г. Краснодар |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А32-13967/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лесные угодья" (ИНН 2315156781, ОГРН 1092315006376) - Жидкова И.В. (ордер от 24.01.2023), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А32-13967/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лесные угодья" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным бездействие, выразившееся в нарушении установленного законом срока предоставления государственной услуги по проведению повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка по договору аренды от 23.04.2010 N 10-04а-020;
- возложить обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения рассмотреть и выдать повторное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, представленного обществом 17.08.2021 (вх. N 202-36-942/21) по договору аренды лесного участка.
Заявление обосновано ссылками на статьи 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Минприроды России 30.07.2000 N 513 (далее - Порядок) и Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденный приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57 (далее - Административный регламент). Требования мотивированы тем, что бездействие министерства по вопросу о рассмотрении в установленный срок повторного заявления общества о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору от 23.04.2010 N 10-04а-020, незаконно и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022, заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие министерства, выразившееся в нарушении установленного законом срока предоставления государственной услуги по проведению повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка по договору аренды от 23.04.2010 N 10-04а-020. На министерство возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения рассмотреть и выдать повторное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, представленного обществом по заявлению от 17.08.2021 N 202-36-942/21 по договору аренды лесного участка от 23.04.2010 N 10-04а-020. С министерства в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей.
Суды установили, что департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 23.04.2010 N 10-04а-020 аренды лесного участка площадью 34 575 кв. м сроком на 49 лет. Участок расположен по адресу: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Пшадское, квартал 1Б части выделов 1, 2, квартал 5Б части выделов 1, 2, квартал 6Б часть выдела 1, квартал 7Б часть выдела 1, квартал 8Б часть выдела 1, квартал 9Б часть выдела 1, квартал 10Б части выделов 1,2, квартал 11Б части выделов 1, 2, 3, квартал 12Б части выделов 3, 5, 1, 2, квартал 13Б часть выдела 1, квартал 14Б части выделов 1, 2, квартал 15Б части выделов 1, 11, квартал 16Б части выделов 1, 8, 10, 11, 17, квартал 20Б часть выдела 1. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения к министерству, которое 14.05.2021 выдало обществу отрицательное заключение N 123 государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении арендуемого лесного участка. Общество 17.08.2021 повторно обратилось в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов. По результатам рассмотрения обращения общества о нарушении срока рассмотрения заявления от 17.08.2021 министерство в письме от 14.04.2022 N 202-06.2-08-3444/22 признало обоснованными доводы заявителя о нарушении срока проведения государственной экспертизы. В обоснование нарушения срока проведения государственной экспертизы уполномоченный орган сослался на значительное увеличение количества проектов освоения лесов, поступающих в министерство. Общество, ссылаясь на незаконное бездействие министерства, нарушающего его права (интересы), оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 2, 24, 41, 88, 89 Лесного кодекса, положениями Административного регламента. Материалами дела подтверждается, что общество 17.08.2021 повторно обратилось в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов. Государственная услуга по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов осуществляется министерством в срок, составляющий 30 календарных дней. Срок проведения министерством повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов составляет 10 дней. В письме от 14.04.2022 министерство признало обоснованными доводы заявителя о нарушении срока проведения государственной экспертизы, ссылаясь на значительное увеличение количества поступивших от арендаторов лесных участков проектов. Исходя из установленных обстоятельств, суды признали факт незаконного бездействия уполномоченного органа по рассмотрению заявления о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении лесного участка, арендуемого обществом. В целях восстановления нарушенных прав (интересов) заявителя, суд первой инстанции возложили на министерство обязанность по рассмотрению и выдаче повторного заключения государственной экспертизы в отношении проекта освоения лесов лесного участка, представленного обществу по договору