г. Краснодар |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А32-13172/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующего Сапожонковой А.А., и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем веб-конференции, от ответчика - муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа "Восход" Белоглинского района" (ОГРН 1022303500119, ИНН 2326004685) - Стадниковой Ю.В. (доверенность от 22.06.2022), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "САНАСтрой" (ОГРН 1132372001057, ИНН 2372005468), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САНАСтрой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А32-13172/2022, установил следующее.
ООО "САНА-Строй" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МБУ "Спортивная школа "Восход" Белоглинского района" (далее - учреждение) о взыскании 13 977 014 рублей 87 копеек задолженности, 745 440 рублей 79 копеек неустойки, неустойки за каждый день просрочки с 22.03.2022 по день фактической оплаты задолженности в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от 13 977 014 рублей 87 копеек.
Решением суда от 24.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2022, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды установили отсутствие совокупности обстоятельств, необходимых для изменения существенного условия контракта (цены) на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1315).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что в постановлении N 1315 установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн рублей, предметом которого является выполнение работ по строительству капитального объекта и заключенного до 01.01.2022 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Суды не учли существенный рост стоимости строительных ресурсов, в связи с которым общество выполнило перерасчет цены контракта и направило его заказчику, однако учреждение свои обязательства по перерасчету цены контракта не исполнило.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 10.07.2020 учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 45 на выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона им. А.А. Мацнева по ул. Первомайская, 157а, с. Белая Глина, Белоглинского района, Краснодарского края" (далее - контракт), согласно которому подрядчик принимает обязательство в установленные сроки выполнить работы в соответствии с проектной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ согласно статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс; приложение N 1), являющимися неотъемлемой частью контракта, и передать результат работ заказчику, а заказчик - принять результат выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1 контракта).
Результатом выполнения работ, предусмотренных контрактом, являются работы по проведению капитального ремонта стадиона им. А.А. Мацнева по ул. Первомайская, 157а, с. Белая Глина, Белоглинского района, Краснодарского края в соответствии с проектной документацией и сметой.
Согласно пункту 2.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 23.12.2021 N 19) цена контракта (стоимость работ) составляет 53 347 385 рублей 01 копейка, НДС не предусмотрен.
В силу пункта 11.1 контракта он действует с момента заключения до 31.12.2021.
Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Общество ссылается на постановление N 1315, предусматривающее возможность изменения (увеличения) цены государственного контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Из преамбулы данного постановления следует, что оно было принято Правительством Российской Федерации в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы.
Истец выполнил перерасчет цены контракта и направил его в адрес заказчика с предложением изменить цену контракта (письма от 23.08.2021 N 80/2021, от 01.09.2021 N 81/2021, от 28.10.2021 N 99/2021).
Перерасчет цены контракта обществом осуществлен на основании Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
В соответствии с представленным заказчику расчетом стоимость работ по откорректированной смете контракта составляет 67 324 399 рублей 88 копеек, в связи с чем долг по оплате составляет разницу: 67 324 399 рублей 88 копеек (стоимость по расчету истца) - 53 347 385 рублей 01 копейка (стоимость по дополнительному соглашению от 23.12.2021 N 19) = 13 977 014 рублей 87 копеек.
Согласно пункту 3.3 контракта оплата фактически выполненных работ осуществляется заказчиком в течение 30 дней с момента подписания заказчиком и подрядчиком акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 на основании выставленного счета.
Факт надлежащего выполнения подрядчиком всего объема работ в соответствии с требованиями технической документации подтверждается актами приемки выполненных работ по форме N КС-2, подписанными заказчиком.
Заказчик не согласился с пересчетом стоимости контракта в сторону увеличения, что послужило основанием для обращения общества в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Правоотношения сторон регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса и Закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (пункт 1 статьи 746 Гражданского кодекса).
На основании части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято постановление N 1315.
Пунктом 2 постановления N 1315 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к постановлению N 1315, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
- контракт заключен до 1 октября 2021 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что внесение изменений в контракт, заключенный в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, возможно только при совокупности условий, определенных в подпункте "а" пункта 2 постановления N 1315.
Вместе с тем в материалы дела представлено письмо администрации МО Белогинский район от 18.11.2021 N 01-11/5921 в министерство культуры и спорта Краснодарского края о возможности выделения дополнительного финансирования (о чем сообщено подрядчику письмом от 18.11.2021 N 285). Из ответа министерства культуры и спорта Краснодарского края следует, что увеличение цены контракта может быть произведено только в рамках уже доведенных лимитов бюджетных обязательств (письмо Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края от 01.12.2021 N54-01-07-7891/21). В письме от 18.11.2021 N 285 учреждение сообщило обществу о том, что лимиты бюджетных средств и возможность выделения дополнительных лимитов из бюджета муниципального образования также отсутствуют.
Кроме того, абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 постановления N 1315 предусмотрено, что изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение.
Такое соглашение стороны не заключили. В судебном порядке спор о необходимости заключения соглашения об увеличении цены обществом не инициирован.
Абзац шестой подпункта "а" пункта 2 постановления N 1315 содержит условие о том, что контракт должен быть заключен до 1 октября 2021 года (в редакции, действовавшей в спорный период) и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
В дело сторонами представлены акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2 на общую сумму 53 347 385 рублей 01 копейка. Работы выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в полном объеме; данный факт сторонами не оспаривается.
Кроме того, суд кассационной инстанции также отмечает, что в силу пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (на который указано в подпункте "а" пункта 2 постановления N 1315) изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
В рассматриваемом случае подписание сторонами актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 свидетельствует о том, что у общества (подрядчика) не возникли обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения контракта (в том числе ввиду удорожания материалов), учитывая, что контракт был заключен еще 10.07.2020, исполнен в полном объеме, все работы по контракту были сданы в 2021 году в объемах, которые определены сторонами в дополнительном соглашении от 23.12.2021 N 19 к контракту, при этом доказательств приостановки работ на основании положений статей 716 и 719 Гражданского кодекса не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А32-13172/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В дело сторонами представлены акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2 на общую сумму 53 347 385 рублей 01 копейка. Работы выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в полном объеме; данный факт сторонами не оспаривается.
Кроме того, суд кассационной инстанции также отмечает, что в силу пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (на который указано в подпункте "а" пункта 2 постановления N 1315) изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
В рассматриваемом случае подписание сторонами актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 свидетельствует о том, что у общества (подрядчика) не возникли обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения контракта (в том числе ввиду удорожания материалов), учитывая, что контракт был заключен еще 10.07.2020, исполнен в полном объеме, все работы по контракту были сданы в 2021 году в объемах, которые определены сторонами в дополнительном соглашении от 23.12.2021 N 19 к контракту, при этом доказательств приостановки работ на основании положений статей 716 и 719 Гражданского кодекса не представлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф08-15047/22 по делу N А32-13172/2022