г. Краснодар |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А32-52080/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием системы веб-конференции, помощником судьи Фесенко А.Г. и участии от истца - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Ларина Д.О. (путем использования системы веб-конференции; доверенность от 22.12.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Союзтэк" (ИНН 7733572594, ОГРН 1067746777560) - Неижкаша И.С. (доверенность от 12.08.2022), от третьего лица - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295,) - Павловца Е.П. (доверенность от 19.04.2021), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А32-52080/2021, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - компания) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Союзтэк" (далее - общество) о взыскании 1 170 тыс. руб. штрафа за сверхнормативный простой вагонов-цистерн.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением суда от 03.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2022, с общества в пользу компании взыскано 474 тыс. руб. штрафа за сверхнормативный простой вагонов-цистерн. В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и принять новый судебный об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель ссылается на подпункт 06.19.2 пункта 06.19 приложения N 01 к Правилам торгов, которым установлено, что срок нахождения (использование) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику, поэтому вывод судов о том, что срок использования вагонов обществом заканчивается в момент выгрузки груза из вагонов-цистерн, является неверным. Для корректировки расчета необходимо наличие только трех документов с проставленными датами, отличными, от указанных в расчете: перевозочный документ - железнодорожная накладная с проставленной датой прибытия, памятка приемосдатчика ГУ-45 с проставленной датой уборки вагона, ведомость подачи и уборки вагонов ГУ-46 с проставленными отметками в пункте время уборки. Иные документы, составленные на эстакадах грузополучателей, на станции выгрузки, перевозчиком или третьими лицами, задействованными в процессе доставки груза, имеют иное значение и призваны устанавливать иные события и факты. Представленные обществом ведомости подачи и уборки вагонов лишь подтверждают даты прибытия и сдачи вагонов-цистерн с путей общего пользования грузополучателя перевозчику, указанные в расчете исковых требований, который был сформирован на основании данных Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" (ГВЦ ОАО "РЖД"), следовательно, основания для перерасчета штрафных санкций отсутствуют. Компания полагает, что контррасчет общества является необоснованным, не соответствующим обстоятельствам спорных правоотношений, составленным вразрез с условиями Генерального соглашения и Правил торгов, указывает, что из буквального толкования подпункта 06.19.4 пункта 06.19 Приложения N 01 к Правилам торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику, а не продолжается до 24 часов 00 минут даты уведомления о завершении грузовой операции.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Третье лицо представило отзыв, согласно которому оставило результат рассмотрения кассационной жалобы на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы.
Представитель общества просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица пояснил занимаемую правовую позицию, результат рассмотрения кассационной жалобы оставил на усмотрение суда.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей компании, общества и третьего лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, компания (поставщик) и общество (покупатель) заключено генеральное соглашение от 28.03.2018 N 100018/01841Д (далее - соглашение) с целью обеспечения взаимодействия в соответствии с пунктом 21.01 приложения N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" на АО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".
В спорный период отношения между сторонами регулировались Правилами проведения организованных торгов в Секции "Нефть" АО "СПбМТСБ" (утверждены 10.04.2020, вступили в силу - 05.06.2020) и Правилами проведения организованных торгов в Секции "Нефть" АО "СПбМТСБ" (утверждены 15.12.2020, вступили в силу 12.03.2021) (далее - Правила торгов).
По условиям пункта 06.18.1 приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения цистерн у покупателя не должен превышать 2-х суток, которые определяются в соответствии с пунктом 06.18.2 приложения N 01 к Правилам торгов по данным ГВЦ или ЭТРАН.
Пунктом 06.18.5 приложения N 01 к Правилам торгов установлено, что в случае несогласия или расхождения данных о сроках нахождения цистерн у покупателя и поставщика данные периоды определяются на основании ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46), а также памяток приемосдатчика (Форма ГУ-45).
Согласно пункту 06.18.2 приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) вагонов у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику.
Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя поставщик использует данные Главного вычислительного центра филиала ОАО "РЖД" и (или) данные ЭТРАН и (или) данные из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате.