аренды. Довод министерства о том, что срок рассмотрения заявления общества нарушен в связи со значительным количеством единовременно поступивших в уполномоченный орган проектов освоения лесов, не принят судами в качестве уважительной причины бездействия. Отклонен судебными инстанциями и довод министерства о пропуске обществом срока на подачу заявления об оспаривании незаконного бездействия уполномоченного органа. Указанный срок должен исчисляться с момента, когда заявитель реально узнал о нарушении своих прав и законных интересов. Из материалов дела следует, что 17.08.2021 общество повторно обратилось в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов. В отсутствие результата, общество 26.01.2022 подало жалобу, на которую получен ответ (письмо министерства от 07.02.2022 N 202О-558/22) об отказе в удовлетворении жалобы. Уполномоченный орган признал доводы заявителя о нарушении срока проведения государственной экспертизы обоснованными, но не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы. По результатам рассмотрения обращения общества от 02.02.2022 о нарушении сроков рассмотрения заявления от 17.08.2021, министерство в письме от 14.04.2022 N 202-06.2-08-3444/22 признало обоснованными доводы заявителя о нарушении срока проведения государственной экспертизы. В качестве причины нарушения срока уполномоченный орган сослался на значительное увеличение количества проектов, поступающих в министерство. Таким образом, в данном случае отсутствует факт пропуска срока для обращения в суд, поскольку до настоящего времени сведений о рассмотрении заявления общества от 17.08.2021 не имеется (бездействие продолжается), уполномоченным органом обратное не доказано. Кроме того, общество регулярно (в течение всего периода с момента направления заявления в министерство до обращения в суд с заявлением) обращалось в министерство с заявлениями о получении сведений о результатах рассмотрения заявления от 17.08.2021, но получало от уполномоченного органа отказы в отсутствие к тому каких-либо уважительных причин.
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит обжалуемые акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды не приняли во внимание, что с 01.01.2019 и на дату поступления от общества заявления в министерство поступило почти одновременно более 1200 проектов освоения лесов. С 2019 года рассмотрено в рамках оказания государственной услуги 818 проектов. Для сравнения в 2017 году проведена государственная экспертиза в отношении 364 проектов освоения лесов, в 2018 году - в отношении 336 проектов. Принимая во внимание значительное количество поступивших в министерство проектов освоения лесов и подлежащих рассмотрению с учетом соблюдения административных процедур, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится в порядке очередности их поступления, с целью исключения коррупционных рисков. Суды также не приняли во внимание, что обществом пропущен срок на обращение за защитой нарушенных прав. Проект освоения лесов заявителем сдан в министерство 17.08.2021, следовательно, о нарушении своих прав общество узнало или должно было узнать не позднее 17.11.2021. С заявлением в арбитражный суд заявитель обратился в марте 2022 года. Таким образом, заявителем пропущен установленный срок для подачи заявления об оспаривании незаконных действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия. Переписка между министерством и обществом по вопросу о движении сданного на экспертизу проекта освоения лесов, на которую сослались судебные инстанции, не приостанавливает течение трехмесячного срока на предъявление требований, заявленных в рамках главы 24 Кодекса.
От общества отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, которые просил оставить без изменения.
Министерство, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечило.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых министерством судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 23.04.2010 N 10-04а-020 аренды лесного участка площадью 34 575 кв. м сроком на 49 лет. Участок расположен по адресу: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Пшадское, квартал 1Б части выделов 1, 2, квартал 5Б части выделов 1, 2, квартал 6Б часть выдела 1, квартал 7Б часть выдела 1, квартал 8Б часть выдела 1, квартал 9Б часть выдела 1, квартал 10Б части выделов 1,2, квартал 11Б части выделов 1, 2, 3, квартал 12Б части выделов 3, 5, 1, 2, квартал 13Б часть выдела 1, квартал 14Б части выделов 1, 2, квартал 15Б части выделов 1, 11, квартал 16Б части выделов 1, 8, 10, 11, 17, квартал 20Б часть выдела 1.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения к министерству, которое 14.05.2021 выдало обществу отрицательное заключение N 123 государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении арендуемого лесного участка.
Общество 17.08.2021 повторно обратилось в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов. Заключение по результатам рассмотрения указанного заявления в материалах дела отсутствует.
