г. Краснодар |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А63-1195/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края - Сопиной Н.Н. (доверенность от 26.12.2022), от комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя - Кошелевой В.Н. (доверенность от 11.01.2023), от индивидуального предпринимателя Нефедова С.Г. - Курбатова А.Н. (доверенность от 09.12.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края кассационную жалобу министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А63-1195/2022, установил следующее.
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в суд с заявлением к комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - комитет), в котором просило признать незаконными действия комитета в части выдачи на 5 лет без проведения конкурса следующих свидетельств:
- серии 260012 N 000592 по маршруту N 32-м "3 Юго-Западный проезд - 204 квартал", срок действия с 27.05.2016 по 26.05.2021;
- серии 260012 N 000508 по маршруту N 12-м "с/т "Аграрник" - улица Коломийцева", срок действия с 27.05.2016 по 26.05.2021;
- серии 260012 N 000551 по маршруту N 19-м "Бульвар Зеленая Роща - детская городская больница им. Филипского", срок действия с 27.05.2016 по 26.05.2021;
- серии 260012 N 000559 по маршруту N 29-м "мкр Перспективный - 12 км", срок действия с 27.05.2016 по 26.05.2021;
- серии 260012, N 000556 по маршруту N 9-м "мкр Перспективный - автовокзал "Восточный"", срок действия с 27.05.2016 по 26.05.2021;
- серии 260012 N 000548 по маршруту N 55-м "ул. Чехова - 373 квартал", сок действия с 27.05.2016 по 26.05.2021;
- серии 260012 N 000584 по маршруту N 13-м "ж/к Белый город - 12 км", сок действия с 27.05.2016 по 26.05.2021;
- серии 260012 N 000573 по маршруту N 10 "12 км - ул. Ракитная", срок действия с 01.02.2017 по 31.01.2022;
- серии 260012 N 000547 по маршруту N 12 "т/ц Метро - ул. Коломийцева, срок действия с 01.02.2017 по 31.01.2022;
- серии 260012 N 000589 по маршруту N 13 "ж/к Белый город - 12 км", срок действия с 01.02.2017 по 31.01.2022;
- серии 260012 N 000602 по маршруту N 14 "ж/к Белый город - ул. Селекционная", срок действия с 01.02.2017 по 31.01.2022;
- серии 260012 N 000595 по маршруту N 46 "ж/к Олимпийский - мкр Радуга", срок действия с 01.02.2017 по 31.01.2022;
- серии 260012 N 000569 по маршруту N 10-м "12 км - Инструментальный завод", срок действия с 01.02.2017 по 31.01.2022;
- серии 260012 N 000565 по маршруту N 14-м "566 квартал - ж/д вокзал", срок действия с 01.02.2017 по 31.01.2022;
- серии 260012 N 000591 по маршруту N 46-м "мкр Радуга - ж/к Олимпийский", срок действия с 01.02.2017 по 31.01.2022 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, ООО "Автоальянс", индивидуальный предприниматель Багаев В.Ю., индивидуальный предприниматель Федосеев В.Н., индивидуальный предприниматель Романов Е.А., индивидуальный предприниматель Нефедов С.Г., индивидуальный предприниматель Стабронников В.С., индивидуальный предприниматель Сенников П.В., индивидуальный предприниматель Исавердов Г.Р., индивидуальный предприниматель Чернова Е.Д.
Решением суда от 22.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском министерством срока на обращение в суд с заявлением.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.10.2022 решение суда от 22.07.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его заявление. Отказ суда в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления является необоснованным. Восстановить свое нарушенное право путем обращения в суд министерство могло только после получения полного пакета документов, в числе которого конкурсная документация. Министерству стало известно о своих нарушенных правах и о выдаче свидетельства без конкурентных процедур только 02.12.2021, когда было получено письмо от администрации г. Ставрополя, а не 22.01.2021, когда был получен первый пакет документов.