Пункт 06.18.4 приложения N 01 к Правилам торгов гласит, что отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В соответствии с пунктом 18.05 приложения N 01 к Правилам торгов в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку: в размере 1 500 (полторы тысячи) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки / расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
С июля 2020 года по июнь 2021 года поставщик по соглашению осуществил поставку нефтепродуктов покупателю (его грузополучателям) в вагонах-цистернах.
В нарушение пункта 06.18 приложения N 1 к Правилам торгов порожние вагоны сданы железной дороге для возврата в нарушение установленного срока, что привело к начислению истцом ответчику штрафа в размере 1 170 тыс. рублей.
Неуплата спорной суммы послужила основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды руководствовались статьями 309, 310, 329, 330, 506, 510, 517 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктами 2, 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, пунктами 4.3, 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, пунктами 4.1, 4.6 Порядка взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных электронной цифровой подписи (ЭЦП), утвержденного ОАО "РЖД" 09.10.2008 N 44 (далее - Порядок N 44).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав условия заключенного между сторонами соглашения, приняв во внимание, что сверхнормативный простой цистерн на сумму 474 тыс. рублей признан обществом, суды удовлетворили иск в части, сделав вывод об отсутствии оснований для взыскания с общества штрафа в размере 696 тыс. рублей.
Проверяя расчет компании, суды признали его неверным, приняли во внимание данные, которые содержатся в ведомостях подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленных на основании памяток приемосдатчика.
Суды, применив положения Порядка N 44, отметили, что с момента получения приемосдатчиком ОАО "РЖД" уведомления от грузополучателя о завершении грузовых операций, обязанности по возврату порожних вагонов считаются исполненными.
Издержки, связанные с простоем вагона в ожидании отправки за пределами времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, в силу статьи 210 Кодекса несет собственник вагона (компания), в связи с тем, что именно собственником осуществляется оформление перевозочных документов и отправка вагонов, поскольку согласно пунктам 50, 51 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (приняты приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом") отправителем порожних вагонов при отсутствии надлежащим образом оформленных полномочий может быть только их собственник.
Таким образом, после завершения грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь представитель владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования, в рассматриваемом случае грузополучатель (ответчик) обязан уведомить о завершении грузовой операции представителя перевозчика, тем самым исключить сверхнормативный простой вагонов.
Период после завершения грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь и до даты отправления перевозчиком порожнего вагона со станции на основании документов, предоставленных перевозчику и оформленных компанией, не может включаться в срок нахождения вагонов у общества, так как после разгрузки и уборки груженого вагона общество располагало полномочиями только на уведомление перевозчика о готовности вернуть порожний вагон, однако не имело никаких прав на распоряжение вагоном, соответственно, не может считаться нарушившим обязательство. Компания же, напротив, исходя из установленного Порядком N 44 взаимодействия с перевозчиком, получает в системе ЭТРАН всю информацию, позволяющую установить момент завершения грузовой операции и своевременно принять меры по распоряжению порожним вагоном (пункты 4.1, 4.6, 4.13 и 4.14 названного Порядка).
Установив эти обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания 696 тыс. рублей штрафа.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств, которые не входят в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А32-52080/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суды руководствовались статьями 309, 310, 329, 330, 506, 510, 517 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктами 2, 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, пунктами 4.3, 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, пунктами 4.1, 4.6 Порядка взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных электронной цифровой подписи (ЭЦП), утвержденного ОАО "РЖД" 09.10.2008 N 44 (далее - Порядок N 44).
...
Издержки, связанные с простоем вагона в ожидании отправки за пределами времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, в силу статьи 210 Кодекса несет собственник вагона (компания), в связи с тем, что именно собственником осуществляется оформление перевозочных документов и отправка вагонов, поскольку согласно пунктам 50, 51 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (приняты приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом") отправителем порожних вагонов при отсутствии надлежащим образом оформленных полномочий может быть только их собственник."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 января 2023 г. N Ф08-12947/22 по делу N А32-52080/2021