г. Краснодар |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А32-32429/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Нефтепереработчик" (ИНН 0266009682), ответчиков: Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553), администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края (ИНН 2355006983), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края, управления имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по делу N А32-32429/2021, установил следующее.
АО "Нефтепереработчик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края (далее - администрация) о возложении на департамент и управление имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края (далее - управление) обязанности в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу произвести перерасчет арендной платы с 12.08.2017 по договору от 27.10.2000 N 626 (3300000219) аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:0106006:767, установив ставку арендной платы в размере 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрация Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края, управление.
Решением от 01.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.07.2022, заявленные требования удовлетворены в части: на администрацию возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу произвести перерасчет арендной платы с 12.08.2017 по договору от 27.10.2000 N 626 (3300000219) аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:0106006:767, установив ставку арендной платы в размере 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; с администрации в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что договор аренды от 27.10.2000 N 626 (3300000219) земельного участка, изъятого из оборота, заключен без проведения публичных процедур, поэтому, арендная плата за его использование является регулируемой и подлежит определению с учетом принципа N 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582, принцип N 7). Основания для применения в расчете размера годовой арендной платы с 12.08.2017 по дату предъявления иска 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка у администрации отсутствовали. В удовлетворении требований к департаменту отказано, поскольку он стороной договора аренды от 27.10.2000 N 626 (3300000219) не является.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 01.04.2022 и постановление апелляционного суда от 11.07.2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что границы и режим округа санитарной охраны курортов Туапсинского района уполномоченным исполнительным органом Краснодарского края не установлены. Вывод о нахождении спорного земельного участка в границах зоны курортов и признании его ограниченным в обороте, необоснован. В ходе судебного разбирательства не назначена экспертиза для установления обстоятельств фактического нахождения земельного участка в зоне санитарной охраны курортов Туапсинского района. Истец, утверждая, что спорный земельный участок находится в границах зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района, ссылается на генеральный план Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (в редакции от 29.11.2019), в котором границы зон санитарной охраны курортов в утвержденном проекте округа санитарной охраны курортов указаны некорректно, цифровая версия отсутствует, в генеральных планах поселений муниципального образования Туапсинский район границы зон санитарной охраны курортов нанесены с условной степенью точности и подлежат дополнительному уточнению после утверждения проекта корректировки округа санитарной охраны Туапсинской группы курортов. Доводы общества о расположении земельного участка в границах зоны курортов Туапсинского района и распространении на него режима ограниченности в обороте, подлежат отклонению как необоснованные. Нахождение земельных участков в границах населенного пункта (г.п. Новомихайловское) само по себе не означает, что земельный участок расположен в зоне санитарной охраны курортов. Для установления данного факта необходимо проведение землеустроительной экспертизы в отношении конкретного земельного участка. Расчет арендной платы по рассматриваемому договору аренды в соответствии с пунктом 3.6.3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление N 121), исходя из ставки 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, является правомерным. Основания для перерасчета арендной платы с применением налоговой ставки 0,6% от кадастровой стоимости участка, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, земельный участок 23:33:0106006:767 площадью 24 623 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Новомихайловский, ул. Ленина, 38, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "санаторно-курортные учреждения" принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
27 октября 2000 года администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 626 (3300000219), по условиям которого арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок площадью 2,4623 га, расположенный в Туапсинском районе, п. Новомихайловский, сроком по 31.05.2048 (т. 1, л. д. 28 - 33). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 20.12.2000.
На арендуемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности: коттедж 1 общей площадью 457,6 кв. м, коттедж 2 общей площадью 448,6 кв. м, нежилое здание банно-прачечное общей площадью 138,1 кв. м, гаражный комплекс общей площадью 536,5 кв. м, крытый плавательный бассейн общей площадью 302,9 кв. м, корпус 1 общей площадью 43,9 кв. м, корпус 2 общей площадью 46,1 кв. м, летнее кафе общей площадью 26,6 кв. м, дизель-генераторная общей площадью 14,5 кв. м, бассейн общей площадью 157,4 кв. м, проходная общей площадью 25,2 кв. м, спальный корпус общей площадью 235,2 кв. м, административно-бытовой комплекс общей площадью 565,8 кв. м.
Земельный участок (23:33:0106006:767) расположен в границах территориальной зоны "Р2" - "зона размещения объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма (письмо Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 26.01.2021 N 71-03-01-820/2).
16 февраля 2021 года общество обратилось в управление с заявлением N 46 о перерасчете арендной платы за пользование земельным участком, с просьбой установить ее в размере земельного налога на основании пункта 6.3 постановления N 121, вступившего в действие с 27.03.2018.
Письмом от 16.03.2021 N 038/031 обществу отказано в перерасчете арендной платы со ссылкой на подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), согласно которому ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи.
Поскольку меры по претензионному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, общество обратилось в суд.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель), в силу статей 606, 610, 614 Гражданского кодекса, обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившим в законную силу 12.08.2017, внесены изменения в постановление N 582; основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные указанным постановлением, дополнены абзацем следующего содержания: "Принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
В силу пункта 6.3 постановления N 121 арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере, равном земельному налогу, установленному в отношении предназначенного для использования в сходных целях и занимаемого зданиями, сооружениями земельного участка, для которого указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 N 303-ЭС18-26243, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, сформулирован правовой подход, согласно которому если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
В соответствии с пунктом 8 решения Совета Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края от 24.11.2020 N 107 ставка земельного налога для земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, установлена в размере 0,6% от кадастровой стоимости.
Исследовав и оценив представленные доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о применении к обществу с 12.08.2017 принципа N 7. На основании решения Совета Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края от 24.11.2020 N 107 "Об установлении земельного налога на территории Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края", суды указали на необходимость при расчете арендной платы исходить из ставки земельного налога, равной 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка (для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения). Учитывая регулируемый характер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные требования в целях достижения правовой определенности в отношениях сторон.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по делу N А32-32429/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 N 303-ЭС18-26243, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, сформулирован правовой подход, согласно которому если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
...
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2023 г. N Ф08-12666/22 по делу N А32-32429/2021