г. Краснодар |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А15-6570/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., при участии от истца - Войсковой части 6913 (ИНН 0573004492, ОГРН 1140573001007) - Шкиля В.И. (доверенность от 23.01.2023), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала" (ИНН 0571008854, ОГРН 1160571064741) и третьего лица - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022 по делу N А15-6570/2021, установил следующее.
Войсковая часть 6913 (далее - войсковая часть) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" (далее - общество) о понуждении произвести перерасчет за потребленный газ путем уменьшения задолженности за апрель 2021 года до 68 049 рублей 83 копеек, за май 2021 года до 18 436 рублей 33 копеек, за июнь 2021 года до 8432 рублей 17 копеек и за июль 2021 года до 1532 рублей 58 копеек и понуждении выставить счета-фактуры на указанные суммы (уточенные требования).
Решением от 12.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.09.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и отказать в иске.
В отзыве на жалобу войсковая часть указала на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что войсковая часть (поставщик) и общество (покупатель) заключили государственный контракт на поставку газа от 26.11.2019 N 12-4-33/00-1389/20.
26 апреля 2021 года представители общества провели проверку узла учета газа потребителя и выявили нарушения, выразившиеся в истечение межповерочного интервала счетчика СГ 16 МТ-250 и окончании срока госповерки датчика перепада давления (ДСП-80- РАСКО). По результатам проверки составлен акт от 26.04.2021 N 12-4-33/00-1389, в котором отражены следующие нарушения: истечение межповерочного интервала счетчика и датчика перепада давления.
На основании данного акта общество с апреля по июль 2021 года произвело расчет объемов потребления газа по мощности газопотребляющего оборудования в размере 8467,2 куб. м в сутки (117,8 куб. м·ч 24 часа), в результате чего неучтенный объем газа за спорный период составил 777 917 куб. м на сумму 6 177 576 рублей 92 копейки, в том числе:
- за апрель 2021 года - 127 008 куб. м на сумму 1 333 384 рубля 29 копеек;
- за май 2021 года - 262 483 куб. м на сумму 1 959 150 рублей 05 копеек;
- за июнь 2021 года - 254 016 куб. м на сумму 1 883 321 рубль 02 копейки;
- за июль 2021 года - 134 410 куб. м на сумму 1 001 721 рубль 56 копеек.
На указанные суммы общество выставило войсковой части соответствующие счета-фактуры и направило претензии и уведомление о рассмотрении вопроса об ограничении поставки газа на 20 % в связи с неуплатой указанного количества газа.
Считая, что ввиду фактической исправности узла учета газа оснований для определения объемов газа расчетным способом не имелось, в связи с чем указанное дополнительное начисление объемов газа ответчиком произведено незаконно, и в связи с отказом общества уменьшить начисленную задолженность, войсковая часть обратилась в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 5, 12, 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102 "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102), а также Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа (пункт 22 Правил поставки газа). Согласно пункту 23 Правил поставки газа, при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 102-ФЗ и пункту 2.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961, измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. В пункте 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В рассматриваемом случае в состав узла учета газа на объекте ответчика входят счетчик газа (СГ16МТ-250), датчик температуры (ТС034-РТ-100), вычислитель количества газа (ВКГ-3Т), преобразователь давления (СДВ-И1,0) и дифманометры стрелочные показывающие (ДСП-80-РАСКО).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Федеральное бюджетное учреждение "Дагестанский ЦСМ" установило, что узел учета газа СГ-16МТ-250 (заводской номер 8020973) пригоден к применению, о чем выдано свидетельство о поверке от 12.04.2016, действительно до 12.04.2021.
12 апреля 2021 года обществу поступило заявление войсковой части от 09.04.2021 на демонтаж прибора учета газа и проведении проверки узла учета газа.
23 апреля 2021 года общество составило акт отключения газового оборудования, опломбировало котлы N 1 и N 2.
26 апреля 2021 года в ходе проведения проверки узлов учета общество выявило истечение сроков поверки узла учета газа СГ-16МТ-250 и датчика перепада давления.
Между тем, поскольку, общество не приняло мер по организации демонтажа и проведении проверки узла учета газа, 29.04.2021, а затем 24.05.202 войсковая часть повторно направила заявления аналогичные ранее направленному 12.04.2021. Данные обстоятельства, свидетельствуют о бездействии общества и наличии признаков злоупотребления правом, поскольку оно было уведомлено о необходимости демонтажа узла учета газа с истекшим сроком поверки.
Как верно указали суды нижестоящих инстанций, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
При таких обстоятельствах верен вывод об обоснованности заявленных исковых требований. Суд округа не выявил неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и способных опровергнуть выводы судов, кассационная жалоба не содержит в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022 по делу N А15-6570/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа (пункт 22 Правил поставки газа). Согласно пункту 23 Правил поставки газа, при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 102-ФЗ и пункту 2.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961, измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. В пункте 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2023 г. N Ф08-13727/22 по делу N А15-6570/2021