Общество обратилось в министерство с жалобой на нарушение срока рассмотрения заявления от 17.08.2021 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Министерство в письме от 14.04.2022 N 202-06.2-08-3444/22 признало обоснованными доводы заявителя о нарушении срока проведения государственной экспертизы. В обоснование нарушения срока проведения государственной экспертизы уполномоченный орган сослался на значительное увеличение количества проектов освоения лесов, поступающих в министерство.
Общество, ссылаясь на незаконное бездействие министерства, нарушающего его права (интересы), оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Основаниями для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса (статья 88 Лесного кодекса).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса).
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса).
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 этой статьи (часть 2 статьи 89 Лесного кодекса).
В силу положения о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 19.10.2010 N 1250, министерство является уполномоченным лицом проводить государственную экспертизу проектов освоения лесов.
Приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57 утвержден Административный регламент. Согласно пункту 2.4 названного регламента срок предоставления государственной услуги при получении заявления уполномоченным органом по почте или непосредственно от заявителя не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, в уполномоченный орган.
Повторная государственная экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем десять рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении государственной экспертизы (пункт 3.26 Административного регламента).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных требований. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора установили, что министерство нарушило нормативно установленный срок для рассмотрения заявления общества от 17.08.2021 о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении лесного участка, арендуемого обществом по договору от 23.04.2010 N 10-04а-020. Допущенное министерством бездействие является незаконным и нарушает права заявителя как арендатора лесного участка. В целях восстановления нарушенных прав общества на министерство возложена обязанность по рассмотрению и выдаче заявителю повторного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, представленного обществом по заявлению от 17.08.2021 N 202-36-942/21.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы (срок рассмотрения заявления общества нарушен по уважительной причине - в связи со значительным ростом количества поступивших в министерство проектов освоения лесов; общество пропустило срок на подачу заявления об бездействия уполномоченного органа) повторяют доводы, которые приводились министерством в обоснование возражений на заявление и в апелляционной жалобе. Эти доводы проверены и мотивированно отклонены судами первой и апелляционной инстанций. Внутренние организационные проблемы министерства не могут влечь обоснованный вывод о законности бездействия уполномоченного органа. Податель жалобы также не учитывает, что разрешение вопроса о том, соблюден ли установленный законом срок на обращение в суд, а также оценка доказательств и доводов, приведенных сторонами по данному вопросу, являются прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые учитывают обстоятельства дела и оценивают их по своему внутреннему убеждению. Суды при разрешении спора исходили из того, что допущенное министерством бездействие носит длящийся характер и не устранено до настоящего времени, поэтому не усмотрели оснований для вывода о пропуске обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Судебные выводы по существу спора соответствуют фактическим обстоятельствам, они основаны на исследовании материалов дела и им не противоречат. Нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А32-13967/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы (срок рассмотрения заявления общества нарушен по уважительной причине - в связи со значительным ростом количества поступивших в министерство проектов освоения лесов; общество пропустило срок на подачу заявления об бездействия уполномоченного органа) повторяют доводы, которые приводились министерством в обоснование возражений на заявление и в апелляционной жалобе. Эти доводы проверены и мотивированно отклонены судами первой и апелляционной инстанций. Внутренние организационные проблемы министерства не могут влечь обоснованный вывод о законности бездействия уполномоченного органа. Податель жалобы также не учитывает, что разрешение вопроса о том, соблюден ли установленный законом срок на обращение в суд, а также оценка доказательств и доводов, приведенных сторонами по данному вопросу, являются прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые учитывают обстоятельства дела и оценивают их по своему внутреннему убеждению. Суды при разрешении спора исходили из того, что допущенное министерством бездействие носит длящийся характер и не устранено до настоящего времени, поэтому не усмотрели оснований для вывода о пропуске обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. Судебные выводы по существу спора соответствуют фактическим обстоятельствам, они основаны на исследовании материалов дела и им не противоречат. Нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2023 г. N Ф08-12648/22 по делу N А32-13967/2022