г. Краснодар |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А61-4257/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Конопатова В.В. и Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (ИНН 1513071305, ОГРН 1181513004925), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1501003484, ОГРН 1021500582542), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по делу N А61-4257/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) о признании недействительным решения от 08.09.2021 по делу N РНП15-63/21, об обязании исключить сведения о заявителе из реестра недобросовестных поставщиков.
Решением суда первой инстанции от 20.07.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.09.2022, удовлетворены заявленные требования общества.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва заявителя, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерством внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту кровли Центра специальной и физической подготовки Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Пашковская 1 (извещение N 0310100013221000012).
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 30.06.2021 победителем признано общество, с которым заказчик заключил государственный контракт от 13.07.2021 N ЭА-12/2021 (далее - контракт).
Разделом 4 контракта определены сроки выполнения работ и предусмотрена обязанность подрядчика приступить к работам со дня заключения контракта и выполнить их в полном объеме до 31.12.2021.
В связи с получением от общества письма от 26.07.2021 N 24-01 об изменении условий контракта либо о его расторжении по соглашению сторон, заказчик письмом от 28.07.2021 N 19/1412 потребовал в предусмотренном условиями контракта порядке в срок до 02.08.2021 приступить к выполнению работ и предоставить список персонала, осуществляющего работы.
Письмом от 30.07.2021 N 25-01 общество известило заказчика о проведении организационных работ, а также о повышении цен на строительные материалы, в связи с чем подрядчик лишен возможности получения прибыли от выполнения обязательств по контракту и согласен расторгнуть контракт по соглашению сторон.
При проведении 28.07.2021, 02.08.2021 контрольных и надзорных мероприятий за выполнением ремонтных работ заказчиком установлено, что подрядчик не приступил к выполнению работ на объекте, в связи с чем Министерством внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обращении в управление с заявлением о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам проведенной проверки управление вынесло решение от 08.09.2021 N РНП15-63/21, которым сведения в отношении общества внесены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в редакции, действующей в спорный период, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом N 44-ФЗ участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливается Правительством Российской Федерации.
При принятии судебных актов суды указали на отсутствие оснований для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем доводы лиц, участвующих в деле, оценены судом не в полном объеме.
При рассмотрении дела контролирующим органом заявлялся довод о том, что у исполнителя по контракту не имелось реальных намерений к его исполнению.
Антимонопольный орган указывает, что исполнитель выражал несогласие с ценой, которая должна была ему уплачиваться за выполненные работы, нерентабельностью этих работ для себя ввиду повышения цен на строительные материалы.
Исходя из этого, контролирующим органом заявлен довод о том, что исполнитель не планировал приступать к выполнению работ, поскольку изначально считал контракт для себя экономически невыгодным.
При этом общество, являясь участником электронного аукциона, не могло не знать об условиях контракта, его цене, а также о том, что к работам необходимо приступить с момента заключения контракта.
Исходя из этого, вопрос о добросовестности общества, соглашающегося на условия договора при проведении аукциона, и, одновременно с этим, не согласного с его условиями, исследован судом ненадлежащим образом.
Оценка доводам контролирующего органа в полном объеме не дана.
Кроме того, антимонопольным органом заявлялся довод о том, что сам по себе осмотр места проведения строительных работ и переговоры с третьими лицами не привели к какому-либо результату, поскольку работы не выполнены.
Частичная закупка материалов, с учетом того, что общество осуществляет деятельность в области строительства, сама по себе не свидетельствует об их приобретении для ремонта именно спорного объекта.
Вопрос о неблагоприятных правовых последствиях, связанных с увеличением сроков приведения объекта в нормативное соответствие, судом не изучался.
При оценке баланса интересов права заказчика, проводившего аукцион и не получившего восстановление кровли спортивного центра, о которых заявляется контролирующим органом, судом не исследовались.
При этом контролирующий орган указывает, что уважительные причины для неисполнения договора у общества отсутствовали, поскольку при изначальном несогласии с ценой контракта, у него отсутствовала целесообразность участия в электронном аукционе.
Указанному доводу надлежащая правовая оценка не дана.
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны, в том числе, обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции надлежащим образом не проверена законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как постановление суда апелляционной инстанции принято по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по делу N А61-4257/2021 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
В.В. Конопатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в редакции, действующей в спорный период, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом N 44-ФЗ участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливается Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2023 г. N Ф08-14398/22 по делу N А61-4257/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3383/2022
27.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14398/2022
30.09.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3383/2022
20.07.2022 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4257/2021