г. Краснодар |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А32-52716/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Конопатова В.В. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Калякина Р.В. (доверенность от 12.12.2022), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН1042304949752) - Кононенко Е.А. (доверенность от 08.11.2022), рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А32-52716/2021, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 26.08.2021 N 04-23-88-Н-1.
Решением суда от 28.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2022, заявленные требования удовлетворены, предписание от 26.08.2021 N 04-23-88-Н-1 об устранении выявленных нарушений признано недействительным. Судебные акты мотивированы отсутствием у управления правовых оснований для вынесения спорного предписания в связи с соблюдением министерством требований действующего законодательства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с изложенными выводами судебных инстанций, так как вынесенные судебные акты противоречат материалам дела и вступившим в законную силу судебным актам по делу N А32-4706/2020, в котором рассматривался вопрос о законности ранее выданного предписания по аналогичному нарушению. Управление указало, что за период 2016 - 2018 годы министерство осуществило лишь одно мероприятие в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения - "Расчистка устьевой части реки Гастогай (Гастогайка) в Краснодарском крае", протяженностью 6 км, что является недолжной организацией соответствующей работы министерства в данном направлении. Управление полагает, что спорное предписание является исполнимым, законным и обоснованным.
Отзыв на кассационную жалобу министерство в суд не представило.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель министерства просил оставить судебные акты без изменения, пояснил, что в настоящее время в Краснодарском крае имеется большое количество водотоков, в отношении которых необходимо провести мероприятия по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей министерства и управления, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 16.04.2021 N 290 управлением проведена внеплановая документарная проверка министерства, по результатам которой сделан вывод о том, что министерство ненадлежащим образом осуществило меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения. Данное послужило основанием для выдачи предписания от 26.08.2021 N 04-23-88-Н-1 с требованием устранить нарушение подпункта 2 пункта 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.10.2020 N 846 "Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Приказ N 876), пункта 2 предписания от 30.04.2021 N 04-23-39-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части не обеспечения исполнения полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы. Срок устранения нарушений до 16.12.2021.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство оспорило предписание управления от 26.08.2021 N 04-23-88-Н-1 в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции руководствовались следующим.
В соответствии с приказом департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 19.11.2018 N 503/КНД, в период с 26.11.2018 по 21.12.2018 управлением проведена плановая выездная проверка полноты и качества исполнения министерством переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биоресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, контроля за расходованием средств, представляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской в Федерации, переданных им указанных полномочий Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции.
21 декабря 2018 года министерству выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N 02/2018-04 в срок до 01.10.2019, а именно: обеспечить исполнение полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы.
В связи с невыполнением предписания от 21.12.2018 N 02/2018-04, что зафиксировано в акте проверки от 01.11.2019 N 05-02-96-Н, министерству повторно выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 01.11.2019 N 05-02-96-Н-1.
Решением суда от 24.10.2021 по делу А32-4706/2020, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции от 21.02.2022 и суда кассационной инстанции от 05.05.2022, в удовлетворении требований министерства о признании недействительным предписания от 01.11.2019 N 05-02-96-Н-1 отказано.
При этом судебные инстанции установили, что Российской Федерацией в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 Приказа N 876 к осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, относится предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
Суды указали, что перечень мероприятий, реализуемых министерством в рамках осуществления переданных полномочий в области водных отношений, формируется министерством в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, учитывая целесообразность, первоочередность, социальную значимость данных мероприятий.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий.
Из материалов дела следует, что 22.04.2021 Федеральным агентством водных ресурсов утвержден перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2021 году по Краснодарскому краю.
Указанный перечень содержит мероприятие, запланированное на 2021 год: разработка проектной и рабочей документации: "Расчистка русла р. 2-я Кочеты от ул. Крайней до трассы М4-Дон, а также р. 1-я Кочеты в ст-це Динской, выше ж/д моста".
Во исполнение указанного мероприятия министерство и ООО "Экотектор" заключили контракт от 22.06.2021 N 20. Актом N 1 подтверждается приемка выполненных работ по контракту от 22.06.2021 N 20, что управлением не оспаривается и отражено в акте документарной проверки от 29.12.2021.
На основании изложенного суды установили, что материалами дела подтверждается исполнение министерством запланированных мероприятий на 2021 год во исполнение переданных административному органу полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнении и засорения. Указанные проектные работы проведены в рамках доведенного финансирования и утвержденного перечня мероприятий на 2021 год.
При этом судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2019 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" министерство осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края.
Предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" относятся к мероприятиям по охране водных объектов.
В ходе проверки установлено, что в период с 2015 по 2016 годы министерством фактические работы по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения не осуществлялись. Согласно информации, имеющейся в материалах дела, а также пояснениям лиц, участвующих в деле, мероприятия, осуществляемые министерством с 2017 года нельзя признать должной организацией соответствующей работы министерства в данном направлении.
Выводы, сделанные судебными инстанциями, фактически сводятся к недостаточному объему субвенций из федерального бюджета, а доводы об исполнимости спорного предписания направлены не на защиту нарушенного права, а позволят министерству уклониться от исполнения возложенных обязанностей в рамках выделенных бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы министерства относительно недостаточного финансирования, поскольку позиция о необходимости внесения изменений в методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета не может ставить Краснодарский край в приоритетное положение по сравнению с иными регионами, при недостаточных мерах самого министерства при исполнении своих полномочий.
С учетом данных обстоятельств суд кассационной инстанции пришел к выводу о законности спорного предписания. При этом суд кассационной инстанции поясняет, что исполнимость спорного предписания зависит исключительно от установления министерством порядка исполнения возложенных на него функций. Таким образом, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления министерства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако неправильно применили нормы права, суд кассационной инстанции применительно к положениям пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А32-52716/2021 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А32-52716/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
В.В. Конопатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий.
...
Предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" относятся к мероприятиям по охране водных объектов.
...
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако неправильно применили нормы права, суд кассационной инстанции применительно к положениям пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А32-52716/2021 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2023 г. N Ф08-14491/22 по делу N А32-52716/2021