В отзывах на кассационную жалобу комитет, индивидуальный предприниматель Федосеев В.Н., индивидуальный предприниматель Нефедов С.Г., индивидуальный предприниматель Стабронников В.С., индивидуальный предприниматель Багаев В.Ю., индивидуальный предприниматель Исавердов Г.Р. просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, а представители комитета и индивидуального предпринимателя Нефедова С.Г. отклонили их по мотивам, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.01.2021 комитет по акту приема-передачи передал министерству копии свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах округа г. Ставрополя, выданные юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или уполномоченному участнику договора простого товарищества по 35 маршрутам, в том числе на маршруты N N 9-м, 10, 10-м, 12, 12-м, 13, 13-м, 14, 14-м, 19 м, 29-м, 32, 46, 46-м, 55-м. Кроме того, по акту приема-передачи от 28.12.2021 министерству от комитета переданы протоколы заседания конкурсной комиссии, договоры на транспортное обслуживание на городских автобусных маршрутах.
Из представленных документов судами установлено, что в 2015 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) комитетом городского хозяйства проведен конкурс на право получения свидетельств на осуществление перевозок по маршруту, победителем которого признано Ставропольское муниципальное троллейбусное предприятие (далее - предприятие).
Предприятие и комитет заключили договоры транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах, предметом которых является осуществление городских пассажирских перевозок в соответствии с объектом конкурса.
С 01.06.2017 троллейбусное предприятие прекратило обслуживание всех городских и дачных автобусных маршрутов, о чем уведомило комитет.
Комитет выдал индивидуальным предпринимателям свидетельства и карты маршрутов N 9-м, 10, 10-м, 12, 12-м, 13, 13-м, 14, 14-м, 19 м, 29-м, 32, 46, 46-м, 55-м.
Полагая, что комитет нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части непроведения конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок и выдачи индивидуальным предпринимателям свидетельств на осуществление пассажирских перевозок без правовых оснований и без проведения конкурентных процедур в нарушение требований Закона N 220-ФЗ, министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления министерства, суд первой инстанции руководствовался статьями 115, 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законом Ставропольского края от 12.11.2020 N 121-кз "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края".
Полномочия по осуществлению функций по организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Ставрополя с 01.01.2021 отнесены на министерство.
Суд первой инстанции исходил из того, что заявление подано в Арбитражный суд Ставропольского края 02.02.2022 (подтверждается штампом суда).
Суды приняли во внимание, что по акту приема-передачи от 22.01.2021 комитет передал министерству копии свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах округа города Ставрополя, выданные юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или уполномоченному участнику договора простого товарищества по 35 маршрутам, в том числе на маршруты N 9-м, 10, 10-м, 12, 12-м, 13, 13-м, 14, 14-м, 19 м, 29-м, 32, 46, 46-м, 55-м.
Кроме того, апелляционный суд установил, что министерство являлось ответчиком по делу N А63-8748/2021 о признании недействительными свидетельств на муниципальные маршруты N 12-м, 29-м, 9-м, 19-м, 32-м.
Таким образом, у министерства имелась информация о выдаче свидетельств по маршрутам N 12-м, 29-м, 9-м, 19-м, 32-м, как и по иным маршрутам, с учетом того, что комитет указанные документы также передавал министерству.
Суды посчитали, что в обоснование заявленного ходатайства и заявления министерство не привело доказательства наличия объективных и уважительных причин пропуска срока на подачу заявления.
С учетом того, что пропуск срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконными действий комитета в части выдачи свидетельств без проведения конкурса является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления министерства.
Кроме того, апелляционный суд отметил, что министерство при обращении в Арбитражный суд Ставропольского края не мотивировало, чем конкретно затронуты его права и законные интересы выдачей свидетельств, а также не указало, каким образом будут восстановлены права заявителя, с учетом того что на момент обращения в суд срок их действия окончен.
Таким образом, судебные акты являются законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А63-1195/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленных документов судами установлено, что в 2015 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) комитетом городского хозяйства проведен конкурс на право получения свидетельств на осуществление перевозок по маршруту, победителем которого признано Ставропольское муниципальное троллейбусное предприятие (далее - предприятие).
...
Полагая, что комитет нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части непроведения конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок и выдачи индивидуальным предпринимателям свидетельств на осуществление пассажирских перевозок без правовых оснований и без проведения конкурентных процедур в нарушение требований Закона N 220-ФЗ, министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2023 г. N Ф08-14977/22 по делу N А63-1195/2022