, лицо, являющееся собственником).
Доказательства того, что компания в спорный период занимала помещения в меньшем размере, чем указано в договоре аренды помещений от 01.10.2020 N 01-10/20, не представлено.
При этом довод компании о том, что к ней как к медицинской организации не подлежит применению норматив накопления ТКО исходя из 0,23 куб. м / год, так как он применим к прочим предприятия (мастерские, сервис, центры), несостоятелен, поскольку к указанному разделу могут быть отнесены любые организации, деятельность которых не подпадает под иные категории объектов, указанных в приложении N 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 N 528.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта по основаниям, предусмотренным положениями части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционное постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А32-22641/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 148(38) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к Правилам, на основании нормативов накопления ТКО.
...
Согласно пункту 6.1 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
...
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2023 г. N Ф08-12875/22 по делу N А32-22641/2022