г. Краснодар |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А22-1259/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Гиданкина А.В.,
рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 данного Кодекса, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А22-1259/2022,
установил следующее.
ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Калмэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - управление) от 31.01.2022 N 008/04/9.21-2/2022 в части назначения административного наказания по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.09.2022, оспариваемое постановление управления изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа уменьшен до 50 тыс. рублей.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить, оспариваемое постановление управления признать законным и оставить в силе, не уменьшая размер штрафа. По мнению заявителя, суды неправомерно отклонили доводы управления; основания для применения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениям к нему общество просит отказать в ее удовлетворении.
Согласно части 5.1 статьи 211 Кодекса (в редакции Федерального закона от 02.12.2019 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Кодекса законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва с учетом дополнений, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.02.2021 МКУ "Управление строительством города Элисты" (далее - учреждение) подало в общество заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южная часть (58 га).
В письме от 01.03.2021 исх. N КЛМ/1600/230 общество пояснило учреждению о том, что технологическое присоединение данного объекта к электрическим сетям филиала не представляется возможным, так как в настоящее время центры питания, расположенные в г. Элисте, закрыты в связи с наличием ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства (центрах питания). Общество также указало, что на основании пункта 30 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) в случае отсутствия технической возможности технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту и предложило учреждению рассмотреть вопрос осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту; в случае согласия проект договора и технические условия будут направлены в течение 5-ти дней со дня утверждения размера платы.
Учреждение повторно 19.05.2021 направило в адрес общества заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южная часть (58 га).
В письме от 22.07.2021 исх. N КЛМ/1600/878 общество отказало учреждению в связи с отсутствием технической возможности, указав, что центры питания, расположенные в г. Элисте, закрыты в связи с наличием ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства (центрах питания).
Учреждение повторно 15.11.2021 направило в адрес общества заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южная часть (58 га).
В письме от 24.12.2021 исх. N КЛМ/01/1161 общество повторно пояснило учреждению о том, что технологическое присоединение данного объекта к электрическим сетям филиала не представляется возможным, так как в настоящее время центры питания, расположенные в г. Элисте, закрыты в связи с наличием ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства (центрах питания). Общество также указало, что на основании пункта 30 Правил технологического присоединения в случае отсутствия технической возможности, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту и предложило учреждению рассмотреть вопрос осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту; в случае согласия проект договора и технические условия будут направлены в течение 5-ти дней со дня утверждения размера платы.
В управление 27.12.2021 поступила информация Прокуратуры Республики Калмыкия об отказе обществом учреждению в заключении договора на технологическое присоединение.
Полагая, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, управление вынесло постановление от 31.01.2022, которым признало заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с данным постановлением в части назначения штрафа в сумме 100 тыс. рублей, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Общество просило суд снизить размер назначенного штрафа менее минимального размера, ссылаясь на тяжелое финансовое положение. По мнению заявителя, штраф в размере 100 тыс. рублей носит неоправданно карательный характер и не отвечает принципам соразмерности и справедливости.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 71, 210 Кодекса, статьями 4.1, 19.21 КоАП РФ, статьями 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами технологического присоединения, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Суды установили, что общество является субъектом естественной монополии.
Уклонение сетевой организации от исполнения предписанных Правилами технологического присоединения норм нарушает права абонента и публичный правопорядок в сфере электроэнергетики.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод о наличии в действии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество признало факт совершения правонарушения и просило суд уменьшить сумму штрафа в связи с тяжелым финансовым положением. В качестве доказательства суду представлен отчет о финансовых результатах филиала общества за 2021 год.
Оценив доводы общества и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, учитывая тяжелое финансовое положение общества по причине невыполнения контрагентами своих договорных обязательств и ростом дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии, принимая во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, суды сочли возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа до 50 тыс. рублей. Суды учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения статьи 4.1 КоАП РФ является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанной статьи, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Кодекса, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по делу N А22-1259/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив доводы общества и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, учитывая тяжелое финансовое положение общества по причине невыполнения контрагентами своих договорных обязательств и ростом дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии, принимая во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, суды сочли возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа до 50 тыс. рублей. Суды учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения статьи 4.1 КоАП РФ является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанной статьи, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Кодекса, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 января 2023 г. N Ф08-14189/22 по делу N А22-1259/2022